ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ 5
1.1 Сущность и понятие малого бизнеса, его роль в экономике страны 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности малого бизнеса в Российской Федерации 8
2. АНАЛИЗ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12
2.1. Анализ развития малого бизнеса в нефтяной и газовой
промышленности 12
2.2 Перспективы развития малых компаний нефтегазового комплекса 14
2.3 Тенденции развития крупного бизнеса в России 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Читать дальше
Невозможно представить нефтегазовый сектор без малого бизнеса, если учесть тот факт, что Россия экономически ориентирована в основном на минерально-сырьевой комплекс и является страной, то в топливно-энергетическом комплексе невозможно представить нефтегазовый сектор без малого бизнеса.
Крупные российские предприятия в основном сосредоточены в ресурсодобывающей отрасли, в основном состоят из вертикально интегрированных холдингов с полным производственным циклом - от геологоразведки до добычи и переработки нефти, до реализации нефтепродуктов конечным потребителям. В свою очередь, в процессе внутриплощадочного развития эти холдинги часто опираются на малый бизнес, где ресурсный потенциал невостребованных крупных компаний становится надежной сырьевой базой и расширяются полигоны для выполнения ими следующих видов деятельности:
- местные исследования подземных районов, гор и прилегающих территорий;
- добыча различных топливно - энергетических полезных ископаемых из природных ресурсов (уголь, нефть, природный газ и попутный газ, битуминозные угольные сланцы;
- освоение источников энергии земли (горячая вода, гейзеры и др.);
- создание новых или усовершенствование существующих технологий, технических средств и оборудования для добычи и переработки углеводородного сырья;
- техническое обслуживание, оказание услуг и различные вспомогательные работы, выполняемые на объектах, занятых добычей топливно-энергетических ресурсов, их переработкой и обращением с отходами (обустройство территории, ремонтные работы, транспортные услуги и др.);
- осуществлять природоохранные мероприятия и разрабатывать инструменты и методы обеспечения безопасности горно-производственной среды.
В процессе реализации этих мер субъекты малого предпринимательства решают ряд задач социально-экономического значения, таких как:
- создание условий для дальнейшей геологоразведки и специальных геологических исследований на подземных участках, техногенных месторождениях, небольших месторождениях;
- ускорить переход к разработке и внедрению новых технологий и технологических средств, способствующих повышению целостности добываемых из недр полезных ископаемых, их переработке и повышению качества производимой нефти и продуктов нефтехимии;
- участие в рыночной адаптации крупных предприятий в случае реструктуризации и конверсии, а также участие в процессах добычи, переработки и производства ресурсов, которые не требуются крупным предприятиям;
- насыщение местных рынков по более доступным ценам для удовлетворения спроса населения на ключевые виды товаров и услуг;
- снизить социальную напряженность путем создания новых рабочих мест, особенно в отдаленных районах, и предотвратить превращение промышленных рабочих в хулиганов и потерю навыков в результате потери их прежних рабочих мест или безработицы;
- оказание помощи молодому поколению предпринимателей в реализации потенциала обучения и воспитания среднего класса, являющегося основой и опорой существования современного общества.
Все эти социально-экономические функции малых нефтегазовых предприятий привели к формированию малых предприятий, сосредоточенных в сфере добычи углеводородов, а также их отрыву от некоторых других отраслей промышленности.
Основными задачами малых нефтегазовых предприятий являются производство конечной продукции (в данном случае отгрузка добытого углеводородного сырья), выполнение инжиниринговых и сервисных работ, повышение эффективности производственного цикла и качества выпускаемой продукции (инжиниринг, услуги).
Производство объема энергоресурсов, их преобразование, как источника производственной базы нефтехимии, промежуточных продуктов и продуктов нефтехимии, полимеров и изделий из них, производство светлых нефтепродуктов и продуктов нефтехимии, улучшение условий, комфорта и качества повседневной жизни населения.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Электронный ресурс: режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата доступа 24.052.2021).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (от 26.07.2019 №230-ФЗ, вступающих в силу с 27.07.2020) // [Электронный ресурс]: режим обращения: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (дата обращения: 24.05.2021).
3. Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. (в ред. от. 08.06.2020 №169-ФЗ.) Электронный ресурс режим обращения: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7951 (дата обращения : 24.05.2021).
4. Антонова М.П. и др.. Развитие малого и среднего предпринимательства в России в контексте реализации национального проекта. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, - 2020.
5. Айдарханов М. Основы экономической теории : М. Айдарханов / Учебник. М.: Фолиант. 2017. - 432 с.
6. Бойко М. В. Азы экономики: учебник / М.В. Бойко М.: Книга по Требованию. 2015. - 472 с.
7. Борисов Е. Ф. Экономика : учебник для бакалавров / Е.Ф. Бойко - М.: Проспект. 2020. - 272 с.
8. Васильев В. П., Холоденко Ю. А. Экономика : Учебник и практикум / В.П. Васильев - М.: Юрайт. 2020. - 298 с.
9. Глухов В., Балашова Е. Экономика и менеджмент в инфокоммуникациях. СПб.: Питер. 2012. - 272 с.
10. Горелов Н. А., Кораблева О. Н. Развитие информационного общества: цифровая экономика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт. - 2019. -242 с.
11. Гринберг Р. С., Рубинштейн А. Я., Нуреев Р. М. Экономика общественного сектора (новая теория). Учебник. М.: Инфра-М, РИОР. 2016. -440 с.
12. Дорошенко, А. В. Эффективность взаимодействия крупного и малого бизнеса в современной российской экономике / А. В. Дорошенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (50). — С. 212-216.
13. Дерен В. И., Дерен А. В. Экономика и международный бизнес. Учебник и практикум для магистратуры. М.: Юрайт. 2019. - 298 с.
14. Елисеев В. С. Теория экономического права. Теория отраслей права, обеспечивающих экономические отношения : учебное пособие / В.С. Елисеев - М.: Проспект. 2020. - 416 с.
15. Ивашковский С. Н. Экономика для менеджеров. Микро- и макроуровень. Учебное пособие. М.: Дело. 2019. - 408 с.
16. Иохин В. Я. Экономическая теория. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт. 2017. - 354 с.
17. Казначевская Г. Б. Основы экономической теории. Учебное пособие. М.: Феникс. 2020. - 384 с.
18. Колычев А. М., Рассолов И. М. Правовое обеспечение экономики. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт. 2019. - 430 с.
19. Лобачева Е. Н. [и др.] Основы экономической теории. Учебник для СПО. М.: Юрайт. 2019. - 540 с.
20. Лукашенко М. А., Алавердов А. Р., Безнощенко Д. В. Экономика. Учебник. Часть 2. М.: Синергия. 2018.- 384 с.
21. Лукашенко М. А., Ионова Ю. Г., Михненко П. А. Экономика. Учебник. В 2 частях. Часть 1. М.: Издательский дом Университета "Синергия". 2019. - 364 с.
22. Малое и среднее предпринимательство в России и регионах в 2019–2020 гг. Электронный ресурс // режим обращения: https://www.researchgate.net/publication/340901999_Maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_v_Rossii_i_regionah_v_2019-2020_gg (режим доступа: 24.05.2021)
23. Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации // [Электронный ресурс]: режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/6366 (режим доступа: 24.05.2021)
24. Российская экономика в 2019 году. Тенденции и перспективы (Выпуск 41). - М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2020. - C. 279-290.
Читать дальше