ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...................................3
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы обеспечения оформления гражданских дел после их рассмотрения………………………………5
§ 1.1 Понятие и сущность правовых основ судебного делопроизводства по гражданским делам…………………………………………………………………….5
§ 1.2 Процесс организации судебного делопроизводства по гражданским делам…………………………………………………………………………………...10
Глава 2. Общая характеристика процесса оформления гражданских дел после их рассмотрения………………………………………………………………..22
§ 2.1 Анализ процесса оформления гражданских дел после их рассмотрения…………………………………………………………………………..22
§ 2.2 Порядок подготовки и сдачи дела в архив……………………………...24
Глава 3. Проблемы возникающие в процессе оформления гражданских дел после их рассмотрения……………………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..………...............................41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..........44
Читать дальше
Таким образом, по итогам рассмотрения данной темы, можно сделать следующие выводы:
Судебное делопроизводство — это деятельность, которая направлена на регистрацию, движение, учет судебных дел и иных материалов, их подготовку к последующему использованию и хранению, информационно-справочный поиск и контроль исполнения документов. Судебное делопроизводство регулируется нормами права. Судебное делопроизводство – это вид деятельности, который проникает во все сферы деятельности суда. Судебное делопроизводство направлено на систематизацию обращений граждан в суд. Любые процессуальные действия в судебном производстве нужно оформлять и фиксировать документально, значительная часть доказательств представлена в виде документов, которые нужно правильно оформить и систематизировать, чтобы с ними работать.
Развитие отечественного судебного делопроизводства Судебное делопроизводство в ходе своего развития выполняло несколько функций: Выступало основным инструментом организации процесса исполнения решений и приговоров включительно, а также определений судьи; Являлось средством фиксации происходящего во время судебного процесса; В силу государственного статуса судебных учреждений любого звена служило делу учета, регистрации и контроля документов, необходимых в судопроизводстве. Правила документооборота содержались в уставах гражданского и уголовного судопроизводства, положения о канцелярских требованиях вместе с нормами об отчетности содержались в правовых документах Министерства юстиции, чаще всего в циркулярах и формировались в порядке правоприменения. Оформление используемых в процессе делопроизводства бумаг служило вспомогательным средством при осуществлении правосудия. К потере важной информации может привести: Невнимание или небрежное отношение к необходимой фиксации полученных сведений в ходе судебных заседаний; Нерегулярная фиксация исходящих и входящих бумаг, которая сопряжена с их частичным возвратом просителю или отправителю.
Решение «канцелярского» вопроса — вопроса оформления и ведения используемых в процессе делопроизводства документов, способствует оптимизации документооборота, эффективности и быстроте правосудия по делам. В отечественном законодательстве прежде был определен статус мирового судьи и не предполагалось наличия в штатеспециально обученного канцеляриста. Ответственность за правильность ведения и полноту отчетности нес сам мировой судья. Ему же предоставлялось ежегодное государственное довольствие на канцелярские расходы, наем рассыльного и письмоводителя. Этого денежного довольствия было недостаточно для содержания в штате квалифицированного специалиста по делопроизводству. Обхождение без такого специалиста силами самого судьи приводило к сокращению документооборота, обращению к услугам так называемой «дешевой рабочей силы», что приводило к недостаткам и ошибкам в ведении делопроизводства. При ежедневном большом скоплении дел мировому судье было сложно заниматься еще и письмоводством, ведением всех необходимых бумаг по делу в том объеме, которого требовал установленный делопроизводственный порядок для данной инстанции. Поэтому пришлось увеличить штат мирового суда введением должности письмоводителя и канцелярского служителя в каждом судебном учреждении, которые будут отвечать за качественное выполнение вопросов канцелярского, бюрократического характера и не отвлекать судью от его непосредственных обязанностей. Нынешнее мировое делопроизводство, опираясь на законодательные инструкции по судебному делопроизводству, соблюдает: Учет правил ведения документооборота; Единые основные требования к ведению и оформлению процессуальных и других документов; Обеспечение оптимального порядка движения и передачи документов, порядка хранения и передачи в архив судебных дел. Функции мирового судьи в судебном делопроизводстве На мирового судью возлагается ряд обязанностей: Обязанности по руководству судебным делопроизводством; Несение ответственности за состояние документооборота в пределах своего участка; Своевременность и достоверность предоставления информации по статистике в вышестоящие судебные инстанции; Ведение контроля за соблюдением стандартов и нормативов ведения статистики; Ведение контроля за сроками прохождения судебных дел и материалов по судебному участку; Контроль и ответственность за своевременную сдачу в архив соответствующих документов, уничтожение вышедших из оборота по срокам хранения материалов; Контроль за правильностью ведения журнала вещественных доказательств. Судья обязан разрешать и рассматривать поступившие дела и одновременно оформлять процессуальные дела. Состав аппарата мирового суда составляют: секретарь суда и секретарь судебного заседания, помощник судьи. Согласно инструкции по судебному делопроизводству, поступающие дела регистрируют в журналах учета, на учетно-статистических карточках, алфавитных указателях, которые ведутся в бумажном и электронном видах на каждого ответчика или обвиняемого. На каждого обвиняемого ведется индивидуальная статистическая карточка с содержанием общей информации и сведений предусмотренных разделов. Введение в судопроизводственную практику новых способов и средств хранения и фиксации данных позволяет при правильном использовании находить нужную информацию в кратчайшие сроки. Сохранение в электронном виде сведений и дел сокращает материальные затраты на бумагу и оптимизирует систему судебного документооборота. Современные информационные технологии, основы применения которых заложены в законодательной базе, дают возможность судам перейти к более совершенным процедурам. Введение в законодательстве в качестве обязанности закрепления за юридическим лицом или предпринимателем при регистрации его персонального адреса электронной почты предоставит возможность быстрого оповещения надлежащим образом согласно требований законодательства в кратчайшие сроки.
Читать дальше
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ // СПС Консультант-Плюс
3. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 08.12.2020, с изм. от 02.03.2021) // СПС КонсультантПлюс
4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.03.2021) // СПС КонсультантПлюс
5. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // СПС КонсультантПлюс
6. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 24.03.2021) // СПС КонсультантПлюс
7. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
8. Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" от 22.10.2004 N 125-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
9. Федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
10. Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" от 22.12.2008 N 262-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
11. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
12. Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" от 22.12.2008 N 262-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
13. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
14. Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1 // СПС КонсультантПлюс
15. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.07.2013 N 132 "Об утверждении Временного регламента перевода документов федеральных судов общей юрисдикции в электронный вид" // СПС КонсультантПлюс
16. Постановление Президиума Совета судей РФ от 21.06.2010 N 229 (ред. от 23.05.2016) "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления" // СПС КонсультантПлюс
17. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 (ред. от 21.10.2019) "Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде" // СПС КонсультантПлюс
18. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2005 N 157 (ред. от 30.12.2013) "Об утверждении Инструкции о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования" // СПС КонсультантПлюс
19. Решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-4676/2010-51/155-74АЖ от 11.03.2010 // СПС КонсультантПлюс
20. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А32-4676/2010 от 28.05.2010 // СПС КонсультантПлюс
21. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" // СПС КонсультантПлюс
22. Андрюшечкина И. Н. Использование нормативно-справочной информации судебного делопроизводства для задач ведения судебной статистики // Правовая информатика. - 2019. - № 3. - С. 21 - 40.
23. Женетль С.З., Никифоров А.В. Гражданский процесс. - М.: Инфра-М, 2018. – с. 190
24. Коваленко А. О. Протокол рациональной переработки и правовые режимы судебной информации // Правовая информатика. - 2019. - № 2. - С.49 - 56.
25. Маркина Е. В. Комплексная автоматизация приказного производства в ГАС РФ «Правосудие» // Правовая информатика. - 2019. - № 2. - С. 57 - 68.
26. Маркина Е.В. Иинформационно-правовое обеспечение искового производства у мирового судьи // Правовая информатика. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-pravovoe-obespechenie-iskovogo-proizvodstva-u-mirovogo-sudi (дата обращения: 08.04.2021)
27. Парийская М. А. Количественный состав аппарата мирового судьи как гарантия качества осуществления судопроизводства // Судья. - 2019. - № 12. - С. 37 - 41.
Читать дальше