Введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты применения мнемотехники в процессе обучения 5 1.1 Мнемотехника: история возникновения, методы и приемы 5 1.2 Мнемотехника в образовании: технологии эффективного усвоения информации 11 Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти обучающихся с использованием приемов мнемотехники 15 2.1 Организация и методы исследования 15 2.2 Разработка программы развития памяти обучающихся на основе приемов мнемотехники 19 2.3 Анализ и оценка результатов исследования 25 Заключение 30 Список использованной литературы 33 Приложение 1. Методика «Объем памяти » Ю.Ю. Федотовой 36 Приложение 2. Методика «Память на образы» А.А. Карелина 37 Приложение 3. Методика «Сложение в уме» А.Д. Чернобай 38

«Применение мнемотехник в процессе обучения»

курсовая работа
Психология
35 страниц
82% уникальность
2021 год
21 просмотров
Матвеев Д.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты применения мнемотехники в процессе обучения 5 1.1 Мнемотехника: история возникновения, методы и приемы 5 1.2 Мнемотехника в образовании: технологии эффективного усвоения информации 11 Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти обучающихся с использованием приемов мнемотехники 15 2.1 Организация и методы исследования 15 2.2 Разработка программы развития памяти обучающихся на основе приемов мнемотехники 19 2.3 Анализ и оценка результатов исследования 25 Заключение 30 Список использованной литературы 33 Приложение 1. Методика «Объем памяти » Ю.Ю. Федотовой 36 Приложение 2. Методика «Память на образы» А.А. Карелина 37 Приложение 3. Методика «Сложение в уме» А.Д. Чернобай 38
Читать дальше
Актуальность темы. В настоящее время все более актуальной проблемой психолого-педагогической науки становятся методики эффективного усвоения разнообразной информации. Постоянное увеличение информации в сочетании с высокой конкуренцией и требованиями общества приводит к интенсификации учебного процесса и, как следствие, целого ряда нарушений в состоянии психического и соматического здоровья школьников, студентов и других обучающихся. На сегодняшний день большая часть студентов на начальном этапе обучения не могут справиться с объемами информации, которые им приходится запоминать. Одна из основных причин таких негативных тенденций заключается в отсутствии у студента эффективных инструментов по пониманию, запоминанию и воспроизведению изучаемого материала. Одним из ключевых принципов современного образования является оптимизация обучения путем применения новейших образовательных психолого-педагогических технологий, в частности, мнемотехники, как одного из наиболее эффективных методов усвоения информации и предотвращения информационной перегрузки.


Сложная курсовая на заказ в спб ? Легко для Work5.


Так как одним из средств, помогающих эффективному запоминанию новой информации, являются мнемотехнические методы и приемы, то им будет уделено особое внимание в данной работе. Цель работы рассмотреть применение мнемотехники в процессе обучения. Для достижения поставленной цели работы необходимо решить ряд задач: 1. Изучить историю возникновения мнемотехники, ее основные приемы и методы. 2. Рассмотреть возможности применения мнемотехники в образовательном процессе. 3. Подобрать методики и провести диагностику уровня развития памяти у студентов экспериментальной группы. 4. Разработать и апробировать программу развития памяти студентов с помощью мнемотехнических приемов. 5. Провести оценку и анализ результатов исследования. Объект исследования – мнемотехника. Предмет исследования – применение мнемотехники в процессе обучения. Методы исследования – анализ, синтез, сравнение, эксперимент. Гипотеза исследования – применение мнемотехнических приемов в процессе обучения позволит развить память студентов. База исследования – Суворовское военное училище, г. Москва. Студенты 1 курса, в количестве 15 человек, в возрасте 18-19 лет. Практическая значимость исследования – разработанный в рамках данной работы мнемотренинг может быть применен психологами и педагогами для развития памяти студентов 18-19 лет. Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и трех приложений. Первая глава работы посвящена теоретическим аспектам применения мнемотехники в процессе обучения. Даны основные определения, выделены методы и приемы мнемотехники. Вторая глава работы посвящена опытно-экспериментальной работе по развитию памяти студентов, посредством мнемотехнических приемов.  

Читать дальше
Данная работа посвящена теме применения мнемотехник в обучении. Подведем итоги работы, выделив ключевые ее моменты в виде выводов: 1. Мнемотехника представляет собой способ улучшения запоминания новой информации, основываясь на сознательном образовании ассоциативных связей посредством специальных приемов и методов. Метод мнемотехники представляют собой совокупность приемов, имеющих общий функциональный механизм для повышения эффективности запоминания информации. Прием мнемотехники представляет собой порядок и способ действий, повышающий эффективность запоминания новой информации. 2. Существует пять методов мнемотехники:  связывание;  преобразование;  порядковая система;  усиление;  сохранение. 3. Методы мнемотехники включают в себя разнообразные мнемотехнические приемы, такие как: 4. Метод связывания включает в себя ряд мнемотехнических приемов: рифмизация; последовательные ассоциации; аббревиатура; логические вопросы; стенографист; аналогия; пиктограммы; цифро-буквенный код; интерьер; антропометрия; матрица; нумерация; модальность; признак; олицетворение, цветовой акцент, визуализация, осознание, рациональное повторение, практическое применение и др. 5. Реализация приемов мнемотехники в современное обучение является актуальным по ряду причин:  использование приемов мнемотехники способствует улучшению эффективности запоминания информации;  подобные приемы способствуют развитию образного, логического и творческого мышления;  приемы мнемотехники способствуют развитию познавательных и коммуникативных способностей личности;  такие приемы помогают в формировании навыков самообучения;  приемы мнемотехники способствуют развитию уверенности в своих возможностях. 6. С целью исследования эффективности применения приемов мнемотехники в развитии памяти, была проведена опытно-экспериментальная работа. Испытуемыми стали студенты Военного суворовского училища г. Москва, 1 курса, возрастной категории - 18-19 лет. На первом этапе исследования (констатирующий эксперимент) была проведена диагностика уровня развития памяти студентов. Результаты диагностики оказались следующими:  у 20% испытуемых выявлен высокий уровень развития памяти;  у 27% испытуемых выявлен средний уровень развития памяти;  у 53% выявлен низкий уровень развития памяти. Анализируя результаты констатирующего эксперимента, автор работы пришел к выводу необходимости разработки программы для развития памяти испытуемых с применением мнемотехнических приемов. 7. Второй этап опытно-экспериментальной работы (формирующий эксперимент) посвящен разработке и апробации мнемотренинга, направленного на улучшение качества запоминания и, развитие памяти испытуемых. Мнемотренинг включает 10 занятий, построенных в формате групповых встреч, с постоянным составом. Мнемотренинг рассчитан на 10 занятий по 30 минут, 2 раза в неделю. Каждое занятие состоит из трех частей:  подготовительная;  основная;  заключительная. 8. Третий этап опытно-экспериментальной работы (контрольный эксперимент) включал повторную диагностику уровня развития памяти, на основе методик констатирующего эксперимента. Результаты контрольного эксперимента следующие:  у 67% испытуемых выявлен высокий уровень развития памяти;  у 20% испытуемых выявлен средний уровень развития памяти;  у 13% выявлен низкий уровень развития памяти. Проанализировав полученные результаты можно отметить положительную динамику в развитии памяти студентов посредством мнемотренинга. Следовательно, проведенная опытно-экспериментальная работа доказала, что развитием памяти можно и нужно управлять, помогая студентам учиться сохранять, воспроизводить новый материал. Значимость исследования заключается в возможности развития памяти студентов возраста 18-19 лет посредством разработанной программы, основанной на мнемотехнических приемах. Гипотеза исследования подтвердилась. Исходя из вышесказанного, можно отметить, что цель работы достигнута, задачи решены в полном объеме.  
Читать дальше
1. Бура Л.В. Мнемотехника в образовании: технологии эффективного усвоения информации / Л.В. Бура, Г.А. Чепурной // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - №47-2. - С.262-268. 2. Думчев А.А. Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти / А.А. Думчев. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 176с. 3. Замула Т.И. Использование мнемотехник в образовательном процессе / Т.И. Замула, Н.В. Маслова, Н.В. Рогоньян // Вестник научных конференций. – 2019. - №3-2(43). – С.38-40. 4. Зеленяк Д.А. Секреты мнемотехники: метод сжатия информации / Д.А. Зеленяк, А.А. Мисник, Е.В. Меньших // Юный ученый. - 2019. - №3(23). - С. 3-6. 5. Калиш Е.Е. Использование принципов педагогической мнемотехники в преподавании иностранного языка / Е.Е. Калиш // Электронный научный журнал Байкальского государственного университета. – 2017. – Т.8. - №.1. – С.19. 6. Конрад Б.Н. Как запомнить всё! Секреты чемпиона мира по мнемотехнике / Б.Н. Конрад. – М.: Азбука-Бизнес, 2020. – 288с. 7. Логинова Е.А. Мнемотехника как средство эффективного обучения студентов гуманитарных направлений подготовки немецкому языку / Е.А. Логинова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. - №9(51). – С.129-132. 8. Малаева Ю.М. Мнемотехники в обучении русскому языку / Ю.М. Малаева, Н.С. Тарасюк, М.Г. Алиева, Я.С. Славкина // Kazakhstan science journal. – 2019. – Т.2. - №5(6). – С.23-30. 9. Моренко Е.В. Метод ассоциаций и приемы мнемотехники при изучении немецкого языка в военном вузе / Е.В. Моренко // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты. Лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: материалы III Международной научно-практической конференции. – 2017. – С.193-198. 10. Мурадова Н.Т. Применение метода мнемотехники при изучении иностранного языка / Н.Т. Мурадова // Znanstvena Misel. – 2020. - №39-1(39). – С.35-36. 11. Николаева А.Н. Практика использования приемов мнемотехники в учебном процессе (на примере изучения иностранных языков) / А.Н. Николаева // Юный ученый. – 2020. - №6(36). – С.90-93. 12. Орлова А. Мнемотехника в обучении / А. Орлова, М.В. Старчикова // Образование. Наука. Карьера: материалы Международной научно-методической конференции. – 2018. – С.100-102. 13. Попова Л.Г. Применение приемов мнемотехники на уроках математики / Л.Г. Попова, Г.В. Ковынева // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2020. - №1(64). – С.134-136. 14. Славкина И.А. Использование мнемотехник в образовательной практике / И.А. Славкина, Ю.М. Малаева, Н.С. Тарасюк, Я.С. Славкина // Глобальный научный потенциал. – 2019. - №10(103). – С.130-132. 15. Фатеева Г.И. Характеристика мнемотехники как метода развития мышления у детей и взрослых / Г.И. Фатеева // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф., 2018. - С. 3-5. 16. Хорсли К. Безграничная память. Запоминай быстро, помни долго / К. Хорсли. – Спб.: Питер, 2018. – 192с. 17. Хохлова Л.П. Методы запоминания информации (мнемотехника) / Л.П. Хохлова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2017. – №2(6). - С.40-43. 18. Чернобай А.Д. Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти / А.Д. Чернобай, Ю.Ю. Федотова. - Владивосток: МГУ им. адм. Г. И. Невельского 2015. – 53с. 19. Чудаева Н.Л. Эффективные приемы запоминания учебного материала (из опыта работы) / Н.Л. Чудаева, Л.В. Колышко // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. - 2017. - Т.8. - №8. - С.307-314. 20. Методика «Память на образы» // [Электронный ресурс]. / Психологический практикум. – Москва, 2018. – Режим доступа: https://psylist.net/praktikum/pamobr.htm (дата обращения: 05.04.2021). 21. Мнемотехника: что это такое и как ее использовать // [Электронный ресурс]. / Experimental Psychic: портал о психологии. – Москва, 2021. – Режим доступа: https://experimental-psychic.ru/mnemotekhnika/ (дата обращения: 05.04.2021).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Количество страниц:
30
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Ономастика
Количество страниц:
25
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Языкознание
курсовая работа
Методы ценообразования
Количество страниц:
30
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Банковское дело
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image