Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты применения мнемотехники в процессе обучения 5
1.1 Мнемотехника: история возникновения, методы и приемы 5
1.2 Мнемотехника в образовании: технологии эффективного усвоения информации 11
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти обучающихся с использованием приемов мнемотехники 15
2.1 Организация и методы исследования 15
2.2 Разработка программы развития памяти обучающихся на основе приемов мнемотехники 19
2.3 Анализ и оценка результатов исследования 25
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Приложение 1. Методика «Объем памяти » Ю.Ю. Федотовой 36
Приложение 2. Методика «Память на образы» А.А. Карелина 37
Приложение 3. Методика «Сложение в уме» А.Д. Чернобай 38
Читать дальше
Данная работа посвящена теме применения мнемотехник в обучении. Подведем итоги работы, выделив ключевые ее моменты в виде выводов:
1. Мнемотехника представляет собой способ улучшения запоминания новой информации, основываясь на сознательном образовании ассоциативных связей посредством специальных приемов и методов. Метод мнемотехники представляют собой совокупность приемов, имеющих общий функциональный механизм для повышения эффективности запоминания информации. Прием мнемотехники представляет собой порядок и способ действий, повышающий эффективность запоминания новой информации.
2. Существует пять методов мнемотехники:
связывание;
преобразование;
порядковая система;
усиление;
сохранение.
3. Методы мнемотехники включают в себя разнообразные мнемотехнические приемы, такие как:
4. Метод связывания включает в себя ряд мнемотехнических приемов: рифмизация; последовательные ассоциации; аббревиатура; логические вопросы; стенографист; аналогия; пиктограммы; цифро-буквенный код; интерьер; антропометрия; матрица; нумерация; модальность; признак; олицетворение, цветовой акцент, визуализация, осознание, рациональное повторение, практическое применение и др.
5. Реализация приемов мнемотехники в современное обучение является актуальным по ряду причин:
использование приемов мнемотехники способствует улучшению эффективности запоминания информации;
подобные приемы способствуют развитию образного, логического и творческого мышления;
приемы мнемотехники способствуют развитию познавательных и коммуникативных способностей личности;
такие приемы помогают в формировании навыков самообучения;
приемы мнемотехники способствуют развитию уверенности в своих возможностях.
6. С целью исследования эффективности применения приемов мнемотехники в развитии памяти, была проведена опытно-экспериментальная работа. Испытуемыми стали студенты Военного суворовского училища г. Москва, 1 курса, возрастной категории - 18-19 лет. На первом этапе исследования (констатирующий эксперимент) была проведена диагностика уровня развития памяти студентов. Результаты диагностики оказались следующими:
у 20% испытуемых выявлен высокий уровень развития памяти;
у 27% испытуемых выявлен средний уровень развития памяти;
у 53% выявлен низкий уровень развития памяти.
Анализируя результаты констатирующего эксперимента, автор работы пришел к выводу необходимости разработки программы для развития памяти испытуемых с применением мнемотехнических приемов.
7. Второй этап опытно-экспериментальной работы (формирующий эксперимент) посвящен разработке и апробации мнемотренинга, направленного на улучшение качества запоминания и, развитие памяти испытуемых. Мнемотренинг включает 10 занятий, построенных в формате групповых встреч, с постоянным составом. Мнемотренинг рассчитан на 10 занятий по 30 минут, 2 раза в неделю.
Каждое занятие состоит из трех частей:
подготовительная;
основная;
заключительная.
8. Третий этап опытно-экспериментальной работы (контрольный эксперимент) включал повторную диагностику уровня развития памяти, на основе методик констатирующего эксперимента. Результаты контрольного эксперимента следующие:
у 67% испытуемых выявлен высокий уровень развития памяти;
у 20% испытуемых выявлен средний уровень развития памяти;
у 13% выявлен низкий уровень развития памяти.
Проанализировав полученные результаты можно отметить положительную динамику в развитии памяти студентов посредством мнемотренинга. Следовательно, проведенная опытно-экспериментальная работа доказала, что развитием памяти можно и нужно управлять, помогая студентам учиться сохранять, воспроизводить новый материал.
Значимость исследования заключается в возможности развития памяти студентов возраста 18-19 лет посредством разработанной программы, основанной на мнемотехнических приемах. Гипотеза исследования подтвердилась.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что цель работы достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Бура Л.В. Мнемотехника в образовании: технологии эффективного усвоения информации / Л.В. Бура, Г.А. Чепурной // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - №47-2. - С.262-268.
2. Думчев А.А. Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти / А.А. Думчев. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 176с.
3. Замула Т.И. Использование мнемотехник в образовательном процессе / Т.И. Замула, Н.В. Маслова, Н.В. Рогоньян // Вестник научных конференций. – 2019. - №3-2(43). – С.38-40.
4. Зеленяк Д.А. Секреты мнемотехники: метод сжатия информации / Д.А. Зеленяк, А.А. Мисник, Е.В. Меньших // Юный ученый. - 2019. - №3(23). - С. 3-6.
5. Калиш Е.Е. Использование принципов педагогической мнемотехники в преподавании иностранного языка / Е.Е. Калиш // Электронный научный журнал Байкальского государственного университета. – 2017. – Т.8. - №.1. – С.19.
6. Конрад Б.Н. Как запомнить всё! Секреты чемпиона мира по мнемотехнике / Б.Н. Конрад. – М.: Азбука-Бизнес, 2020. – 288с.
7. Логинова Е.А. Мнемотехника как средство эффективного обучения студентов гуманитарных направлений подготовки немецкому языку / Е.А. Логинова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. - №9(51). – С.129-132.
8. Малаева Ю.М. Мнемотехники в обучении русскому языку / Ю.М. Малаева, Н.С. Тарасюк, М.Г. Алиева, Я.С. Славкина // Kazakhstan science journal. – 2019. – Т.2. - №5(6). – С.23-30.
9. Моренко Е.В. Метод ассоциаций и приемы мнемотехники при изучении немецкого языка в военном вузе / Е.В. Моренко // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты. Лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: материалы III Международной научно-практической конференции. – 2017. – С.193-198.
10. Мурадова Н.Т. Применение метода мнемотехники при изучении иностранного языка / Н.Т. Мурадова // Znanstvena Misel. – 2020. - №39-1(39). – С.35-36.
11. Николаева А.Н. Практика использования приемов мнемотехники в учебном процессе (на примере изучения иностранных языков) / А.Н. Николаева // Юный ученый. – 2020. - №6(36). – С.90-93.
12. Орлова А. Мнемотехника в обучении / А. Орлова, М.В. Старчикова // Образование. Наука. Карьера: материалы Международной научно-методической конференции. – 2018. – С.100-102.
13. Попова Л.Г. Применение приемов мнемотехники на уроках математики / Л.Г. Попова, Г.В. Ковынева // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2020. - №1(64). – С.134-136.
14. Славкина И.А. Использование мнемотехник в образовательной практике / И.А. Славкина, Ю.М. Малаева, Н.С. Тарасюк, Я.С. Славкина // Глобальный научный потенциал. – 2019. - №10(103). – С.130-132.
15. Фатеева Г.И. Характеристика мнемотехники как метода развития мышления у детей и взрослых / Г.И. Фатеева // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф., 2018. - С. 3-5.
16. Хорсли К. Безграничная память. Запоминай быстро, помни долго / К. Хорсли. – Спб.: Питер, 2018. – 192с.
17. Хохлова Л.П. Методы запоминания информации (мнемотехника) / Л.П. Хохлова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2017. – №2(6). - С.40-43.
18. Чернобай А.Д. Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти / А.Д. Чернобай, Ю.Ю. Федотова. - Владивосток: МГУ им. адм. Г. И. Невельского 2015. – 53с.
19. Чудаева Н.Л. Эффективные приемы запоминания учебного материала (из опыта работы) / Н.Л. Чудаева, Л.В. Колышко // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. - 2017. - Т.8. - №8. - С.307-314.
20. Методика «Память на образы» // [Электронный ресурс]. / Психологический практикум. – Москва, 2018. – Режим доступа: https://psylist.net/praktikum/pamobr.htm (дата обращения: 05.04.2021).
21. Мнемотехника: что это такое и как ее использовать // [Электронный ресурс]. / Experimental Psychic: портал о психологии. – Москва, 2021. – Режим доступа: https://experimental-psychic.ru/mnemotekhnika/ (дата обращения: 05.04.2021).
Читать дальше