ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ РЕФЛЕКСИВНОСТИ И ЭМПАТИИ ЛИЧНОСТИ 6 1.1 Основные подходы к изучению эмпатии в работах отечественных и зарубежных исследователей 6 1.2 Особенности рефлексии как психологического феномена 10 1.3 Взаимосвязь эмпатии и рефлексии личности 16 Выводы по первой главе 19 ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ И РЕФЛЕКСИИ У СТУДЕНТОВ 20 2.1 Методики, применяемые в исследовании 20 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 22 Выводы по второй главе 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35 ПРИЛОЖЕНИЕ 39

Взаимосвязь рефлексивности и эмпатии личности

курсовая работа
Психология
35 страниц
92% уникальность
2021 год
30 просмотров
Чукомина И.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ РЕФЛЕКСИВНОСТИ И ЭМПАТИИ ЛИЧНОСТИ 6 1.1 Основные подходы к изучению эмпатии в работах отечественных и зарубежных исследователей 6 1.2 Особенности рефлексии как психологического феномена 10 1.3 Взаимосвязь эмпатии и рефлексии личности 16 Выводы по первой главе 19 ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ И РЕФЛЕКСИИ У СТУДЕНТОВ 20 2.1 Методики, применяемые в исследовании 20 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 22 Выводы по второй главе 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35 ПРИЛОЖЕНИЕ 39
Читать дальше
Актуальность темы. Чем глубже человек, занимающийся творческой деятельностью, погружается в себя и свое творчество, тем шире он осознает человеческую природу, так как наш организм и сознание есть у нас как наиболее доступный образец для исследований. Чем больше человек узнает о себе, тем больше он будет понимать других, то есть представление о других людях взаимосвязано с собственными представлениями о себе, так, с одной стороны, раскрытие внутреннего мира другого - это ключ к более полному представлению о самом себе, с другой стороны, чем обширнее и глубже эти представления, тем более широким становится понимание другого. Эмпатия выступает в качестве одного из важнейших оснований творческой деятельности, в процессе которой художник начинает понимать художественный язык посредством в чувствования в смыслы и эмоциональное состояние других авторов, он развивает в себе таким образом эмпатию, и чем дальше идет этот процесс, тем в большей степени через процесс своего творчества человек обретает способность понимать собственные мотивы деятельности, чувства и состояния, а также особенности взаимодействия с другими, развивая в себе еще одно качество - рефлексию. Р. Кречфилд, занимаясь исследованием особенностей личности человека, вовлеченного в творческую деятельность, определял эмпатию, как одно из условий творчества, позже на это в своих исследованиях также указывали и другие известные на Западе ученые, такие как Г.


Work5 выполняет курсовые на заказ в Челябинске любой сложности.


Оллпорт, А. Кестлер, Дж. Гилфорд, Г. Рагг и другие. Изучением роли рефлексии в творческой деятельности занимались как отечественные, так и зарубежные психологические школы, в частности данный феномен нашел отражение на страницах работ таких деятелей психологии, как Я.А. Пономарев, Н.Г. Алексеев, В.К. Зарецкий, Б.А. Злотник, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и т.д. Хотя рефлексия и эмпатия открывают перед человеком возможности познания не только себя, но и окружающей действительности, однако в современном обществе рефлексивная работа начинает казаться все менее необходимой и популярной, в то же время снижается и уровень развития эмпатии личности, на смену которой приходит прагматичность и рациональность. Изучение того, как рефлексия и эмпатия, может способствовать повышению качества взаимодействия людей друг с другом и с самим собой через творческую деятельность. Объект исследования: особенности эмпатии и рефлексии личности. Предмет исследования: особенности развития эмпатии и рефлексии личности. Цель исследования: выявить взаимосвязь уровня развития эмпатии и рефлексии личности. Гипотеза исследования: у людей, занимающихся искусством, уровень развития эмпатии и рефлексии выше, чем у людей, не связанных с данной творческой деятельностью. Задачи исследования: • описать на теоретическом уровне особенности эмпатии и рефлексии как психологических феноменов с целью определения методологических оснований работы; • рассмотреть взаимосвязь уровня развития эмпатии и рефлексии личности; • провести теоретический анализ развития эмпатия и рефлексии личности; • эмпирически исследовать взаимосвязь уровня развития эмпатии и рефлексии у студентов. Теоретико-методологические основания написания работы. Взаимосвязь эмпатии и рефлексии изучена в работах Е.Ю. Брель, Т.П. Гавриловой, А.В. Карпова, Л.А. Колмогоровой. Особенности развития эмпатии и рефлексии при вовлеченности в творческую деятельность описаны на основе рассмотрения работ Я.А. Пономарева, Д.И. Дубровского, М.Е. Маркова, Э. В. Ильенкова и Е.Я. Басина. База исследования. Исследование особенностей развития эмпатии и рефлексии личности у студентов при вовлеченности в творческую деятельность проводилось на базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования. Методы исследования: - теоретический анализ психолого-педагогической литературы; – эмпирические: эксперимент, диагностические методы. В методический инструментарий вошли следующие методики: методика В.В. Бойко “Диагностика уровня эмпатии”, методика А.В. Карпова “Диагностика рефлексии”, опросник Д.А. Леонтьева, Е.М. Лаптевой, Е.Н. Осина и А.Ж. Салихова “Дифференциальный тип рефлексии”. Практическая значимость работы состоит в том, что изучение особенностей развития эмпатии и рефлексии личности при вовлеченности в творческой деятельность позволит составить более цельную теорию в этой области, что может способствовать повышению качества взаимодействия людей друг с другом и с самим собой. Структура работы: определяется целью и задачами исследования, включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.  

Читать дальше
В ходе выполнения данной работы была выявлена взаимосвязь уровня развития эмпатии и рефлексии личности, что и являлось целью данной работы. Также были рассмотрены особенности эмпатии и рефлексии и выявлена взаимосвязь уровня развития эмпатии личности и уровня развития рефлексии. В результате решения задач были получены следующие выводы: • эмпатию можно назвать одним из основных условий творческой деятельности, в процессе которой человек, вовлеченный в творчество, через чувствительность в смыслы и эмоциональное состояние других авторов начинает понимать художественный язык, развивая в себе при этом не только способность целостно воспринимать другого, его мотивы, цели и состояния через чувственное понимание, но и способность совершать те же операции по отношению и к собственной личности, развивая рефлексивные способности. Таким образом, можно говорить о том, что у людей, вовлеченных в творческую деятельность, уровень развития таких механизмов восприятия и понимания себя и других, как эмпатия и рефлексия, находится на более высоком уровне, чем у тех, кто не связан с данной творческой деятельностью. Для подтверждения этих данных, полученных при теоретическом анализе, было проведено эмпирическое исследование. В результате однофакторного дисперсионного анализа и проведенного апостериорного анализа на высоком уровне статистической значимости было выявлено, что уровень развития эмпатии и рефлексивности, а также таких видов рефлексии, как системная рефлексия, квазирефлексия и интроспекция у студентов, вовлеченных в творческую деятельность, выше, чем у студентов других факультетов. Таким образом, основная гипотеза данного исследования была подтверждена эмпирически; • что касается взаимосвязи непосредственно самих феноменов (эмпатии и рефлексии), то на теоретическом уровне было обсуждено, что широта представлений о самом себе определяет и разнообразие представлений о другом человеке, при этом чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе, то есть можно говорить о взаимосвязи эмпатии и рефлексии личности, что было подтверждено эмпирически в процессе данного исследования, так, в результате корреляционного анализа данных была обнаружена умеренная положительная связь высокой степени значимости между уровнем развития эмпатии и уровнем развития рефлексивности (r=0,426, p=0,000), а также между уровнем развития эмпатии и уровнем системной рефлексии (r=0,343, p=0,000), так, чем выше уровень эмпатии, тем выше уровень развития рефлексии, что справедливо и в обратную сторону. Эти данные подтверждают гипотезу о том, что эмпатия и рефлексия в той или иной степени взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. В целом результаты проведенного эмпирического исследования позволяют говорить, что большинство студентов учебных групп ТГУ, принявших участие в исследовании, обладают средним уровнем развития эмпатии и рефлексии, показатели квазирефлексии, интроспекции и системной рефлексии так же находятся на среднем уровне, то есть студенты способны анализировать ситуации, происходящие с ними в данный момент, и те ситуации, которые происходили с ними в прошлом, а также способны к сопереживанию, проявлению дружелюбия, поддержки и оказания помощи, но, в то же время, у них возникают трудности с анализом предстоящей деятельности, поведения; планированием, прогнозированием вероятных исходов.  
Читать дальше
1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов / Г. М. Андреева. - 5-е изд. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 362 с. 2. Аргайл М. Психология счастья. - Москва: "Прогресс", 1990 - с.336 3. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник / А.Г. Асмолов. - М. : Изд-во МГУ, 2010. - 367 с. 4. Басин Е.Я. Искусство и эмпатия / Е.Я. Басин. - М. : Филологическое общество “Слово”, 2010. - 294 c. 5. Басова, А. Г. Формирование эмпатии / А. Г. Басова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2013. - № 5 (52). - С. 631-633. - URL: https://moluch.ru/archive/52/6898/ (дата обращения: 02.01.2021). 6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении / В.В. Бойко. - М. : Просвещение, 2006. - 75 с. 7. Большой психологический словарь / ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - 3-е изд., дополненное и переработанное. - Спб. : Прайм-Еврознак, 2006. - 672 с. 8. Бохарт А.К. Эмпатия в клиент-ориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я-психологии / А.К. Бохард // Иностранная психология. - 1993. - № 1. - С. 27-29. 9. Брель Е.Ю. К проблеме изучения особенностей взаимосвязи алекситимии, агрессивности и тревожности в структуре личности / Е.Ю. Брель // Социальная работа в Сибири: сб. научных работ. - Кемерово. : КемГУ, 2004. - 180 с. 10. Быханов И.И. Исследование рефлексии в зарубежной и отечественной психологии / И.И. Быханов // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль, 2015. - С. 303-310. 11. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С. 147-157. 12. Гиппенрейтер, Ю. Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, Е. Н. Козлова // Вопросы психологии. - 2013. - № 4. - С. 61-68. 13. Грудцина М.В. Развитие эмоционального интеллекта студентов вуза [Электронный ресурс] : Psychological Impact. - Электрон. журн. - М., 2012. - URL: https://psychologicalimpact.wordpress.com (дата обращения 07.12.20). 14. Данилин К.Е. Формирование внутригрупповых установок и рефлексивной структуры группы / К.Е. Данилин // Межличностное восприятие в группе. - М., 2011. - С. 124-152. 15. Знаков В.В. Понимание в познании и общении / В.В. Знаков. - Самара : СамГПУ, 2010. - 188 с. 16. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема / В.В. Знаков // Психологический журнал. - 2015. - Т. 26. - № 1. - С. 18-28. 17. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А.В. Карпов. - М. : ИП РАН, 2004. - 422 с. 18. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А.В. Карпов // Психологический журнал. - 2013. - Т. 24. - № 5. - С. 45-57. 19. Карягина Т.Д. Проблема формирования эмпатии // Консультативная психология и психотерапия. 2010. № 1. С. 38-54. 20. Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: дис. … канд. психол. наук. М., 2013. 175 с. 21. Карягина Т.Д., Иванова А.В. Эмпатия как способность: структура и развитие в ходе обучения психологическому консультированию // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 4. С. 182-207. 22. Карягина Т.Д., Матвеева К.М. Проблема измерения и оценки эмпатии в психотерапии // Психологическая наука и образование. 2012. № 5. С. 67-78. 23. Ковалев, А.Г. Эмпатия и процеcc практического познания одной личности другой / А.Г. Ковалев // Теоретические и прикладные проблемы Психoлoгии познания людьми друг друга. Краснодар: Издательство Кубанского университета, 2008. - С. 39. 24. Козина Н.В. Исследование эмпатии и ее влияния на формирование «синдрома эмоционального сгорания» у медицинских работников: автореф. дис. .. канд. психол. наук. СПб., 2014. 25 с. 25. Кохут, X. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией : в 2 т. / X. Кохут // Антология современного психоанализа : Т. 1 / под ред. А.В.Рассохина. - М. : Ин-т психологии РАН, 2000. - С. 282-299. 26. Крейри, Э. Учимся владеть чувствами / Э. Крейри. - СПб.: Феникс, 2011. - 159 с 27. Крысько, Владимир Гаврилович. Словарь-справочник по социальной психологии [Текст] / В. Г. Крысько. - СПб. [и др.] : Питер, 2003. - 416 с. 28. Леонтьев Д.А. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике / Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - М., 2014. - Т. 11. - Вып. 4. - С. 110-135. 29. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии / Под ред. Я.А.Пономарева, И.Н.Семенова, С.Ю.Степанова. М., 1988. - 276 с. 30. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М. : Прогресс, 2014. - 480 с. 31. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 2013. - 423 с. 32. Рубцова М.О. Взаимосвязь эмпатии и эмоциональных состояний личности / М.О. Рубцова // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск : СибАК, 2010. - № 3. - C. 28-36. 33. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие / А.П. Садохин. - М. : Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. - 288 с. 34. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М. : Школа-Пресс, 1995. - 384 с. 35. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования / С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов // Вопросы психологии, 2015. - № 3. - С. 31-40. 36. Стрелкова Л.П. Теоретико-методологический подход к проблеме эмоционально эмпатической регуляции поведения дошкольников / Л.П. Стрелкова // Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. - М., 1996. - С. 39-48. 37. Тейяр де Шарден П. Феномен человека : пер. с франц. / П. Тейяр де Шарден. - М. : Наука, 1987. - 239 с. 38. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Б.М. Теплов. Избр. тр.: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 2015. С. 15-42. 39. Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности [Электронный ресурс]: Вопросы методологии: Архив номеров (1991-1995). С. 157-188. - Электрон. журн. - М., 2005. - URL: http://www.circle.ru/archive/vm/nom (дата обращения 18.11.20). 40. Юсупов И.М. Психология эмпатии Теоретические и прикладные аспекты : автореф. дис. д-ра пс. наук / И.М. Юсупов.. - СПб., 2015. - 34 с. 41. Marcus S. Empatia (cercetari experimentale) / S. Marcus. - New York : Buc, 2011. - 183 p. 42. Hoffman, M. Empathy and moral development / M. Hoffman. - Cambridge: CambridgeUniversity Press, 2000. - 26 p  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Анализ в системе бизнес-планирования коммерческой организации
Количество страниц:
27
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономический анализ
курсовая работа
Психологические причины неуспеваемости
Количество страниц:
52
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
дипломная работа
Формула среднего числа пересечений случайным процессом фиксированного уровня (формула Райса)
Количество страниц:
20
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Высшая математика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image