Не бойтесь заказать реферат в Томске , у нас работают профессионалы
Таким образом, семейное воспитание детей становится одним из естественных прав, гарантированных гражданам государством, включая экономические и правовые средства, а также организационно-методологическую и научно-теоретическую поддержку. Одним из наследственных критериев успешного решения проблем воспитания и обучения детей является конструктивное изучение российского научно-педагогического опыта, накопленного в этой сфере. В самом конце XIX - начале XX веков при формировании гражданского общества в нашей стране также возникла дилемма разработки теории и методологии начальной социализации младенцев. Среди известных российских ученых, исследовавших эту проблему, особое место принадлежит П.Ф. Каптереву (1849-1922), сыгравшему, по мнению И.В. Чувашева, исторически прогрессивную роль в разработке уникальной теории дошкольного образования. В многосторонней учебной работе П.Ф.Каптерева проблема воспитания семьи была предметом постоянного исследовательского внимания. Результатом стал цикл бесчисленных работ, посвященных социальным, психологическим, образовательным, правовым, морально-этическим, а также образовательным и методологическим нюансам вышесказанной проблемы. Теоретические разработки ученого легли в основу его практической и организационной деятельности по педагогическому воспитанию родителей и пропаганде разработанных им наследственных методов воспитания детей. П.Ф. Каптерев сыграл активную роль в организации и деятельности головной группы, которая возникла в Санкт-Петербурге в 1883 г. как учебное заведение в области общего и профессионального образования и объединила выдающихся ученых, учителей, врачей и юристов. Имя Каптерева связано с подготовкой и проведением первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию (30.12.1912 - 01.01.1913). Цель исследования - представить в системе и проанализировать разработанную П. Ф. Каптеревым культурно-антропологическую концепцию семейного воспитания, определить ее методолого-теоретический, содержательный и методический аспекты. Задачи исследования: - на основе историко-теоретического анализа педагогического наследия П. Ф. Каптерева выяснить сущность и теоретико-методологические основы культурно-антропологической концепции семейного воспитания; - выделить и раскрыть методологические установки и принципы семейного воспитания в концепции П. Ф. Каптерева; - раскрыть цели, содержание и методы воспитания и обучения в семье в трактовке П. Ф. Каптерева; - показать возможности творчески-критического использования в современных условиях ведущих идей и опыта семейного воспитания и обучения, представленных в наследии П. Ф. Каптерева. Изучая научно-педагогические взгляды П.Ф. Каптерева, автор руководствовался как логическими, так и гносеологическими принципами, а также широким социокультурным подходом. Заключительный предполагает рассмотрение и оценку системы педагогической мысли в контексте исторической медлительности, духовной культуры сообщества исследуемой эпохи. Поскольку педагогическая теория как область ценностных и гуманитарных знаний не свободна от идеологических и идеологических установок ученого, то именно социокультурный, а не социально-экономический подход больше соответствует характеру историко-педагогических исследований. Не экономика, - отмечает в этой связи З. И. Равкин, - а культура, понимаемая как совокупность этических норм, ментальных ценностей, добродушных стандартов, что еще больше подчеркивает важность принципа ее приоритетности; в конечном итоге определяет ход истории, приобретая тем самым статус человеческого социального существа. Объект и предмет исследования определили ведущие принципы изучения материала: научная объективность, историзм, единство логического и исторического, целостный практикует анализу педагогических явлений. Источниковедческую базу исследования составили публикации П. Ф. Каптерева, литографированные и рукописные тексты, архивные его материалы из архивных фондов. Дополнительно к учтенным работам П. Ф. Каптерева выявлено тринадцать публикаций, не находившихся ранее в научном обороте. Системный и аналитический подход к источникам дозволил воссоздать целостное представление о теоретико-методологических позициях и содержании сделанной П. Ф. Каптеревым культурно-антропологической концепции домашнего воспитания, не утратившее собственного значения для современной педагогики.