СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7 1.1. Психолого-педагогические особенности личности ребенка дошкольного возраста 7 1.2. Психолого-педагогическая готовность детей дошкольного возраста к школе как показатель учебной деятельности 11 Глава 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ 19 2.1. Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе 19 2.2. Программа формирования у дошкольников компонентов учебной деятельности 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Основные возрастные особенности формирования учебной деятельности

курсовая работа
Психология
25 страниц
52% уникальность
2021 год
20 просмотров
Меньшикова О.
Эксперт по предмету «Педагогическая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7 1.1. Психолого-педагогические особенности личности ребенка дошкольного возраста 7 1.2. Психолого-педагогическая готовность детей дошкольного возраста к школе как показатель учебной деятельности 11 Глава 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ 19 2.1. Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе 19 2.2. Программа формирования у дошкольников компонентов учебной деятельности 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Читать дальше
Актуальность исследования. Современная система дошкольного образования предполагает дошкольное обучение детей старшего дошкольного возраста, осуществляемое в дошкольных учреждениях. На практике подготовка детей к школе часто сводится к решению образовательных задач: детей учат читать, писать, считать, они дают определенный объем знаний, однако упускается из виду один очень важный показатель готовности к обучению - желание учиться, умение учиться, а именно - предпосылки зрелости к учебной деятельности. Таким образом, внутренний аспект готовности дошкольников к учебной деятельности заменяется внешним, отражающим продуктивные характеристики готовности к обучению.


Доверьте написание курсовых и дипломных работ на заказ проверенному сервису.


. При системно-деятельностном подходе к проблеме подготовки детей к учебной деятельности следует учитывать ряд существенных факторов. Особенность дошкольного образовательного учреждения заключается в том, что это учреждение с приоритетом игровой деятельности. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, как отмечают психологи, является игра. В игровой деятельности развивается произвольность психических процессов и возникают новообразования. Согласно теоретическим положениям Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьева, все новообразования возникают в недрах ведущей деятельности. Игра подводит дошкольников к порогу учебной деятельности; В игровой деятельности закладываются предпосылки к учебной деятельности. В процессе формирования учебной деятельности с учетом основных возрастных характеристик у детей развивается активная позиция, развивается интерес к обучению, произвольное поведение, повышается познавательная активность, дошкольники учатся самостоятельно приобретать знания. Дети учатся принимать поставленную перед ними задачу, обдумывать и находить способы действия, реализовывать свою вариативность, планировать и анализировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать результаты деятельности, трансформировать и улучшать их. Освоение предпосылок учебной деятельности позволяет детям самостоятельно выстраивать новые виды деятельности. В настоящее время проблема формирования образовательной деятельности с учетом возрастных особенностей ребенка находит отражение в нормативных правовых документах и проектах, реализуемых в рамках Федеральной целевой программы развития образования. Закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 21 декабря 2012 г., а также внесенный 1 января 2014 г., F подчеркивает, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование предпосылок для образовательной деятельности у детей, достижения « уровень развития, необходимый и достаточный для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к дошкольникам и занятий, характерных для дошкольников». Существенный вклад в разработку проблемы формирования учебной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников и определение структуры и состава учебной деятельности внесли: Л.С. Выготский, Д. Эльконин, В. Давыдов, А. Леонтьев, Т.В.Габай и другие. А также различные аспекты этой проблемы рассмотрены в трудах Н.Н. Подьякова, В.В. Репкин, Г.А. Варданян, Г.А. Варданян и другие. В нашем исследовании формирование учебной деятельности с учетом возрастных характеристик рассматривается в динамике, в контексте преемственности дошкольного и начального образования. Исследуем проблему подготовки к школе с позиций преемственности ведущих видов деятельности. Исходя из позиции В.В. Давыдова, что в дошкольном возрасте формируются не элементы учебной деятельности, а создаются ее универсальные генетические предпосылки, мы считаем, что формирование учебной деятельности должно осуществляться в глубине игровой деятельности. В исследовании мы принимаем во внимание позицию А.П. Усовой о том, что учебная деятельность также формируется в процессе обучения. Роль дошкольного образования нельзя недооценивать, так как без этого сюжеты, содержание и правила игры не будут развиваться и расширяться. Но учиться в этом возрасте нужно в игровой форме. Переход игровой деятельности в учебную, их непрерывность рассматривается нами с позиций внутренней логики возрастного развития детей. Реализовавший себя в игре дошкольник, выучивший высокоорганизованную игру, более готов к учебной деятельности, чтобы стать ее активным субъектом. Это изменение должно носить плавные формы и обеспечивать построение содержания образования в целостную систему. Несмотря на наличие психолого-педагогических исследований по проблеме формирования учебной деятельности у старших дошкольников, этот вопрос остается недостаточно изученным с методической точки зрения. Это позволяет говорить о необходимости теоретического осмысления и практического освоения данного направления в дошкольном возрасте. Таким образом, существует противоречие между необходимостью формировать учебную деятельность, при учете возрастных особенностей, у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс. Цель данной работы – изучить основные возрастные особенности формирования учебной деятельности. Объект исследования – дети дошкольного возраста. Предмет исследования – особенности формирования учебной деятельности в дошкольном возрасте. В соответствии с обозначенной выше целью в работе были поставлены следующие задачи: Исходя из цели исследования были определены следующие задачи: 1. Изучить основные подходы к изучению учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе. 2. Выявить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. 3. Изучить методы, методики и технологии психолого-педагогической работы в формировании учебной деятельности Для достижения цели исследования и решения поставленных задач в работе применен метод анализа и синтеза литературы по проблеме исследования. Материалы проведенного исследования могут быть использованы в практике работы воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы

Читать дальше
В ходе нашего исследования, основной целью которого было изучение основных возрастных особенностей формирования учебной деятельности, мы решили ряд последовательных задач: 1. Мы изучили основные подходы к изучению образовательной деятельности в дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе; 2. Выявлены психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. 3. Изучали методы, приемы и технологии психолого-педагогического работы в формировании образовательной деятельности. Мы выяснили, основные предпосылки к учебной деятельности, которые должны формироваться у детей, находящихся на пороге школого обучения. Прежде всего, следует отметить, что дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведение. У детей происходит расширение интеллектуальных возможностей, показатели развития мозга шестилетнего ребенка приближаются соответствующие показатели мозга взрослого человека. Старший дошкольник, учится выделять основные черты предметов и явлений, овладевает новым навыком - установлением между ними причинно-следственных связей, пространственно-временных и других отношения, пытаясь самостоятельно осмыслить и найти объяснение полученной информации. Все это говорит о том, что дошкольник формируется как субьект познания и деятельности. Несомненно, эти навыки очень полезны для ребенка уже на начальных этапах обучения в школе, ведь залог успешной адаптации детей к школе, как известно, является готовность к школе, определяемая следующими показателями: достаточный уровень сформированности познавательной активности; умение общаться со сверстниками и взрослыми; появление произвольности в познавательной и эмоционально-волевых психических процессах; соответствие развития психических процессов возрастной норме. Д.Б. Эльконин обратил внимание на то, что образовательная деятельность и усвоение - это не тождественные понятия. Например, в игре или труде тоже можно узнавать новое, приобретать полезные навыки и умения. Тем временем, только в условиях учебной деятельности становится возможным усвоение системы теоретических понятий, как формы социального опыта. Таким образом, психологи доказали, что учебная деятельность основана на способности ребенка сознательно вычлениять способы действия. Следовательно, вторым условием образовательной деятельности является готовность ребенка осваивать общие приемы действий, то есть такие, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделить новые связи и отношения. В связи с этим необходимо учитывать структуру учебной деятельности с точки зрения подготовки старших дошкольники к принятию ее требования. Таким образом, учитывая вышесказанное, цели и задачи исследования были выполнены.
Читать дальше
1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации – М.: Начальная школа, 2016. 2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М.: Academia, 2016. – 303 с. 3. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, – М: Знание, 2015. – 98 с. 4. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. – 2016. – №10. – С. 19–25 5. Борозинец Н.М. К вопросу психологической готовности к школе детей с трудностями в обучении // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 56–61. 6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь–справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 2017. – 311 с. 7. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, дошкольное воспитание. – М.: МГУ, 2015. – 186 с. 8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - Москва : Эксмо, 2005. - 507, [1] с. 9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: МГУ, 2016. – 164 с. 10. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. – М.: МГУ, 2016. – 164 с. 11. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. – М.: 80 МГУ, 2016. – 164 с. 12. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Наука, 2014. – 87 с. 13. Дмитриевская Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе // Начальная школа. – 2017. – №12. – С. 17–20. 14. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогике. / Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. – М.: МГУ, 2014. – 188 с. 15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2–х т. / А. В. Запорожец. – М.: МГУ, 2016. – 313 с. 16. Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. – М.: МГУ, 2016. – 293 с. 17. Карпенко, Л. А. История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л. А. Карпенко //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. – 784 с. 18. Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития // Вопросы психологии. – 2017. – № 6. – С. 45– 49. 19. Козлов Н.А. Лучшие психологические игры и упражнения. – М.: МГУ, 2016. – 293 с. 20. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: Наука, 2017. – 296 с. 21. Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: МГУ, 2015. – 84 с. 22. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика–Пресс, 2015. – 376 с. 23. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н., Запорожца А.В. -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с. 24. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. – М.: Воронеж, 1997. – 384 с. 25. Особенности психического развития детей 6–7–летнего возраста // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: МГУ, 2018. – 126 с. 26. Психолого–педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: «Академия», 2016. – 199 с. 27. Психолого–педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Педагогика–Пресс, 2015. – 199 с. 28. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] : [Статьи] / А. П. Усова ; Под ред. [и с вступ. статьей] А. В. Запорожца. - Москва : Просвещение, 1976. - 96 с. 29. Эльконин Д.Б. Венгер Л.А. Особенности психологического развития детей 6–7 летнего возраста. – М.: МГУ, 2015. – 284 с. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ 30. https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2021/05/09/test-vekslera-detskiy-variant-issledovanie-intellekta-s-5-do 31. https://psiho.guru/metodiki/metodika-progressivnyh-matric-ravena-dlya-shkolnikov-i-doshkolnikov.html/2021/05/09 32. https://sch2026v.mskobr.ru/files/metodika_lesenka.pdf/2021/05/09 33. https://nsportal.ru/user/46844/page/test-na-motivatsiyu ginzburg/2021/05/09 34. https://psychologmkdou31.edumsko.ru/folders/post/1519399/2021/05/09
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Конституционный суд рф
Количество страниц:
30
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Правоохранительные органы
курсовая работа
Экологическая лингвистика
Количество страниц:
30
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Языкознание
дипломная работа
Права женщин в современной Индонезии
Количество страниц:
45
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Правоведение
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image