Введение 3
Глава 1. Теоретико – методологические основы проблемы делинквентного поведения среди подростков 5
1.1. Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения подростков: понятие, сущность, формы 5
1.2. Причины, социальные и психологические условия и факторы, оказывающие влияние на формирование делинквентного поведения подростков 12
Глава 2. Методы и приемы профилактики делинквентного поведения 20
2.1. Методы и приемы профилактики делинквентного поведения у подростков 20
2.2. Основы социальной работы в сфере делинквентного поведения подростков 29
Заключение 36
Список литературы 38
Читать дальше
Необходимо помнить, что подростки - социально не защищенный слой населения, подверженный влиянию общества ввиду еще не окрепшей психики. Для подростков переходный период является довольно сложным, поскольку происходит процесс усвоения ими социальных ролей. На пути социализации им приходится справляться с рядом довольно сложных задач. И вот, когда процесс социализации становится особенно сложным, может возникнуть делинквентное поведение.
В ходе работы нами было проанализировано явление делинквентного поведения подростков. Мы выяснили, что такое поведение подростков возникает не просто так, а имеет свои причины, основными из которых выступают: неблагоприятная атмосфера в семье, отсутствие или частичное игнорирование норм воспитания, педагогические ошибки, негативное влияние микрокультур, а также наличие свободного времени, когда подросток предоставлен сам себе.
Как и любое негативное явление, делинквентное поведение можно предотвратить, снизить его разрушительную силу. Но успех профилактики зависит от своевременности предотвращения и верного осознания первопричин такого поведения.
Подводя итог, необходимо сказать о существовании серьёзной проблемы, которая является сложной социальной реальностью – делинквентное поведение подростков. Данный вопрос требует координации усилий теоретиков и практиков.
Особое внимание следует обратить на работу с неблагополучными семьями, поскольку дети из данных семей относятся к группе риска, и наиболее подвержены правонарушениям.
Следует понимать, что воспитание и профилактика -взаимодействующие, но не тождественные сферы. В связи с этим, нужно понимать, что не только образовательные учреждения могут разрешить воспитательными методами проблему делинквентного поведения подростков. Как правило, здесь требуется комплексное решение проблемы, куда включено не только образовательное учреждение, но и семья, социум, специализированные органы, государственные институты.
В целях профилактики делинквентного поведения подростков необходимо:
- в первую очередь, оздоровить социальную среду, в которой находится подросток, постараться оказать своевременную помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, еще до того, как на подростка будет оказано влияние этой среды;
- во – вторых, предотвратить становление подростка на преступный путь с уже высоким уровнем социальной дезадаптации;
- в – третьих, предотвратить становление подростка на преступный путь и создать условия для исправления лиц, систематически допускающих правонарушения.
Следует не забывать, что профилактика - это систематически совершающийся комплекс мероприятий по предотвращению делинквентного поведения. Вовремя проведенная профилактика отклоняющегося поведения, позволяет предотвратить появление у подростков поведения, противоречащего нормам общества, снизить процент подростков, вовлеченных в преступную деятельность, помочь подросткам справиться как можно быстрее справиться с процессом социализации и обрести самоценность.
Читать дальше
1. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120 – ФЗ // Гарант [Электронный ресурс]. Режим доступа: www://base.garant.ru (дата обращения: 23.04.2021).
2. Асмолов А. Г. Содействие ребенку – развитие личности / А.Г. Асмолов, под ред. Н. Б. Крыловой. – М.: ИНФРА, 2015. – С. 39–44.
3. Бикмурзина Т.А., Черникова Т.А. Технологии социальной работы с подростками. Имеющими делинквентное поведение // Международный академический вестник. – 2019. - № 22 (43). – с. 51 – 52.
4. Братчикова А.Н. Делинквентное поведение подростков как объект социальной работы. // Безопасное детство как правовой и социально – педагогический концепт. Материалы IV Всерос. научно-практич. конференции с международным участием (Пермь, 19 – 20 апреля 2017г.). – Пермь, 2017. - С. 60 – 62.
5. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: www://gufo.me/dict/bse/Субъект (дата обращения: 23.04.2021).
6. Васягина Н.Н. Делинквентное поведение подростков: феноменология, причины, возможности профилактики // Вестник практической психологии образования, 2018. - № 1. – Т. 15. – С. 12 – 17.
7. Гартвик Е.В. Соотношение модели психического и делинквентного поведения у подростков // Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2020. – т.26. - №3 – С. 73 – 78.
8. Гилинский, Я. И. О системном подходе к преступности / Я. И. Гилинский. – М.: Норма, 2016. – 35 с.
9. Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. – 2-е изд., испр. – М.:Академия, 2016. – 288с.
10. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков / В. В. Ковалев. - М.: Медицина, 1985. - 288с.
11. Костина Л.Н. Психологическое расследование групповых преступлений несовершеннолетних. дис. доктор псих. наук : 19.00.06 / Костина любовь Николаевна. - М., 2010. - 541 с.
12. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений / В.Н. Кудрявцев. – М.: Норма, 2017. – 288с.
13. Личко А. Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков // А.Е. Личко [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.drlev.ru›book/lichko2.pdf / (дата обращения: 23.04.2021).
14. Российская социологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: www://sociology.niv.ru/doc/encyclopedia/sociology/fc/slovar-207-1.htm#zag-869 (дата обращения: 23.04.2021).
15. Российская социологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: www://sociology.niv.ru/doc/encyclopedia/sociological/articles/1155/povedenie-delinkventnoe.htm (дата обращения: 23.04.2021).
16. Стрельникова Ю.Ю., Ильянкова Е.И. Причины и факторы делинквентного поведения несовершеннолетних // Психология и педагогика служебной деятельности. - 2019. - №2. – С. 69 – 71.
17. Суркова Е.С., Егорова, К.А. Агрессивное поведение детей и подростков / Е.С.Суркова, К.А.Егорова // Современное образование опыт и тенденции развития: Материалы V международной научно-практической конференции. (Ульяновск, 9 – 10 апреля 2013 г.). – М: Прометей, 2013. – С. 151-153
18. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу: учеб.пособие / С.В.Тетерский. – 5-е изд. – М.: Академический проект, 2016. – 496с.
19. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. Режим доступа: www://gufo.me/dict/ozhegov/ (дата обращения: 23.04.2021).
20. Г.Г. Федорова Делинквентное поведение несовершеннолетних и пути его профилактики // Социальная педагогика. – 2017. №№ 4 – 5. – С. 61 – 68.
21. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. Режим доступа: www://psychology_pedagogy.academic.ru/5408/Делинквентное_поведение (дата обращения: 23.04.2021).
22. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков: учебник / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект Трикста, 2015. – 336с
Читать дальше