?>
Оглавление Введение…………………………………………………………..……………….3 Глава 1. Теоретико-методологические основы антрополого-гуманистической концепции семейного воспитания П. Ф. Каптерева…………………………….7 1.1 Культурно-антропологическая сущность педагогического процесса и проблемы воспитательного идеала………………………………………………7 1.2. Основные факторы формирования личности в педагогическом процессе…………………………………………………………………………..9 Глава 2. Основные проблемы семейного воспитания и обучения в концепции П. Ф. Каптерева…………………………………………………………………14 2.1. Социальные условия, цели и принципы семейного воспитания…………14 2.2. Содержание и методика педагогически эффективного воспитания в семье…………………………………………………………………….………..20 Заключение……………………………………………………………………….26 Список использованной литературы……………………………………………28

Антрополого-гуманистическая концепция семейного воспитания П.Ф. Каптерева

курсовая работа
Право
30 страниц
81% уникальность
2021 год
28 просмотров
Рудакова А.
Эксперт по предмету «Право»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Оглавление Введение…………………………………………………………..……………….3 Глава 1. Теоретико-методологические основы антрополого-гуманистической концепции семейного воспитания П. Ф. Каптерева…………………………….7 1.1 Культурно-антропологическая сущность педагогического процесса и проблемы воспитательного идеала………………………………………………7 1.2. Основные факторы формирования личности в педагогическом процессе…………………………………………………………………………..9 Глава 2. Основные проблемы семейного воспитания и обучения в концепции П. Ф. Каптерева…………………………………………………………………14 2.1. Социальные условия, цели и принципы семейного воспитания…………14 2.2. Содержание и методика педагогически эффективного воспитания в семье…………………………………………………………………….………..20 Заключение……………………………………………………………………….26 Список использованной литературы……………………………………………28
Читать дальше
Процессы обновления, затрагивающие все сферы общественной жизни русского общества, не могут не сказаться на образовании и воспитании детей. В критериях демократизации общественной жизни наблюдается существенное повышение социального статуса образования, признание его высокой реальной ценности. Это привело к ослаблению воспитательной роли семьи, сокращению образовательной подготовки родителей, развитию, недостаточно насыщенному теоретическими проблемами домашнего воспитания и обучения. Между тем, начальная и образовательная подготовка детей является естественным пробным началом школьного образования, и только наследственность может протекать органично, способной создать для ребенка реальные психические, гигиенические и высокоморальные и этические условия. В настоящее время необходимо переосмыслить роль домашнего образования и обучения в системе общего образования. Эта необходимость вызвана соответствующим понижением начального образовательного возраста детей абсолютно для всех современных передовых стран, более ранним периодом развития их творческих способностей. Другое обстоятельство связано с тем, что сейчас, несмотря на неблагоприятные для семьи процессы, она по-прежнему остается главным институтом первичной социализации личности. В гражданско-правовом сообществе семья — это сфера частной жизни человека, в которой он реализует свои важнейшие права и свободы и интересы которой, как следует, являются явным приоритетом общества наряду с муниципальными политическими интересами.


Не бойтесь заказать реферат в Томске , у нас работают профессионалы


Таким образом, семейное воспитание детей становится одним из естественных прав, гарантированных гражданам государством, включая экономические и правовые средства, а также организационно-методологическую и научно-теоретическую поддержку. Одним из наследственных критериев успешного решения проблем воспитания и обучения детей является конструктивное изучение российского научно-педагогического опыта, накопленного в этой сфере. В самом конце XIX - начале XX веков при формировании гражданского общества в нашей стране также возникла дилемма разработки теории и методологии начальной социализации младенцев. Среди известных российских ученых, исследовавших эту проблему, особое место принадлежит П.Ф. Каптереву (1849-1922), сыгравшему, по мнению И.В. Чувашева, исторически прогрессивную роль в разработке уникальной теории дошкольного образования. В многосторонней учебной работе П.Ф.Каптерева проблема воспитания семьи была предметом постоянного исследовательского внимания. Результатом стал цикл бесчисленных работ, посвященных социальным, психологическим, образовательным, правовым, морально-этическим, а также образовательным и методологическим нюансам вышесказанной проблемы. Теоретические разработки ученого легли в основу его практической и организационной деятельности по педагогическому воспитанию родителей и пропаганде разработанных им наследственных методов воспитания детей. П.Ф. Каптерев сыграл активную роль в организации и деятельности головной группы, которая возникла в Санкт-Петербурге в 1883 г. как учебное заведение в области общего и профессионального образования и объединила выдающихся ученых, учителей, врачей и юристов. Имя Каптерева связано с подготовкой и проведением первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию (30.12.1912 - 01.01.1913). Цель исследования - представить в системе и проанализировать разработанную П. Ф. Каптеревым культурно-антропологическую концепцию семейного воспитания, определить ее методолого-теоретический, содержательный и методический аспекты. Задачи исследования: - на основе историко-теоретического анализа педагогического наследия П. Ф. Каптерева выяснить сущность и теоретико-методологические основы культурно-антропологической концепции семейного воспитания; - выделить и раскрыть методологические установки и принципы семейного воспитания в концепции П. Ф. Каптерева; - раскрыть цели, содержание и методы воспитания и обучения в семье в трактовке П. Ф. Каптерева; - показать возможности творчески-критического использования в современных условиях ведущих идей и опыта семейного воспитания и обучения, представленных в наследии П. Ф. Каптерева. Изучая научно-педагогические взгляды П.Ф. Каптерева, автор руководствовался как логическими, так и гносеологическими принципами, а также широким социокультурным подходом. Заключительный предполагает рассмотрение и оценку системы педагогической мысли в контексте исторической медлительности, духовной культуры сообщества исследуемой эпохи. Поскольку педагогическая теория как область ценностных и гуманитарных знаний не свободна от идеологических и идеологических установок ученого, то именно социокультурный, а не социально-экономический подход больше соответствует характеру историко-педагогических исследований. Не экономика, - отмечает в этой связи З. И. Равкин, - а культура, понимаемая как совокупность этических норм, ментальных ценностей, добродушных стандартов, что еще больше подчеркивает важность принципа ее приоритетности; в конечном итоге определяет ход истории, приобретая тем самым статус человеческого социального существа. Объект и предмет исследования определили ведущие принципы изучения материала: научная объективность, историзм, единство логического и исторического, целостный практикует анализу педагогических явлений. Источниковедческую базу исследования составили публикации П. Ф. Каптерева, литографированные и рукописные тексты, архивные его материалы из архивных фондов. Дополнительно к учтенным работам П. Ф. Каптерева выявлено тринадцать публикаций, не находившихся ранее в научном обороте. Системный и аналитический подход к источникам дозволил воссоздать целостное представление о теоретико-методологических позициях и содержании сделанной П. Ф. Каптеревым культурно-антропологической концепции домашнего воспитания, не утратившее собственного значения для современной педагогики.

Читать дальше
Целенаправленный анализ творчества Каптерева показал, что его концепция отразила органически дополняющие идеи антропологического обоснования педагогики, автономности педагогической деятельности, приоритета универсального над уникальным в содержании образовательного эталона. Сущность антрополого-гуманистической концепции содержится в этом Каптерев осматривал формирование целостной и гармонически развитой личности как объективный процесс, обусловленный трудным взаимодействием саморазвития ребяческого организма и формирования общечеловеческого и духовного образования. С точки зрения П.Ф. Каптерева, семья - неподменный институт начальной социализации малыша. Наследственный есть благоприятная возможность учесть личные и особенности возраста деток, создавать условия для их творческого развития, преднамеренно сформировывать интеллектуальные, нравственные и гражданские свойства личности. Сообразно главным положениям его концепции, задачки домашнего воспитания Каптеревых связаны с твореньем педагогических критерий для целостного физического и духовного развития личности малыша. Как следует из основных методологических установок (двоякая культурно-антропологическая природа процесса становления личности, семья как институт первичной социализации личности, автономность семейного воспитания в системе образовательной деятельности, воспитание личность как член гражданского сообщества), Каптерев убедительно доказал ряд принципов домашнего воспитания, в том числе комплекс психолого-педагогических требований к организации воспитания наследственный. Более принципиальные из них: почтение личности и прав малыша совместно с высочайшим требованием, но посильным ему требованием, стимулированием личного развития и самостоятельных действиях детей, единство образовательных требований в 7, одном предки, и в частности мамы, учитывая связанных с возрастом и личных особенностей малыша, воспитание в партнерстве, единство главных аспектов воспитания, общность семьи и требования средние учебные заведения. Ценным вкладом в теорию и практику развивающего обучения появилась разработка Каптеревым проблем организации домашнего воспитания, психолого-педагогической подготовки родителей к действенному выполнению роли первого учителя малыша, преемственности дома и средние учебные заведения. образование. Каптерев утверждал, что система личностно-нацеленного воспитания наследственный раскрывает место для творческого развития деток, для формирования ясной индивидуальности, способствует всестороннему развитию ребенка: физическому, сенсорному, интеллектуальному, высоконравственно-эстетическому. В важном документе отмечалось, что намеченная ученым программка творенья домашней дидактики получила обширное признание в педагогической среде и отчасти реализована в трудах представителей русской школы методики исходного обучения. Таким образом, в ходе исследования подтвердилась выдвинутая догадка про то, что в самом конце XIX - начале XX веков, положения которой остаются животрепещущими для современной домашней педагогики.
Читать дальше
1. Водовозов, В. И. Русская народная педагогика / В. И. Водовозов // Отечественные записки. — 1861. — № 9. – С. 63. 2. Вознесенский, П. Рецензия. Энциклопедия семейного воспитания и обучения / П. Вознесенский. Вып. 1—32. - СПб., 1898-1901 гг. // Русская школа. - 1901. - № 7-8. - С. 7. 3. Гориневский, В. В. Физическое образование / В. В. Гориневский. - СПб., 1913. – С. 187. 4. Ельницкий, К. В. Воспитание и обучение в семье и школе / К. В. Ельницкий. - СПб., 1898. – С. 91. 5. Каптерев, П. Ф. Родители и дети / П. Ф. Каптерев // Воспитание и обучение. — 1897. — № 1. — С. 4. 6. Каптерев, П. Ф. Исторический очерк теорий о первоначальном воспитании детей / П. Ф. Каптерев // Образование. — 1895. — № 9. – С. 61. 7. Каптерев, П. Ф. Исторический очерк теорий о первоначальном воспитании детей / П. Ф. Каптерев // Образование. — 1895. — № 10. – С. 57. 8. Каптерев, П. Ф. Исторический очерк теорий о первоначальном воспитании детей / П. Ф. Каптерев // Образование. — 1895. — № 11. – С. 73. 9. Каптерев, П. Ф. Исторический очерк теорий о первоначальном воспитании детей / П. Ф. Каптерев // Образование. — 1895. — № 12. – С. 31. 10. Каптерев, П. Ф. Первоначальное воспитание детей по учению русских педагогов XVIII века / П. Ф. Каптерев // Воспитание и обучение. — 1899. — № 10. — С. 354. 11. Каптерев, П. Ф. Взгляд Ушинско-го на первоначальное воспитание детей / П. Ф. Каптерев // Воспитание и обучение. — 1901. — № 1.— С. 16. 12. Каптерев, П. Ф. Основатель детских садов, его последователи и противники / П. Ф. Каптерев // Образование. — 1896. — № 1. — С. 12. 13. Каптерев, П. Ф. Исторический очерк учреждений для воспитания детей дошкольного возраста / П. Ф. Каптерев // Образование. - 1895. - № 4. – С. 21. 14. Каптерев, П. Ф. Задачи семейного воспитания / П. Ф. Каптерев. // Труды 1-го съезда по семейному воспитанию.- СПб., 1914. - Т. 1. – С. 164. 15. Каптерев, П. Ф. Задачи семейного воспитания (Доклад, читанный на первом общем собрании съезда) / П. Ф. Каптерев // Воспитание и обучение. - 1913.- № 2. - С. 1. 16. Каптерев, П. Ф. Развитие семейных чувствований в связи с историей семьи / П. Ф. Каптерев // Образование.- 1899. - № 1-2. – С. 92. 17. Каптерев, П. Ф. Основные начала семейного обучения. Дидактика семьи / П. Ф. Каптерев. - СПб., 1898. - С. 33. 18. Каптерев, П. Ф. О религиозном воспитании / П. Ф. Каптерев // Воспитание и обучение. - 1908. - № 4. - С. 132. 19. Каптерев, П. Ф. О детских играх и развлечениях / П. Ф. Каптерев. - СПб., 1898 (ЭСВиО. Вып. 4). – С. 78. 20. Лесгафт, П. Ф. Значение физического образования в семье и школе / П. Ф. Лесгафт. - СПб., 1898. – С. 163. 21. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание и его значение / П. Ф. Лесгафт. -СПб., 1900. – С. 120. 22. Манасеина, М. М. Основы воспитания от первых лет жизни и до полного окончания университетского образования: в 5 вып. / М. М. Манасеина. - СПб., 1894-1899. – С. 129. 23. Острогорский, А. Н. Семейные отношения и их воспитательное значение / А. Н. Острогорский // ЭСВиО. Вып. 2. - СПб., 1898. – С. 432. 24. Розанов, В. В. Семейный вопрос в России / В. В. Розанов. - СПб., 1903. - Т. 1. – С. 175. 25. Сикорский, И. А. Воспитание в возрасте первого детства / И. А. Сикорский. - СПб., 1884. – С. 214. 26. Ткачев, П. Н. Народ учить или у народа учиться / П. Н. Ткачев // Дело. - 1875. - № 4. – С. 313. 27. Филановская, Т. А. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева : дис. ... канд. пед. наук / Т. А. Филановская. - Владимир, 1996. - С. 101. – С.139. 28. Цебрикова, М. К. Влияние семьи и школы / М. К. Цебрикова // Воспитание и обучение. -1878. - № 1. – С. 216. 29. Цебрикова, М. К. Мать воспитательница / М. К. Цебрикова // Воспитание и обучение. - 1879. - № 11. – С. 356. 30. Шелгунов, Н. В. Письма о воспитании: в 2 т. 3-е изд. / Н. В. Шелгунов. - СПб., 1889. – С. 112.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Совершенствование мотивации труда работников предприятия
Количество страниц:
30
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Законодательная техника
Количество страниц:
32
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Теория государства и права
курсовая работа
Особенности денежной системы Российской Федерации
Количество страниц:
25
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Макроэкономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image