Введение 3 1 Теоретические основы проблемы развития мнемонических приемов у детей 5-6 лет с нарушенной речью 6 1.1 Общая характеристика развития речи в психолого-педагогических исследованиях в онтогенезе 6 1.2 Особенности развития речи у детей 5-6 лет в норме 12 1.3 Особенности развития мнемонических приемов у детей 5-6 лет с нарушенной речью 16 2 Экспериментальное изучение особенностей развития мнемонических приемов у детей 5-6 лет с нарушенной речью 27 2.1 Цель, задачи и методика исследования 27 2.2 Результаты и выводы констатирующего эксперимента 33 Заключение 46 Список использованных источников 49 Приложения 52

Особенности развития мнемонических приемов у детей 5-6 лет с нарушенной речью

курсовая работа
Педагогика
51 страниц
78% уникальность
2021 год
14 просмотров
Буркин М.
Эксперт по предмету «Коррекционная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1 Теоретические основы проблемы развития мнемонических приемов у детей 5-6 лет с нарушенной речью 6 1.1 Общая характеристика развития речи в психолого-педагогических исследованиях в онтогенезе 6 1.2 Особенности развития речи у детей 5-6 лет в норме 12 1.3 Особенности развития мнемонических приемов у детей 5-6 лет с нарушенной речью 16 2 Экспериментальное изучение особенностей развития мнемонических приемов у детей 5-6 лет с нарушенной речью 27 2.1 Цель, задачи и методика исследования 27 2.2 Результаты и выводы констатирующего эксперимента 33 Заключение 46 Список использованных источников 49 Приложения 52
Читать дальше
Актуальность. Одной из важнейших задач дошкольного детства, стоящей перед педагогами, является формирование у детей связного, последовательного и логически правильно оформленного высказывания. Данный раздел обучения является наиболее сложным для усвоения. Даже дети с нормальным онтогенетическим речевым развитием не всегда осваивают этот вид речи.


Если нужны ответы на билеты на заказ в Воронеже , специалисты Work5 помогут.


Особую трудность в овладении связной речи испытывают дети с нарушенным речевым развитием. Учитывая их особенности - нарушение формирования всех компонентом речевой системы: фонетической, лексической, грамматической, и так же обращая внимание на ряд психологических особенностей: пониженный уровень внимания; снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания можно говорить о стойких нарушениях коммуникации. Поэтому в образовательном процессе с учетом особенностей детей перед педагогами детского сада встает непростая задача при подборе и адаптации подходов в обучении речи. Особую важность в данной работе с детьми приобретает проблема пробуждения интереса к речевой деятельности и ее увлекательности. Ребенка необходимо раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности, поскольку от заинтересованности будет зависеть успешность овладения речью. С этой целью при обучении детей, не достаточно использование только традиционных методик и вполне обосновано использование творческих, нестандартных методик и техники, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов. Обоснование темы исследования и необходимости ее дальнейшего научного изучения. Мнемотехника или мнемоника («mnemonikon») в переводе с греческого - «искусство запоминания», представляет собой систему методов и приемов, обеспечивающих ускоренное и эффективное запоминание, сохранения, воспроизведение и конечно развитие речи путем дополнительных ассоциаций. Первые упоминания о мнемотехнике принадлежат Цицерону и Квинтилианую. В дальнейшем данная технология рассматривалась многими авторами, дополнялась, пересматривалась и, в конечном счете, дошла до нас. В настоящее время использование мнемотехники приобретает все большую популярность в связи с эффективностью ее приемов, которые используются в логопедической работе с детьми, развитие речи которых не подчиняется традиционным методам. Основной секрет данной техники заключается в психофизиологической основе, которая очень проста и достаточно известна. Действие данной методики заключается в сличении зрительных образов и речевого понятия, которое контролирует мозг. В дальнейшем при воспроизведении по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Этим и обусловлена тема исследования «Особенности развития мнемонических приемов у детей 5-6 лет с нарушенной речью». Краткий обзор литературы и эмпирических данных. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов – блоками-квадратами, Т.В. Большева – коллажем, Л.Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Оценка степени теоретической разработанности проблемы. Изучения вопроса формирования связной речи привлекало многих ученых из различных областей - педагоги: Е.И.Тихеева, А.М.Бородич, К.Д.Ушинский; психологи: Л.С.Выгодский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин; и логопеды: В.К.Воробьева, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, и А.В.Ястребова. Данная тематика рассматривалась в различных аспектах, исходя из тех областей деятельности, которыми занимались исследователи Анализ противоречий практики: между методикой развития мнемонических приемов у детей 5-6 лет с нарушенной речью и ее недостаточным применением в практике дошкольных образовательных учреждений. Объект исследования: развитие речи у детей 5-6 лет. Предмет исследования: особенности развития мнемонических приемов у детей 5-6 лет с нарушенной речью. Цель исследования: изучить особенности развития мнемонических приемов у детей 5-6 лет с нарушенной речью. Задачи исследования: – раскрыть общую характеристику развития речи в психолого-педагогических исследованиях в онтогенезе; – обосновать особенности развития речи у детей 5-6 лет в норме; – рассмотреть особенности развития мнемонических приемов у детей 5-6 лет с нарушенной речью; – провести экспериментальное изучение особенностей развития мнемонических приемов у детей 5-6 лет с нарушенной речью. Методы исследования:  теоретические: изучение и анализ общей, специальной и методической литературы по проблеме исследования, изучение и анализ различных дифференцированных моделей коррекционного обучения;  эмпирические: изучение и анализ медицинской и психолого-педагогической документации; организация экспериментов; наблюдение, беседа. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Читать дальше
Таким образом, поставленные во введении цель и задачи реализованы, следовательно, можно сделать следующие выводы. Под связной монологической речью понимают единицу речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. Признается, что связной речью являются отрезки речи, которые не обладают значительной протяженностью и не расчленяются на самостоятельные части, но характеризуются «самодостаточностью смысла и коммуникативной автономностью». Под отрезками (единицами) связной речи с лингвистической точки зрения понимают высказывания, словосочетания, предложения, тексты. Связная монологическая речь формируется только тогда, когда у ребенка появляется потребность в ней, что наблюдается лишь при достижении им определенного уровня умственного развития. Тогда постепенно ребенок все более активно познает окружающий мир, а значит, у него возникает все больше вопросов. Затем наступает такой момент, когда ему самому хочется о чем–то рассказать взрослому, поделиться с ним впечатлениями. Связная монологическая речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с другими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Обучение связной речи оказывает влияние на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские произведения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно–речевой опыт детей. Связная монологическая речь характеризуется смысловым единством, полнотой содержательной структуры высказывания, объединением нескольких элементов общей логикой, адекватным лексико–грамматическим и звуковым оформлением изложения, имеет мотив и замысел. У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности – умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и строить логические цепочки. В определенной степени появляется умение формулировать вопросы, корректировать и дополнять ответ друга. Старший дошкольник уже может в достаточно широком диапазоне слушать, связно выражать свои мысли. Словарь старшего дошкольника довольно обширен, и в нем видное место занимают абстрактные понятия. Участвуя в игровых мероприятиях, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок увеличивает свой словарный запас, который в этом возрасте составляет три с половиной тысячи слов. В этот период речь занимает все большее место в процессе общения и все больше становится средством регулирования поведения. Чем лучше развита речь, тем выше уровень произвольного запоминания. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Нарушения речи имеют различный характер в зависимости от вызвавшей их причины и проявляются в искаженном произношении звуков, в нарушении ритма и темпа речи, в ее общем недоразвитии, что влечет за собой нарушение всех сторон речи (звукопроизношения, фонематического слуха, грамматического строя). ОНР характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико–грамматического и фонетико–фонематического недоразвития, представляет собой своеобразный вариант периода усвоения ребенком морфологической системы языка. Дети с ОНР испытывают затруднения при организации своего речевого высказывания, у них отмечается низкий уровень речевой коммуникации: недостатки в грамматическом оформлении фразы и связного высказывания; смущение, страх перед собеседником, скованность, робость, напряженность, односложные ответы, паралингвистические средства общения, отсутствие инициативного высказывания. Мнемотехника – это система приёмов и методов, использующаяся для запоминания информации, мысленной, в порядковом расположении, запоминаемой информации, которая связана между собой с помощью ассоциаций. Для расположения и связывания используется мышление (образное, логическое), воображение, внимание. Регулярное использование мнемотехники помогает концентрации внимания на определённой работе, развивает сообразительность. Работа по данной методики строится по принципу «от простого к сложному», начиная свою программу с мнемоквадратов, постепенно переходя в мнемодорожки и завершаясь наиболее сложной формой – мнемотаблицей. Выявлены особенности развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Дети с ОНР останавливаются в речевом развитии на этапе ситуативной речи, чаще всего протекающей в форме диалога и имеющей место в какой-то конкретной ситуации. Такую речь способен понять даже ребенок с бедным словарным запасом и плохо сформированным грамматическим строем. Их речь - вопросно-ответная. Они нечетко передают информацию, у них нет ни интереса, ни мотивации. Ведь связная речь формируется только тогда, когда у ребенка появляется потребность в ней, что наблюдается лишь при достижении им определенного уровня умственного развития. Тогда постепенно ребенок все более активно познает окружающий мир, а значит, у него возникает все больше вопросов. Затем наступает такой момент, когда ему самому хочется о чем-то рассказать взрослому, поделиться с ним впечатлениями. А ребенок с недоразвитием речи не понимает, что до собеседника информацию надо еще донести. Из-за недостатка речевых средств эти дети активно используют мимику и жесты, и бывает, нервничают, что их не всегда понимают. Для ребят с ОНР требуется развернутое общение со взрослыми. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с. 2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – Москва: Просвещение, 2011. – 256 с. 3. Большева, Т.А. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т.А. Большева – Санкт-Петербург : Детство–Пресс, 2013. – 159 с. 4. Выготский, Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений /Л.С. Выготский. В 6 т. Т.2. – Москва : Просвещение, 2012. – 210 с. 5. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева, С.Н. Шаховская. Москва: Транзиткнига, 2013. – 158 с. 6. Винокур, Т.Г. Монологическая речь / Т.Г. Винокур // Лингвистический энциклопедический словарь. – Москва: Просвещение, 2012. – 490 с. 7. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя речи / А.Н. Гвоздев. – Москва: Просвещение, 2011. – 171 с. 8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – Москва: АРКТИ, 2014. – 166 с. 9. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н.Ефименкова. – Москва : Просвещение, 2017. – 224с. 10. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М., 2011. – 370 с. 11. Зарубина, Н.Д. Методика обучения связной речи / Н.Д. Зарубина. – Москва: Наука, 2012. – 140 с. 12. Капышева, Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно–символического плана / Н.Н. Капышева // Логопедия. – 2015. – № 2. – С.9–59. 13. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. – Москва: Наука, 2016. – 307 с. 14. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников / А.М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. – 2011. – Т. 30. – С. 7–71. 15. Омельченко, Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Л.В. Омельченко //Логопед. 2018. №4. – С. 2 –65. 16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Москва: Педагогика, 2016. – 486 с. 17. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – Москва, 2015. – 245 с. 18. Ткаченко, Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие / Т.А. Ткаченко – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. –112 с. 19. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т.А. Ткаченко //Дошкольное воспитание, 2016. №10. С. 16–71. 20. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) : учебник / Е.И. Тихеева. – Москва: Просвещение, 2015. – 119 с. 21. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – Москва : Просвещение, 2015. – 245 с. 22. Сохин, Ф. Примерное планирование занятий по развитию речи / Ф. Сохин, О. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 7. С.5-47. 23. Ушакова, О.С., Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С.Ушакова, Е.М. Струнина Москва: Просвещение, 2013. – 283 с. 24. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина– Москва: Просвещение, 2014. – 44 с. 25. Шадрина, Л.Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста / Л.Г. Шадрина, Е.П. Фомина // Детский сад теория и практика – 2015. – № 3. – С. 6–47. 26. Шадрин, Л.Г. Развиваем связную речь: метод. рекомендации / Л.Г. Шадрина, Е.П. Фомина. – Москва: Сфера, 2012. – 128 с. 27. Шорохова, О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников / О.А. Шорохова. – Москва: Сфера, 2016. – 207 с. 28. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко – Москва: Просвещение, 2015. – 130 с. 29. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками: для детей от 3 до 6 лет: учебное пособие / Л.М. Шипицына. – Санкт – Петербург: ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2011. – 188 с. 30. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. – Москва : Просвещение, 2012. – 310 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Убийство из корыстных побуждений
Количество страниц:
30
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Уголовное право
курсовая работа
Меры поощрения работников за труд и порядок их применения. Государственные награды.
Количество страниц:
35
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Трудовое право
курсовая работа
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОО с детьми раннего возраста
Количество страниц:
46
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image