Не нужно писать реферат самому. Гораздо проще купить реферат по международному праву. Мы сделаем реферат по всем требованиям вашего учебного заведения!
. Зрительное восприятие – ведущий познавательный процесс развития ребёнка дошкольного возраста, который помогает ему формировать правильное представление об окружающих предметах и явлениях. Нарушение зрения оказывают отрицательное влияние на слаженность триединства механизмов зрительного восприятия, негативным образом влияют как на уровень психофизического развития детей в целом, так и на уровень зрительной перцептивной готовности к учебной деятельности. Трудности в обучении у данного контингента обусловлены, прежде всего, своеобразием проявления основных свойств восприятия. Так, например, при патологии зрения ослабляется интерес детей к зрительной среде, что влияет на такие свойства зрительного восприятия, как активность и избирательность. Нарушение предметности зрительного восприятия часто приводит к схематизму зрительных образов. В условиях нарушенного зрения страдает целостность зрительного восприятия. Зрительный образ становится фрагментарным, что обусловливает неполное и неточное отражение в сознании ребёнка внешнего мира. Кроме того, в условиях зрительной недостаточности формирование и опознание зрительных образов имеет особую специфику. Ухудшение качества и скорости различения признаков объектов снижает константность восприятия. Возникновение трудностей при вычленении ребёнком в объекте существенных признаков, приводит к снижению уровня обобщенности восприятия. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания: запоминание, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие и зрительное восприятие в частности. Таким образом, развитие зрительного восприятия должно занимать особое место в системе коррекционных занятий учителя-дефектолога, так как именно данная психическая функция «поставляет материал» познавательным процессам. От уровня развития зрительного восприятия зависит становление функций, внимания, речи, интеллекта. В системе коррекционной работы с дошкольниками большое внимание уделяется выбору форм и методов обучения. В виду того, что в дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, вызывающим позитивные качественные изменения в психике ребенка, в системе коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушением зрения приоритет отдается игровым видам деятельности, формам и приемам работы. Детская игра оказывает влияние на весь ход и результат развития ребенка-дошкольника. Именно благодаря включенности ребенка в игру происходит развитие его мотивационно-потребностной сферы, произвольности поведения и деятельности, формирование внутреннего плана действий, а также развитие когнитивной сферы, в том числе высших форм перцептивной деятельности. Особое значение в развитии дошкольников, в том числе и с нарушением зрения, принадлежит дидактическим играм, как одному из наиболее доступному, интересному и эффективному средству обучения детей. Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. По характеру воздействия на процесс развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения дидактические игры можно разделить на 2 группы. Первая группа – это дидактическая игра для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности детей с нарушением зрения – они развивают умения детей различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметного мира. Ко второй группе относятся логические дидактические игры, назначение которых – смысловая систематизация чувственного опыта, с их помощью дети учатся классифицировать, группировать, систематизировать предметы по общим и различительным признакам. Представление о зрительном восприятии как о сложном системном процессе базируется на теории функциональных систем П.К. Анохина, теории психофизиологических основ психических процессов Б.М. Теплова и Е.Н. Соколова, теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, теории единства обучения и психического развития ребенка П.П. Блонского и В.В. Давыдова, теории деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, теории системной организации психических процессов Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. В соответствии с этими теориями зрительное восприятие рассматривается как процесс, включающий аттенционные (внимание), мнемонические (память), мыслительные, эмоциональные и другие компоненты. Исследованием проблемы зрительного восприятия занимались: А.Запорожец, А.Ю. Лурия, Д.Б. Эльконин, Р.Е.Левина, Л.А. Венгер, М.М. 4 Безруких Цель исследования: теоретическое изучение и экспериментальное исследование развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в игре. Объект: зрительное восприятие у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Предмет: развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в игре. Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения зрительное восприятие характеризуется такими особенностями, как нарушение целостности отражения свойств объектов, недостаточная полнота и дифференцированность зрительных представлений, низкий уровень представлений о цвете, форме, величине предметов. Задачи исследования: 1. Изучить зрительное восприятие и особенности его развития в дошкольном возрасте. 2. Раскрыть сущность понятий игра и ее роль в развитии зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 3. Подобрать диагностические методики и провести экспериментальное исследование особенностей зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 4. Разработать и частично апробировать игры для детей с нарушением зрения, направленных на развитие зрительного восприятия. Методы и методики исследования: 1) методы теоретического анализа научной литературы; 2) экспериментальные методики: – методика «Группировка цвета» Л.Б. Осипова; – методика «Формы» Л.Б. Осипова; – методика «Величины» Л.Б. Осипова; – методика «Воспроизведение сложной формы» Л.Б. Осипова. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Экспериментальная база исследования: МДОУ «Детский сад № 260» города Новокузнецка. В исследовании предположительно принимало участие 10 детей старшей группы с нарушениями зрения. Возраст детей 5-6 лет.