По мере увеличения количества участников международных отношений количество международных споров между ними только растет.
Устав Организации Объединенных Наций делит споры на две категории: споры, продолжение которых может поставить под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и все другие споры. Помимо термина «споры» в ст. 34 В Уставе ООН используется термин «ситуация». Международную ситуацию следует отличать от международного спора, потому что ситуация представляет собой состояние возможного спора. Существует множество классификаций международных споров. Согласно ст. 34 Устава ООН существует классификация по степени опасности для международного мира - международные споры могут угрожать миру, а могут и не угрожать.
В международной практике существует классификация по географии распространения международных споров - локальные, региональные или глобальные споры; количество вовлеченных сторон - двусторонних или многосторонних, а также предмет или предмет спора. На сегодняшний день мировое сообщество разработало несколько методов мирного урегулирования международных споров, включая наиболее эффективные переговоры. Правовой основой переговорного процесса является ряд документов, совместно подготовленных международным сообществом в рамках ООН. Среди них уставные органы его органов: декларации и соглашения.
Международное мягкое право также считает переговоры эффективным средством разрешения международных споров. Принцип мирного разрешения споров давно существует в международной практике как международный обычай и в современных условиях приобрел характер juscogenes . Стоит обратить внимание на работу и соблюдение международных обычаев и прецедентов. Они лишь регулируют общие правила переговоров и позиции, на которые должны опираться участники международных отношений. Нет единого универсального документа по регулированию переговоров. Конвенция ООН о принципах и установках для ведения международных переговоров, принятая резолюцией 53/101 Генеральной Ассамблеи от 8 декабря 1998 года, еще в силу не вступила, однако её нормы рассматриваются, как соблюдение международного обычая. Переговоры – организованный процесс, необходимый не только для разрешения международных споров, но и для решения внешнеполитических задач и реализации политических интересов государств и координации их деятельности на международной арене.
Цель переговоров - наладить сотрудничество и урегулирование конфликтов, которые всегда включают элементы как конкуренции, так и сотрудничества. Согласно принципам переговоров, составляющих процесс, участники переговоров обязательно должны иметь: - добрую волю для достижения соглашения; корысть в переговорах; подготовительные и переговорные навыки; и ресурс для выполнения соглашений и совместных решений. Переговоры классифицируются по разным причинам. Есть много разных классификаций.
На уровне переговоров - на высшем уровне, на высоком уровне и переговоры в рабочем состоянии; по количеству сторон, участвующих в переговорах - двусторонние или многосторонние; по сферам - политическая, дипломатическая; по этой теме - по экономическим, военным, экологическим, гуманитарным, политическим и другим вопросам; а также прямые и косвенные переговоры, открытые и конфиденциальные, регулярно обновляемые и специальные.
Переговоры - сложный механизм, требующий тщательной подготовки сторон, проработки их позиции и аргументов в свою защиту, продуманной стратегии поведения, внимания к деталям и привлечения широкого круга экспертов. Государства должны строго выполнять обязательства, взятые на себя по результатам переговоров, потому что, помимо нарушения принципа лояльного выполнения обязательств, который является одним из основополагающих элементов международного права, он создает репутацию вокруг этого государства. Международному сообществу еще предстоит разработать и улучшить существующий механизм переговоров и соблюдения на основе результатов переговоров и международных принципов, поскольку в настоящее время на международной арене нет разработанного механизма для контроля за соблюдением определенных соглашений, а Организация Объединенных Наций является единственным гарантом.
Международный судебный процесс — это урегулирование споров между субъектами международного права с согласия заинтересованных сторон, постоянно действующий судебный орган, состав и процедура которого не зависят от воли сторон и решения которого, основанные на международном праве, являются обязательными для сторон. спор.
Термин «международный спор» используется для обозначения взаимных претензий между субъектами международного права. Международные споры основаны на многих факторах экономического, социально-политического, идеологического, военного и международно-правового характера. В самом общем виде международный спор можно рассматривать как политико-правовые отношения, возникающие между двумя или более субъектами международного права и отражающие несоответствия, существующие в рамках этих отношений. Основой регулирования этих отношений является общепризнанный принцип мирного разрешения международных споров.
Все известные методы мирного урегулирования международных споров условно делятся на три группы:
- дипломатические средства - переговоры, консультации между сторонами;
- методы, требующие участия третьей стороны - добрые услуги, посредничество, создание комитетов по расследованию и примирению;
- судебные разбирательства в судебных и арбитражных органах - международный арбитраж, разбирательство в Международном Суде и других международных судебных органах.
Только государства могут быть сторонами в делах, рассматриваемых Международным Судом. В то же время у Международного Суда достаточно широкие полномочия. Таким образом, согласно условиям и правилам Международный Суд может запрашивать у публичных международных организаций информацию, относящуюся к делам, подпадающим под его юрисдикцию, а также принимает такую информацию, предоставленную такими организациями по своей собственной инициативе и т.д.
Юрисдикция Международного Суда распространяется на все дела, переданные ему сторонами, и все вопросы, конкретно предусмотренные в Уставе Организации Объединенных Наций или в действующих договорах и конвенциях. Международный Суд ООН чаще всего рассматривает споры, касающиеся прав человека, нерушимости государственных границ и других основополагающих принципов международного права.
Работа Экономического суда СНГ направлена на обеспечение единообразного применения соглашений между государствами-участниками СНГ и основанных на них экономических обязательств путем разрешения споров, возникающих из экономических отношений. К компетенции Экономического суда СНГ относится разрешение межгосударственных экономических споров, возникающих в связи с исполнением хозяйственных обязательств, предусмотренных законодательством Сообщества, а также соответствие нормативных правовых актов государств-участников СНГ, принятых по экономическим вопросам, актам Сообщества. Предметом апелляции в этой категории дел являются заинтересованные государства, представленные их уполномоченными учреждениями и институтом Содружества.
Суд ЕврАзЭС обладает обширной юрисдикцией в разрешении межправительственных споров: он оценивает экономические споры, касающиеся исполнения решений органов ЕврАзЭС и положений действующих договоров в рамках ЕврАзЭС. Согласно преамбуле Устава ЕврАзЭС, целью создания ЕврАзЭС также является необходимость обеспечения надлежащего выполнения международных соглашений, заключенных в рамках ЕврАзЭС и таможенного союза.
Международный трибунал по морскому праву обладает обширной юрисдикцией в разрешении международных споров. Однако на эту юрисдикцию распространяются те же ограничения и исключения, что и в отношении других судов и арбитражей, предусмотренных Конвенцией. Положения, регулирующие создание и деятельность трибунала, были сформулированы с учетом опыта всей сети существующих международных судов и арбитражных трибуналов, в частности Международного Суда, но из-за своей специализации трибунал имеет ряд Особенности.
Таким образом, Трибуналу был предоставлен относительно широкий мандат на привлечение технических экспертов и других экспертов к сбору информации и прояснению конкретных вопросов; тем самым расширяя его информационные и доказательные возможности. Хотя применимое право в судебном разбирательстве определяется отдельно Трибуналом гражданской службы, Конвенция ООН по морскому праву имеет преимущественную силу над ней. Вопрос об участии Международного трибунала по морскому праву в развитии международного морского права особенно интересен, потому что, с одной стороны, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года была фактически неполным документом. . полные компромиссных положений, с другой стороны, в западной литературе довольно много обвинений в том, что международные суды фактически принимают законы, и даже многие ученые возражали против создания Международного трибунала по морскому праву на том основании, что что его законодательство будет фрагментировать международное право.
В настоящее время не оспаривается, что международные судебные учреждения не имеют законодательной функции. Однако они играют определенную и довольно важную роль в процессе формирования норм международного права. Их роль в этом процессе зависит от самого характера деятельности по разрешению международных споров. Следует подчеркнуть, что наиболее действенным инструментом являются решения международных судебных институтов, которые обычно содержат очень веские аргументы. В международных судебных процессах часто нет гарантии, что судебное решение будет основано на прочной правовой основе.
Некоторые решения, даже принятые самым авторитетным судом, не имеют никакого отношения к взглядам сторон в споре, не говоря уже о международном праве. Кроме того, после вынесения судебного решения иногда возникает множество сложных проблем, связанных с исполнением судебного решения, в частности, с его исполнением, и они могут быть выражением воздействия судебного решения на международное право и права сторон на спор. Влияние судебного решения на взгляды сторон в споре и на международное сообщество может оставаться незаметным в течение долгого времени, возможно, потому что нельзя найти прямых ссылок на это решение или прямого заявления о признании самими сторонами.
Непосредственная практика суда довольно однообразна: большинство рассматриваемых им споров — это дела о немедленном освобождении судов; вторая по величине категория споров — это ходатайства о временных средствах правовой защиты. Лишь небольшую часть составляют случаи, когда возникают дополнительные вопросы.
Однако из-за компромисса многих положений Конвенции каждое разбирательство часто связано с различиями между сторонами в толковании определенных положений Конвенции ООН по морскому праву, поэтому Суду часто приходится прибегать к их толкованию и своей судебной функции. не ограничивается механическим применением фактов. Суд рассмотрел такие вопросы, как необходимость исчерпания внутренних средств правовой защиты, наличие реальной связи между судном и государством-защитником, причины задержания иностранных судов в исключительной экономической зоне, залог и другое материальное обеспечение, вопросы конфискации, немедленное освобождение временная защитная мера.
В случаях предписания временных мер правовой защиты вопросы охраны окружающей среды заняли относительно большое место.
При оценке единственного определения дела, переданного в Суд, Трибунал по гражданской службе опирался на опыт Международного Суда, но его постановление принесло много новостей. Поэтому он обратил особое внимание на признание того или иного участка границы и историческое отсутствие протестов с каждой стороны против действий населения в том или ином районе залива. Трибунал государственной службы постановил, что «согласованный протокол» является просто выражением определенных точек зрения между сторонами.
В судебной практике это первое судебное решение об определении континентального шельфа, превышающего 200 морских миль, района морского дна, в отношении которого все еще существует большая неопределенность.