Оглавление Введение 3 Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания 1.1 Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» 7 1.2. Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы 13 1.3. Направленность патриотического воспитания в музыкальном образовании школьников……………………………………………………………………17 Глава 2. Воспитание патриотизма на уроках музыки 2.1. Воспитательные средства патриотизма урока музыки 21 2.2 Анализ программ по музыке в патриотическом воспитании школьников 24 Заключение……………………………….…………………………….36 Список литературы………...………………………..…………………39

Патриотическое воспитание в программах по музыке

курсовая работа
Искусство
35 страниц
81% уникальность
2021 год
37 просмотров
Раздобарина М.
Эксперт по предмету «Искусство»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Оглавление Введение 3 Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания 1.1 Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» 7 1.2. Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы 13 1.3. Направленность патриотического воспитания в музыкальном образовании школьников……………………………………………………………………17 Глава 2. Воспитание патриотизма на уроках музыки 2.1. Воспитательные средства патриотизма урока музыки 21 2.2 Анализ программ по музыке в патриотическом воспитании школьников 24 Заключение……………………………….…………………………….36 Список литературы………...………………………..…………………39
Читать дальше
Актуальность исследования Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Однако, в 90-х годах ХХ века под лозунгом демократизации, система российского образования была переориентирована на деидеологизацию школы. Процесс воспитания потерял свою значимость. Актуальным становится индивидуально-личностный подход к обучению, то есть удовлетворение запросов и интересов отдельной личности. Такие качества, как коллективизм и, патриотизм в частности, практически исчезли. Сегодня характерной чертой современного общества является отсутствие идейного единства у большинства населения страны. Казалось бы, многообразие идей, мнений является выражением демократии, но, по сути, стало отображением глубокого духовного кризиса общества. Актуальность изучения опыта гражданского, патриотического воспитания объясняется рядом обстоятельств.


Собираетесь заказать дипломную работу по туризму, но не знаете где? Обращайтесь в Work5! Мы выполним дипломную работу по всем вашим требованиям.


Во-первых, в настоящее время патриотическое воспитание является наиболее востребованным направлением воспитания молодого поколения, что находит отражение в нормативно-правовых документах федерального и регионального уровней, определяющих социальный заказ общества в сфере образования, воспитания и культуры. Во-вторых, изучение существующего опыта имеет прогнозное значение, помогает выявлять наиболее подходящие сегодняшнему дню формы и методы воспитания гражданина – патриота своего Отечества. Ведь патриотическое воспитание подрастающего поколения является залогом успешного развития всего общества в будущем. Это процесс очень длительный. Но уроки эстетической направленности всегда были, есть и будут основой всего педагогического процесса. Данная проблема рассматривалась в трудах философов (Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, Г.В.Плеханова), психологов (И.Б.Котова, С.Л.Рубинштейна, И.А.Сикорского), педагогов (Л.Р.Болотина, Н.К, Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского), писателей (В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, В.В.Маяковского, Н.А.Островского, Н.Г.Чернышевского, М.А.Шолохова). Формирование патриотических чувств во многом зависит от состояния эмоциональной сферы школьников. На уроках музыки в воспитании школьников именно обращение к искусству может вызвать в ребенке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина, как человека, формирует нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка – одна из ведущих задач современного начального образования. Обобщая различные взгляды теоретиков педагогики можно выделить три задачи нравственного воспитания. Это: а) формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка; б) развитие нравственных качеств таких как: гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие и др.; в) формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; выработка нравственных привычек (говорить правду, не делать зла, защищать добро и т.д.). Представленные задачи можно решить в ходе учебного школьного процесса, особенно при преподавании гуманитарных дисциплин. В начальных классах этими дисциплинами являются изобразительное искусство, литературное чтение, краеведение, ритмика, музыка. Изучение музыки на ступени общего образования направлено на воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству. Объект исследования – патриотическое воспитание школьников. Предмет исследования – программы по музыке в аспекте патриотического воспитания школьников. Цель – исследование программ по музыке в патриотическом воспитании школьников. Задачи: – раскрыть суть понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание»: - проанализировать патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы; -охарактеризовать направленность патриотического воспитания в музыкальном образовании школьников; -воспитать средства патриотизма урока музыки; -проанализировать программы по музыке в патриотическом воспитании школьников. Методологическая база исследования: В данной работе мы опирались на философские труды: Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, Г.В.Плеханова Психологические труды : И.Б.Котова, С.Л.Рубинштейна, И.А.Сикорского Педагогические труды: Л.Р.Болотина, Н.К, Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского Писательские труды: В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, В.В.Маяковского, Н.А.Островского, Н.Г.Чернышевского, М.А.Шолохова. А так же, труды по музыкальной педагогике: Кабалевский Д.Б., Кристская Е.Д.,, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.,, Ушинский К.Д. ,Кравцов И.Е., Воронова Е.Н., Харламова И.Ф,,Сластенин В.А.,Луговинова В.И., Винникова С.А, Усова А.В., Крившенко Л.П. ,Выгодский,Л.С., Куницын А.П., Ипполитова Н.В., Ястербцов И.М. ,Крупская Н.К., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Шацкий С.Т., Белобородова В.К., Максакова В.И., Жавинина О., Болдина К.С. Методы исследования: - изучение методико-педагогической литературы; - анализ действующих программ по предмету «Музыка». Теоретическая значимость исследования: Теоретическая значимость курсовой работы заключается в сведении к некоему общему знаменателю того разрозненного теоретического материала, который был изучен нами в процессе написания данной курсовой работы. Практическая значимость исследования: Результаты курсовой работы могут быть использованы учителем музыки, ведущим работу по патриотическому воспитанию. Значимость представленного исследования заключается в научно-методическом обосновании возможности музыкального искусства как средства патриотического воспитания детей и молодежи, а также в разработке методических рекомендаций для преподавателей по применению музыкального искусства как средства патриотического воспитания на уроках музыки в общеобразовательных школах. Структура работы – работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Изменения социокультурной ситуации в России конца XX в. привели к гражданской пассивности и разобщенности россиян, что сопровождается снижением духовности и нравственных идеалов, изменением отношения к таким ценностям, как Отечество, достоинство, история и культура своего народа. Кризис ценностной системы личности, в которой патриотизм занял второстепенное положение, уступил место более примитивным потребностям и интересам. Случается, что возможна такая ситуация, когда человек, лишенный патриотизма, легко продаст и силы, и ум, и - если сможет - богатство страны тем, кто дороже заплатит, не думая ни о современных ему соотечественниках, ни о потомках. Существуют ли пути решения данной проблемы? Безусловно, да. В сложившейся ситуации духовной опорой нашего общества является патриотизм, в котором органично соединены ценности русского народа: соборность, державность, жертвенность, коллективизм, взаимопомощь. Сегодня, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, патриотическое воспитание школьников имеет первостепенное значение. Современная школа вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в постоянно меняющемся мире. На основании проделанного исследования, можно сделать выводы: патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, готовность служить его интересам, его защите; патриотическое воспитание – это целенаправленная, систематическая работа по формированию у учащихся высоких нравственных чувств, патриотического сознания, чувства гражданского долга и готовности к его выполнению. Идеологической основой патриотического воспитания уроками музыки в современной школе являются духовно-нравственные ценности народа. В современных условиях суть патриотического воспитания может трактоваться как развитие чувства, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина. Патриотическая составляющая на уроках музыки должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников, их личностные возможности, интересы и склонности, социальную и психологическую готовность детей к восприятию предлагаемых произведений. Учителю важно помнить, что музыка каждым школьником воспринимается по-своему, в зависимости от его жизненного опыта, запаса впечатлений, определенной ситуации и многих других факторов. Чувство гордости за свою Родину, ее историю, победы и достижения, желание сделать свою страну краше, богаче, счастливее – в этом заключается национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом. Патриотизм, как важнейший мотив социально значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, в социальной группе, достигшей наиболее высокого уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм, предполагает бескорыстное, беззаветное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой культуры. Эта система должна способствовать выработке приверженности своему национальному наследию, осознанию его роли и места в духовном развитии, а также, уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. При изучении программных музыкальных произведений, учителю необходимо обращать внимание на развитие у школьников таких патриотических качеств, как чувство долга перед родителями, обществом, страной; чувство толерантности; бережное отношение к богатству своей Родины, уважению законов, Конституции и символики страны; ответственности за свои поступки и дела, за свою малую Родину; бережному отношению к природе; уважению к другим народам. Требования к уровню сформированного чувства патриотизма, инновационные подходы к патриотическому воспитанию, социальные особенности жизни конкретных детей, их возрастные и индивидуальные особенности заложены в учебных программах по предмету, в нормативных документах. Учителю музыки, ведущему работу по патриотическому воспитанию, необходимо знать и учитывать, что эффективность этого процесса напрямую зависит от уровня развития культуры современного общества и использовать этот потенциал в своей профессиональной деятельности. Работа должна носит системный характер, спонтанный подход не допустим. Подбор и использование музыкальных произведений должно быть тематически направленно. В концепции музыкального образования современной школы уроки музыки трактуются как уроки духовно-нравственного, патриотического воспитания детей средствами искусства. В этой ситуации неоспоримые художественные достоинства классической, современной и зарубежной музыки, ее способность отражать картину мира и человеческое восприятие становятся путеводными звездами в усилиях учителя воспитывать человека. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением школьников к лучшим достижениям мировой цивилизации. Система воспитания должна способствовать выработке преемственного мышления, причастности к национальному наследию, осознанию его роли и места в мировом духовном развитии. Только осознанная любовь к своему наследию, традициям своего народа может научить человека с уважением относиться к чувствам других, быть готовым оберегать свое Отечество и стараться, чтобы жизнь становилась лучше
Читать дальше
1.Адаменко С. Воспитываем патриотов России//Народное образование, 2005, - №4,- С.23-25 2.Белобородова В. К. Музыкальное восприятие: к теории вопроса. Музыкальное восприятие школьников // В. К. Белобородова // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 23-24. 3.Болдина К. С. Как воспитывать патриотизм у школьников? / К. С. Болдина // Воспитание школьников. - 2000. - № 3. - С. 23-25. 4.Бондаренко Т.О. О педагогической импровизации на уроках музыки / Т.Бондаренко // Искусство в школе. - 2007. - №3.-С.24-28 5.Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности, Ростов-на-Дону, Ч.1 , -1993, -32 с. 6. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания//Педагогика, -2010, -№2, С.37-42 7.Винникова С.А. Воспитание гражданственности у младших школьников/ С.А.Винникова//Воспитание школьников.-2008.-№5.-С.14-15 8.Воронова Е. Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры: методическое пособие / Е. Н. Воронова. - М.: Гардарики, -2008. - 153 с. 9.Выгодский Л.С. Нравственное воспитание/ Л.С.Выгодский, Педагогическая психология, - М, -1991,- 670 с. 10.Даль В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. - М.: Эксмо,-2015. - 896 с. 11.Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный/Т.Ф.Ефремова. – М.: Русский язык. 2000. – 1233 с. 12.Жавинина О. музыкальное воспитание: поиски и находки/ О.Жавинина, Л.Зац // Искусство в школе. - 2008 - №5 - С.49-53 13.Ипполитова Н.В. Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – 2-е изд., доп. – Шадринск: ШГПИ, -2015. - 84 с 14.Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы// Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы. – М.: Просвещение, 1985. 15.Кравцов И.Е. Пролетарский интернационализм, Отечество и патриотизм. /Киев: Наукова думка,1965. – 211с 16.Корлякова С.Г. Патриотическое воспитание детей и молодежи средствами музыкального искусства/ Ж.Наука и современность - 2012.-18. - С.74-78 17.Крившенко Л.П. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, -2010. - С. 432 18.Куницын А.П. Наставление воспитанникам // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, -1987. - С. 141-145. 19.Луговинов В. И. Развитие патриотизма в России XXI века: концепция, программа и практика патриотического воспитания молодых граждан России / В. И. Луговинов. - М. : Гардарики, -2007. - 132 с. 20. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: пособие для учителея/ В.И.Максакова.- М.,Просвещение, -2005. - 253 с. 21. Малахова О.О. Музыка как средство духовно-нравственного воспитания школьников Казань, Бук, -2017. - С.75-78 22.Матушкин С. Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях: в помощь учителю / С. Е. Матушкин. - Челябинск, -2000. - 152 с. 23. Музыка. 5—8 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 5-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2017. — 127 с. 24.Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека// Н.Д.Никандров// Педагогика. -1998. - №4. - С.5 25.Программа «Музыка»1-4 классов, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2014г., 26.Путин В.В. Встреча с представителями общественности по вопросам духовного состояния молодежи и ключевым аспектам нравственного и патриотического воспитания. Краснодар, 2012г. 27.Л.П.Сластенин В.А.Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шилов, под редакцией В.А.Сластенин – М; Издательский центр «Академия», -2013. - 576 с. 28.Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М.: Молодая гвардия, -1975. - С.240.; 29.Н.А.Терентьева. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание 1-4 кл. Москва «Просвещение» 1994г. 30.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии/ К.Д. Ушинский. - М.: Гранд – Фаир, - 2012. - 576 с. 31.Усова А.В. Развитие идей развивающего обучения в работах К.Д.Ушинского /А.В. Усова // Теория и практика развивающего обучения: курс лекций. Челябинск, - 2007. 32.Харламов И.Ф. Педагогика Издание 4-е переработанное и дополненное. - М.: -2003. - 516 с. 33. Ястребцов И.М. О системе наук, приличных в наше время детям/ И.М.Ястребцов// Антология педагогической мысли в России первой половины XIXв./Сост.П.А.Лебедев. – М.:- 1987, - С.223-246 34.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Продвижение турпродукта до потребителя
Количество страниц:
72
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Туризм
дипломная работа
Реорганизация участка технического обслуживания в условиях ООО «Алмакс-Авто» по ПТЗ
Количество страниц:
50
Оригинальность:
60%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Техническая механика
дипломная работа
Оценка внешнеэкономической деятельности предприятий фармацевтической промышленности России
Количество страниц:
81
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Внешнеэкономическая деятельность
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image