Таким образом, в ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Из теоретической главы был сделан вывод, что последствия использования экологически опасных технологий добычи нефти и газа в годы пятилеток, рост техногенной нагрузки, интенсивная эксплуатация природных ресурсов, значительное снижение ассимиляционного потенциала природных сред, истощение запасов нефти, газа, воды и др. привели к ухудшению качества среды обитания, что отражается на уровнях здоровья населения ряда районов нефтедобывающего региона Республики Татарстан. Длительное поступление загрязняющих веществ, особенности природно-климатических условий, увеличение добычи тяжелой высокосернистой нефти и битумов обусловили нарастание степени загрязнения атмосферного воздуха, природных вод, почвы.
Из практической главы был сделан вывод, что степени изменения качества объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, воды, почвы) и техногенной нагрузки территория Юго-Восточного региона Республики Татарстан делится на 3 зоны: первая с суммой условных баллов евьпле 20 (Альметьевский, Бугульминский, Ленипогорский районы), вторая от 15 до 20 баллов (Азнакаевский, Заинский, Октябрьский, Сармановский районы) и третья менее 15 баллов (Аксубаевский, Бавлинский, Новошешминский, Черемшапский, Ютазинский районы). Антропотсхпогснная нагрузка на территорию региона формируется за счет нефтедобывающей промышленности (23,2%) и в результате деятельности сопутствущих отраслей народного хозяйства (сельское хозяйство — 27,1%, автотранспорт — 12,5%, теплоэнергетика — 15,2%, жилищно-коммунальный комплекс — 22,0%), и ее суммарная величина зависит от уровня реализации передовых достижений науки и техники, степени эксплуатации природных ресурсов, соблюдения санитарно-гигиенических и природоохранных мероприятий. Промышленное внедрение разработанных мероприятий позволило значительно сократить долю влияния нефтедобывающей промышленности на качество атмосферного воздуха, в меньшей степени воды водоисточников и почвы.
Были выделены следующие проблемы. В ходе многолетних гигиенических исследований в нефтедобывающих районах Татарстана определились неблагоприятные факторы воздействия на здоровье населения, которые поддаются уменьшению их интенсивности в результате реализации оздоровительных мероприятий (атмосферный воздух, вода водоисточников, почва), и устойчивые, не поддающиеся коррекции факторы природного и антронотсхногепного происхождения (морфоструктурные нарушения, увеличение плотности линсаментов и тектонической расчлененности геологической среды в результате интенсивной разработки нефтегазовых месторождений).
При решении проблемы "окружающая среда—здоровье" в рамках социально-гигиенического мониторинга, особенно па постах фоновой и региональной сетей, для оценки качества объектов окружающей среды и самооценки уровней здоровья разных групп населения могут быть использованы социологические исследования, позволяющие получить дополнительные данные о состоянии окружающей среды. Доказана их высокая достоверность для предварительной оценки и планирования работы постов локального мониторинга.
В результате было предложено следующее. Рекомендуется применение гибридной многоуровневой системы мониторинга атмосферного воздуха.
Реализация гибридной многоуровневой системы мониторинга атмосферного воздуха будет способствовать:
1. Росту доверия между контрольно-надзорными органами как республиканского, так и федерального уровней и предприятиями.
2. Росту доверия между населением и предприятиями.
3. Росту доверия между населением и органами власти.
4. Росту публичности предприятий, органов местной и республиканской администрации.
5. Росту инвестиционной привлекательности предприятий (повышается конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках) и субъектов Федерации.
6.Обоснованности корпоративных и управленческих (административных) решений.
7. Соблюдению требований природоохранного законодательства и положительному решению вопросов устойчивого развития предприятий и территорий.
8.Прозрачности и объективности контроля соблюдения требований природоохранного законодательства.
9. Систематическому снижению издержек, связанных с затратами на проведение природоохранных мероприятий (адресные затраты, подтверждаемые расчетными результатами).