Проходя через всё уголовное законодательство Российской Федерации, нормы, касающиеся категоризации преступлений, показывают неразрывную связь Общей части с Особенной, а также оказывают воздействие на другие правовые институты.
Под категоризацией (классификацией) преступлений, включенных в Особенную часть УК РФ, принято понимать их разделение на группы по определенным критериям. Это разделение на категории имеет значение для решения многих вопросов уголовно-правового характера.
Помимо названных достоинств категоризации преступлений, нередко теория и практика ее применения позволяет выделить и недостатки, которые не были устранены законодателем и в настоящее время.
В теории уголовного права выделяются разнообразные основания для классификации преступлений. Это может быть деление по объекту посягательств (родовой, видовой объект), по объективной стороне (простое единичное, сложное единичное преступление), по видам состава преступлений и т.д. Но законодатель в качестве ведущего основания при категоризации определяет характер и степень общественной опасности. Эти критерии в каждом преступлении проявляются по-разному, поэтому и меры уголовно-правового характера, применяемые к лицам, совершающим преступления, не могут не отличаться.
Таким образом, выделяется четыре категории преступных деяний: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.
Несмотря на то, что в ч. 1 названной статьи деление производится, по замыслу законодателя, в зависимости от степени и характера общественной опасности, которые находят итоговое отражение в санкциях норм Особенной части УК РФ, внутри категорий преступления делятся также по форме вины: умышленные и неосторожные. Тяжкие преступления, а также небольшой и средней тяжести, могут быть совершены как умышленно, так и неосторожно, в то время как особо тяжкие строго определяются только умышленным деянием. В связи с этим можно сказать, что данное деление не соответствует правилам логики, по которым в одной и той же классификации необходимо применять одинаковое основание.
Важно заметить, что деление на категории происходит по максимальной границе наказания в виде лишения свободы, а нижние границы законодатель не определяет, за исключением особо тяжких преступлений, за совершение которых предусмотрено лишение свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание. Таким образом, категоризация преступлений не отвечает еще одному правилу логики, в соответствии с которым категории должны взаимно исключать друг друга. Так как уровень общественной опасности в преступлениях может сильно различаться, то типовое наказание для них тоже должно носить индивидуальный характер. Это выражено лишь в категории преступлений небольшой тяжести и особо тяжких, в связи с тем, что они занимают крайние положения, а потому и могут содержать лишь одну границу типового наказания.
Проведенный анализ показал, что законодатель всё ещё стремится к разработке наиболее идеальной схемы категоризации преступлений. Об этом говорит немалое количество изменений, внесённых в данную статью. Но всё же, на данном этапе развития уголовного законодательства РФ, статья 15 несовершенна и подвергается критике. Для того, чтобы безошибочно и правильно применять ч. 6 ст. 15 УК законодателю нужно конкретизировать критерии, позволяющие суду изменять категорию преступления на менее тяжкую. Также надлежит предусмотреть все возможные уголовно-правовые последствия, которые это изменение может за собой повлечь. Для совершенствования статьи 15 УК РФ, по мнению многих юристов, нужно исключить из нее часть 6, а также для обеспечения справедливости построить категории преступлений в более логичном порядке с добавлением нижней границы наказания в каждую категорию преступления.