Введение………..…………….………..………………………………...….....3
Глава 1. Понятие и сущность инновационной деятельности с позиции права………………………………………………………………………………….5
1.1. Понятие инновационной деятельности и интеллектуальной собственности………………………………………………………………………..5
1.2. Субъекты и объекты инновационной деятельности…………………7
1.3. Классификация правоотношений в сфере инновационной деятельности………………………………………………………………………..13
Выводы к первой главе………………………………………………………15
Глава 2. Особенности правового регулирования инновационной деятельности в США, Европейском Союзе и России……………………………16
2.1. Опыт правового регулирования инновационной деятельности и интеллектуальной собственности в США………………………………………...16
2.2. Особенности правового регулирования инновационной деятельности в Европейском Союзе………………………………………………………………19
2.3. Специфика правового регулирования инновационной деятельности в РФ……………………………………………………………………………………21
Выводы ко второй главе……………………………………………………..24
Заключение…….…...……………………………...........................................25
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы……27
Приложения………………………………………………………………….29
Читать дальше
Проблематика инноваций и инновационной деятельности является междисциплинарной. Возникнув как предмет познания внутри экономической науки, сегодня инновации являются предметом исследования социологии, культурологи, философии, педагогики и других наук. В связи с этим границы общенаучного понимания инноваций становятся очень размытыми, что не представляет большой опасности для большинства социогуманитарных отраслей знаний.
В политико-правовой сфере провозглашается необходимость построения инновационного общества и всемерного развития инновационных отношений. Однако очевидно, что без строгого правового механизма регулирования таких отношений указанные цели вряд ли достижимы, особенно в экономической сфере. Для создания инновационного общества и экономики знаний требуются нормативные правила, стимулирующие участников соответствующих общественных отношений двигаться к таким целям.
Интенсивное проникновение понимания инноваций из других знаний в правовое поле привело к тому, что право начало регулировать инновационные отношения до разработки соответствующего правового понятийного аппарата и без легального дефинирования базовых инновационных категорий. Хотя одним из главных принципов юридической техники является единство и согласованность терминологической и понятийной систем. Игнорирование этого принципа в инновационной сфере привело к беспорядочному наполнению нормативных правовых и программных документов инновационной терминологией, из которых субъектам отношений трудно квалифицировать себя в качестве участников особых инновационных отношений и строителей инновационного общества.
В связи с этим большое значение для дальнейшего развития инновационных отношений и движения в сторону инновационной экономики и общества имеет создание легального базового понятия инноваций и нормированной системы более узких понятий, субординирующихся к базовому понятию инноваций.
Анализ многочисленных официальных актов и научных публикаций показывает, что количество выделяемых признаков инноваций значительно превышает качество их нормативных и теоретических источников. Очевидно, что от универсального правового понятия инновации мы еще очень далеки.
Основной правовой понятийный инновационный ряд должен строиться по принципу соподчиненности к базовому понятию инноваций и отражать его признаки.
К основным понятиям этого ряда следует отнести понятия инновационный продукт, инновационная деятельность, инновационная система, инновационная инфраструктура, инновационная политика. Под каждым из этих понятий могут быть выстроены собственные понятийные ряды.
Подобная понятийная система позволяет обнаружить многочисленные нормативные ошибки в использовании юридической терминологии и в построении легальных дефиниций в инновационной сфере, в частности коллизионность, размытость (неясность), дублирование понятий и терминов, нарушение логических правил формулирования правовых понятий.
В результате разветвления, развертывания и взаимопересечения понятийных рядов может быть получена единая понятийная сеть, способная к самостоятельному функционированию, в том числе при изменениях и дополнениях в системе законодательства, регулирующего инновационные отношения.
Без построения адекватной понятийной системы инновационного законодательства трудно ожидать построения национальной инновационной системы и ее интеграции в мировую инновационную систему.
Именно право должно придать нормативность и формальную определенность этому процессу, показав, что является инновационно ценным с позиции существующей государственной инновационной политики.
Читать дальше
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
3. Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
4. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 N 127-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
5. Федеральный закон "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" от 23.11.2007 N 270-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
6. Федеральный закон "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.07.2017 N 216-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
7. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
8. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
9. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. N 685 "О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности" // СПС КонсультантПлюс
10. Постановление Правительства РФ от 26.08.1995 N 827 (ред. от 10.07.1998) "О Федеральном фонде производственных инноваций" // СПС КонсультантПлюс
11. Анискин Ю.П. Управление инновациями в системе управления инновационным развитием компании / Ю.П. Анискин. — Москва : Омега-Л, 2019. — 320 с.
12. Балашова Е.С. Проблемы правового регулирования инновационной деятельности в России / Е.С. Балашова, О.И. Гнездилова // Инновационная наука. — 2016. — № 3. — С. 62-67.
13. Басова А.В. Механизм правового обеспечения инновационной деятельности на федеральном и субфедеральном уровнях // Baikal Research Journal. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 26.05.2021).
14. Carayannis E.G., Campbell D.F. 2010. Triple Helix, Quadruple Helix and Quintuple Helix and how do knowledge, innovation and the environment relate to each other? A proposed framework for a trans-disciplinary analysis of sustainable development and social ecology. International Journal of Social Ecology and Sustainable Development, 1(1): 41-69.
15. Etzkowitz H., Leydesdorff L. 2000. The dynamic of innovation frоm National System and "Mode 2" to a Triple Helix of university-industry-government relations. Research Policy, 29 (2): 109-123.
Читать дальше