?>
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….…….……….…………….3 ГЛАВА I. ГЕНДЕРНАЯ ПАРАДИГМА В СОВРЕМЕННОМ ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ………………………………………………...……6 1.1. Ключевые подходы к определению понятия «гендер»…………….….6 1.2. Гендерная проблематика в современной культуре………………..….10 Выводы по первой главе…………………..……………….………………..15 ГЛАВА II. ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ…………………………………………………………16 2.1. Российские СМИ: гендерное измерение.………………………..……16 2.2. Гендерные репрезентации в российских СМИ: проблематика, тематика, периодичность.……………………………………………………….…19 Выводы по второй главе……………………………..……..………….……25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………...……………………………………………26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….....…..28 СПИСОК ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...……….30

ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СМИ (НА МАТЕРИАЛЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ, 2012 – 2021 ГГ.)

курсовая работа
Журналистика и СМИ
27 страниц
69% уникальность
2021 год
40 просмотров
Бабина Т.
Эксперт по предмету «Журналистика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….…….……….…………….3 ГЛАВА I. ГЕНДЕРНАЯ ПАРАДИГМА В СОВРЕМЕННОМ ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ………………………………………………...……6 1.1. Ключевые подходы к определению понятия «гендер»…………….….6 1.2. Гендерная проблематика в современной культуре………………..….10 Выводы по первой главе…………………..……………….………………..15 ГЛАВА II. ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ…………………………………………………………16 2.1. Российские СМИ: гендерное измерение.………………………..……16 2.2. Гендерные репрезентации в российских СМИ: проблематика, тематика, периодичность.……………………………………………………….…19 Выводы по второй главе……………………………..……..………….……25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………...……………………………………………26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….....…..28 СПИСОК ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...……….30
Читать дальше
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что гендерная проблематика в целом и ее репрезентация в средствах массовой информации представляет собой переменчивый и неустойчивый процесс, который тем сильнее подвергается изменениям и усложняется, чем в большей степени развиваются новые общественные движения, психологические концепции, чем сильнее развиваются информационные технологии, активнейшим образом влияющие на появление всё большего количества новых медиа — блогов, крупных и некрупных интернет-СМИ, анонимных каналов в мессенджерах, которые доводят информацию о гендере до масс. В настоящее время все больше людей перестают потреблять контент классических средств массовой информации — телеканалов, радиостанций, газет, журналов. В связи с этим традиционные СМИ всеми силами пытаются оставаться в рамках актуальных общественных тенденций и предоставлять эксклюзивный контент, в том числе связанный и с гендерной проблематикой. Изначально борьба за гендерное равноправие являлась интернациональным преимущественно женским феноменом, однако в разных странах и обществах его тональность и масштабы сильно отличались в соответствии с социальными установками, политическими и историческими условиями, а также культурными ценностями. В современном мире проблема гендера приобретает всё более заметные масштабы, как в зарубежных странах, так и в России. Гендерный вопрос постепенно стал выходить за рамки лишь социальных вопросов, данное течение становится частью массовой культуры. Происходит переоценка идентичности индивида, его роли в обществе, предназначения и статуса человека, их зависимости от биологического пола. Наличие полномерных прав и свобод у представителей различных гендеров раскрывает этические аспекты развития ориентированного на Запад общества. По этим причинам данное исследование является актуальным и значимым. Объектом работы стала гендерная проблематика в современных российских медиа.


Если вам необходимо написать реферат на заказ цена на него будет известна сразу, если вы заполните форму на сайте Work5.


Предмет — особенности репрезентации гендерной проблематики в российских общественно-политических периодических изданиях. Цель работы — выявить особенности репрезентации гендерной проблематики в современных российских средствах массовой информации. Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи: - рассмотреть ключевые подходы к определению понятия «гендер»; - изучить специфику гендерной проблематики в современной культуре; - охарактеризовать российские СМИ с точки зрения гендерного измерения; - проанализировать репрезентацию гендера в российских СМИ по параметрам проблематики, тематики и периодичности. Степень проработанности проблемы. Несмотря на достаточно большое количество российских и зарубежных источников по теме, нельзя утверждать, что данная тема является полностью изученной в научном дискурсе в связи с тем, что события в России и в мире, связанные с проблемами гендера, происходят довольно часто. Так, теоретической и методологической базой данного исследования послужили работы таких исследователей, как: - Е. Л. Вартанова, А. А. Гладкова, О. В. Смирнова, Е.А. Кожемякин, А.П. Короченский, О. Е. Коханая, А. В. Полонский, Е. А. Самотуга и др. (в аспекте теории масс-медиа, массовых коммуникаций, медиадискурса и медиатекста); - Е. А. Здравомыслова, С. Г. Айвазова, А. Альчук, В. В. Матвиенко, Т. Б. Рябова и др. (в аспекте теории гендера как стратификационной категории) - Н. И. Ажгихина, В. В. Тихаева, И. А. Балалуева, С. С. Изюмская, Л. М. Чаава, Л. Г. Свитич, Т. П. Фролова, С. М. Эббот, R. Collins, Т. Carver, González, D. Miller, E. Costa, N. Haynes, T. McDonald, R. Nicolescu R. и др. (в аспекте репрезентации гендерной проблематики в СМИ). Эмпирическая база исследования сформирована разножанровыми журналистскими публикациями 2012-2021 гг. в общественно-политических периодических изданиях (таких, как «Аргументы и факты» и «Коммерсант»). Методологическую базу исследования составили следующие теоретические и практические методы: - анализ документов; - описание; - обобщение; - сравнительный анализ; - качественный контент-анализ; - систематизация полученных данных. Теоретическая значимость. Поскольку в данном исследовании рассматривается репрезентация гендера в медиадискурсе, результаты курсовой работы могут быть полезны для дальнейшего и более глубокого и детализированного анализа особенностей освещения гендерной проблематики не только в российских, но и в зарубежных средствах массовой информации, в том числе и, например, в контексте развития информационных технологий (появления блогов о гендерной тематике) и трансформации аудитории СМИ. Результаты исследования могут быть интересны для широкого круга представителей научного сообщества – исследователей журналистики, массовой коммуникации и связей с общественностью, филологии, социологии, психологии и др. Структура работы представлена введением, описывающим актуальность исследования, двумя главами, разделенными на параграфы, в которых анализируются теоретические вопросы темы гендера в современной культуре, а также анализируется репрезентация гендера в СМИ на материале публикаций «Аргументов и фактов» и «Коммерсанта», заключением, подводящим итоги и формулирующим основные результаты работы, а также списком использованной литературы.  

Читать дальше
В ходе выполнения данной курсовой работы была достигнута поставленная во введении цель — а именно были выявлены особенности репрезентации гендерной проблематики в современных российских средствах массовой информации. Для этого были рассмотрены ключевые подходы к определению понятия «гендер», была изучена специфика гендерной проблематики в современной культуре, были охарактеризованы российские СМИ с точки зрения гендерного измерения, а также проанализированы особенности репрезентации гендера в российских СМИ по параметрам проблематики, тематики и периодичности. Ключевой тенденцией современного медиапространства является его перемещение в онлайновую среду — среду Интернета. Это обусловлено процессами дигитализации, или цифровизации, посредством которой информация переходит в цифровой формат и, вследствие этого, для своего восприятия требует технических устройств — цифровых медиа. Общественно-политические периодические издания «Аргументы и факты» и «Коммерсант», которые анализировались в данном исследовании, сегодня выходят не только в печатном, но и в онлайновом формате, что позволяет им транслировать свой контент на большую аудиторию. В современном обществе размышления о гендере являются существенной составляющей контент средств массовой информации, в особенности западных. Специалисты полагают, что без СМИ политические и социальные перемены для представителей различных гендеров никогда бы не произошли. Поскольку эта волна настолько широка, она, скорее всего, не будет иметь внезапного окончания и вместо этого будет продолжать изменяться и развиваться. В свою очередь, средства массовой информации будут продолжать освещать события, связанные с проблемами гендерной идентичности. Акцент в публикациях «Коммерсанта» часто делался на проблематике гендерного неравенства, причем внимание авторов журналистских материалов , как правило, было сосредоточено на неравных возможностях заработка, которые существуют между мужчинами и женщинами в России. Нередко в проанализированных материалах, посвященных репрезентации гендера, важной составляющей частью становятся пояснения-комментарии, которые раскрывают суть новых терминов, например, таких, как «небинарный гендер». Это может говорить о том, что для представителей русскоязычной аудитории понятие гендера не является в достаточной степени понятным и воспринимаемым. Материалы, посвященные репрезентации гендера, как бы по своему определению требуют от журналистов пояснительных комментариев. В ряде журналистских материалов «Коммерсанта» и «Аргументов и фактов» понятие гендера, а точнее гендерных ролей, тесно связана с концептом несвободы и ограничений индивида, которые он получает со стороны общества. То есть навязываемые из детства мужские или женские модели поведения стесняют человека, не дают ему реализоваться как личности. Авторы некоторых журналистских статей полагают, что гендерные ограничения, накладываемые воспитанием и условиями проживания в обществе, могут негативно сказаться на формировании личности индивида. Любопытно отметить, что в транслируемом через новостные зарубежные материалы западном дискурсе почти во всех публикация гендер репрезентируется как предмет борьбы, ценность, позитивная тема для обсуждений и др. Важным выводом данной курсовой работы является наблюдаемая автором сразу в нескольких журналистских публикациях тенденция унификации гендерной принадлежности: то есть в ряде статей вместо очередного обсуждения проблемы гендерной самоидентификации или гендерного неравенства предлагается её непосредственное решение, которое заключается в создании нейтрального образа – в одежде, стиле жизни, – который может применяться как людьми, позиционирующими себя в мужском гендере, так и теми, кто идентифицирует себя с женщиной.  
Читать дальше
1. Ажгихина Н. И. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа [Текст] // Гендерные исследования. 2000. № 5. С. 261–273. 2. Ажгихина Н.И. «Железная леди» или баба-яга? «Женская тема» в современной российской прессе [Текст] // Мат-лы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай—96». М.: МЦГИ, 1997. 3. Ажгихина Н.И. Когда Россией будет управлять Маргарет Тэтчер? Несколько штрихов к коллективному портрету женщины-политика в российском информационном пространстве и о самом медийном пространстве [Текст] // Гендерные исследования. 2007. № 16. 4. Ажгихина Н.И. Парадоксы свободы: гендерные стереотипы и гендерная цензура в современных СМИ // [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.gorby.ru/userfiles/file/azhgihina.pdf 5. Айвазова С. Г. Гендерные особенности политического поведения россиян в контексте избирательного цикла парламентских и президентских выборов 2011-2012 гг. / С.Г. Айвазова [Текст] // Женщина в российском обществе. – 2016. – №3. – С. 3-11. 6. Айвазова С. Г. Идейные истоки женского движения в России / С.Г. Айвазова // Общественные науки и современность. – 1991. – № 4. – С. 125-132. 7. Альчук А. Метаморфозы образа женщины в русской рекламе // Гендерные исследования / ХЦГИ. Харьков, 1998. № 1. С. 255-261. 8. Баклушинская И. Ю. ПОЛ [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия. — Режим доступа: https://bigenc.ru/biology/text/3151959. 9. Балалуева И.А. Образ женщины в современной российской прессе: ключевые характеристики и масштабы трансформации 10. Баранова Ю. С. Медиатекст: границы понятия [Текст] // Евразийский Союз Ученых. 2017. №12-3 (45). — С. 117-119. 11. Бережкова Е. А. Государственная информационная политика как фактор развития гражданского общества в Российской Федерации [Текст]: дисс. ... канд. соц. наук: М., 2017. — 177 c. 12. Вартанова Е. Л. Теория медиа: отечественный дискурс. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019. — 224 с. 13. Желтухина М. Р. Медиадискурс [Текст] // Дискурс-Пи. 2016. №3-4. — С. 292-296. 14. Жеребкина И.А. «Прочти мое желание...»: постмодернизм, психоанализ, феминизм. [Текст] М.: Идея-Пресс, 2000. 15. Здравомыслова Е. А., Тёмкина А.А. Гендер как инструмент познания и преобразования общества / под ред. О.А. Ворониной и др. [Текст] М.: МЦГИ-Солтэкс, 2006. 16. Изюмская С. С., Чаава Л. М. Современный газетный дискурс: определение понятия «гендер» и коммуникативные стратегии [Текст] // Евразийский научный журнал. 2021. №3(84). — С. 23-26. 17. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/749/122/1218/017yDRAWOMYSLOWA.pdf. 18. Кожемякин Е. А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования [Текст] // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2010. №12 (83). — С. 13-21. 19. Коханая О. Е. Феномен конвергентной журналистики в медиакоммуникационном пространстве [Текст] // Социально-гуманитарные знания. 2019. №8. — С. 63-76. 20. Коннел Р. Гендер и власть: общество, личность и гендерная политика / Р. Коннелл; [пер. с англ. Т. Барчуновой]. [Текст]– М.: Новое лит. обозрение, 2015. – 425 с. 21. Матвиенко В. В. Гендер как социокультурный феномен [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №10. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gender-kak-sotsiokulturnyy-fenomen. 22. Мелик-Гайгазян И. В. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия. — Режим доступа: https://bigenc.ru/sociology/text/2015987. 23. Полонский А.В., Самотуга Е.А. Ключевые особенности дискурса глянцевых журналов [Электронный ресурс] // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2010. №18 (89). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-osobennosti-diskursa-glyantsevyh-zhurnalov 24. Самотуга Е. А. Лингвостилистические особенности репрезентации гендера в глянцевых журналах [Электронный ресурс] // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2012. №6 (125). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvostilisticheskie-osobennosti-reprezentatsii-gendera-v-glyantsevyh-zhurnalah 25. Рябова Т. Б. Гендерная политология в России: достижения, проблемы и перспективы / Т.Б. Рябова, О.Г. Овчарова // Женщина в российском обществе. – 2016. – № 1. – С. 3-23. 26. Свитич Л.Г. Женщина в журналистике // Материалы круглого стола «Женский вопрос накануне XXI века». М., 1998. 27. Смеюха В.В. Феномен гендерной идентификации в медийном пространстве [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / Кубанский государственный университет. Краснодар, 2012. 28. Смирнова О.В. Гендерный подход и журналистское образование в России [Текст] // СМИ и гендер. М.: Эслан, 2007. 29. Смирнова О. В. Интеграция гендерного подхода в журналистское образование: российский контекст [Текст] // Медиаскоп. 2011. Вып. 4. 30. Тихаева В. В. Специфика репрезентации гендера в медиадискурсе (на материале английского языка) [Текст] // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. №4. — С. 68-71. 31. Фролова Т. П. Медиаобраз мужчины в контексте гендерных противоречий современной России [Текст] // Гендер и СМИ. М., 2007. 32. Эбботт С.М. Гендерные стереотипы в женских глянцевых журналах. Гендер и СМИ [Текст]. Гжегодник. 2008. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. 33. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. [Текст] Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М. Добросвет, 2000. 596 с. 34. Carver T. Gender [Текст] In Bellamy R. & Mason A. (Eds.), Political concepts. Manchester; New York: Manchester University Press, 2003, pp. 169-181. 35. Collins R. (2011) Content Analysis of Gender Roles in Media: Where Are We Now and Where Should We Go? [Текст] Sex Roles 64 (3-4). 36. Hassan R. The Economy of Digitality: Limitless Virtual Space and Network Time [Текст]. In The Condition of Digitality: A Post-Modern Marxism for the Practice of Digital Life. London: University of Westminster Press. 2020, pp. 97-128. 37. Miller D., Costa E., Haynes N., McDonald T., Nicolescu R., Sinanan J., Wang X. Gender. In How the World Changed Social Media. London: UCL Press. 2016, pp. 114-127. 38. McNay L. Gender, Habitus and the Field: Pierre Bourdieu and the Limits of Reflexivity//Theory, Culture and Society. 1999. Vol. 16, № 1. P. 95–117. 39. Schroede R. The internet in everyday life II: Seeking information. In Social Theory after the Internet [Текст]: Media, Technology, and Globalization. London: UCL Press. 2018, pp. 101-125. 40. Slachmuijlder L. Gender Representations in Advertising: No Time for Change? [Текст] Agenda: Empowering Women for Gender Equity, (44), 2020, pp. 97-101. 41. Vowles J., Coffé H., Curtin J. The gender dimension of inequality. In A Bark But No Bite [Текст]: Inequality and the 2014 New Zealand General Election, Australia: ANU Press. 2017, pp. 189-214. СПИСОК ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. В Германии к концу 2018 года официально появится третий пол 08.11.2017 // АиФ [Электронный источник] – Режим доступа: https://aif.ru/society/law/v_germanii_oficialno_poyavitsya_tretiy_pol_k_koncu_2018_goda 2. В опросниках всероссийской переписи не будет вопросов о гендере 30.07.2020 // АиФ [Электронный источник] – Режим доступа: https://aif.ru/politics/russia/v_oprosnikah_vserossiyskoy_perepisi_ne_budet_voprosov_o_gendere 3. Время трансгендеров. Почему в Европе разрушают традиционную семью? 18.10.2019 // АиФ [Электронный источник] – Режим доступа: https://aif.ru/society/people/vremya_transgenderov_pochemu_v_evrope_razrushayut_tradicionnuyu_semyu 4. Гендеру выписывают равноправие. В Белом доме изучают женские интересы 15.09.2017 // Коммерсант [Электронный источник] – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3410540?query=гендер 5. Гендер не при деньгах. Работодатели нанимают с учетом пола только на низовые рабочие места 30.10.2019 // Коммерсант [Электронный источник] – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4142070?query=гендер 6. Кто такая Айвери Джексон, которая попала на обложку National Geographic? 19.12.2016 // АиФ [Электронный источник] – Режим доступа: https://aif.ru/dontknows/file/kto_takaya_ayveri_dzhekson_kotoraya_popala_na_oblozhku_national_geographic 7. Культурная политика 20.06.2013 // Коммерсант [Электронный источник] – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/2215153 8. Многообразие полов. Зачем вводить 58 вариантов гендерной принадлежности 28.02.2014 // АиФ [Электронный источник] – Режим доступа:https://aif.ru/society/people/mnogoobrazie_polov_zachem_vvodit_58_variantov_gendernoy_prinadlezhnosti 9. У трудовых отношений отсекают личное. МОТ одобрила конвенцию против домогательств на работе 24.06.2019 // Коммерсант [Электронный источник] – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4010865?query=гендер 10. Хворь, гендер и хлыст. Продолжается фестиваль в Роттердаме 29.01.2014 // Коммерсант [Электронный источник] – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/2394031?query=гендер
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Развитие процессов принятия и исполнения решений в отраслях социальной сферы образования
Количество страниц:
30
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
курсовая работа
Основные понятия, определения и назначение операционной системы (функции, требования, классификация)
Количество страниц:
22
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Информатика
курсовая работа
Русский кибермоббинг в социальных медиа: технологии, эффекты, способы борьбы (на материале соц.сети "Инстаграм")
Количество страниц:
20
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Журналистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image