На Work5 заказ рефератов не занимает много времени.
.) и нематериальные (трудовые, интеллектуальные и т.д.) ресурсы. В конечном счете эффективная организация и функционирование строительного комплекса обеспечивает устойчивое развитие экономики государства. Строительный комплекс, являясь частью строительной отрасли, стал выделяться в относительно автономную подсистему, для которой стали характерны свои внутренние и внешние факторы развития. В современных условиях можно считать, что строительный комплекс формируется как подсистема социально – экономической системы. Доля строительного комплекса в структуре ВВП Российской Федерации неуклонно растет и на данный момент составляет примерно 8 %. Даже с учетом всех сложностей (в т. ч. пандемию) 44 региона ввели в 2020 г. больше жилья, чем годом ранее. А также во втором полугодии 2020 г. значительно выросло число новых проектов – на 39 % (данные Росстата). В 2020 г. объем строительных работ (включая капитальное, дорожное строительство и другие виды деятельности) составил 9, 5 трлн руб., что на 0,1 % больше (в сопоставимых ценах), чем в 2019 г. Актуальность темы исследования также обусловливается существующими на сегодняшний день проблемами Российской Федерации в строительном комплексе. Ведь именно в период кризиса особое значение приобретает возможность выявления угроз и формирование социально –экономической безопасности. Наша страна перетерпела глубокий кризис 1990 – х г., мировой финансово – экономический кризис 2008 – 2009 г. и переживает сегодняшний кризис. В современных условиях социально –экономическая ситуация находится в зависимости от способности органов исполнительной власти обеспечить социально – экономическую безопасность как целого государства, так и отрасли в частности. Однако организации различных сфер и отраслей экономики, в том числе строительные, обязаны также прилагать собственные усилия для обеспечения своей социально – экономической безопасности. Проблемы обеспечения социально – экономической безопасности строительного комплекса Российской Федерации (рассматривается как элемент социально – экономической безопасности страны в целом) обусловливают необходимостью оценивать кризисные ситуации в ходе организации и функционирования строительного комплекса, отслеживать влияние отдельных составляющих социально – экономической безопасности. Рассматривая проблему с точки зрения изменчивости обстоятельств внутреннего и внешнего характера необходимо выделить: Во – первых, осложнение внутриэкономических и социально – политических проблем в стране: дефицит госбюджета, безработица, масштаб «теневой экономики» и другие негативные явления спада производства, политической нестабильности и обострения социальной напряженности в обществе. В результате этого происходит разрушение социально –экономических основ обеспечения национальной безопасности. Во – вторых, в условиях введения санкций против Российской Федерации происходит борьба за конкурентоспособные отрасли, усиливается стремление других держав к производственно – технологическому превосходству над ними, использованию «экономических рычагов» давления для достижения своих интересов. Недобросовестная конкуренция во всех ее проявлениях может причинить убытки другим предприятиям строительного бизнеса или нанести ущерб их деловой репутации в связи с использованием таких методов как: распространение ложных сведений о конкуренте; разглашение коммерческой тайны без согласия ее владельца и др. В – третьих, жизненно важными становятся вопрос соблюдений определенного баланса между позитивной и негативной стороной воздействий внешнеэкономической деятельности на ход и темп социально –экономического преобразования. Таким образом, одной из первоочередных задач строительного комплекса является достижения такого уровня социально – экономической безопасности, который смог бы обеспечить внутреннюю стабильность, активное участие предприятия в международном бизнесе и одновременно гарантировал ее национальную безопасность. Степень научной разработанности темы. Проблемы строительного комплекса Российской федерации в рамках экономической безопасности государства в последние годы стали предметом исследований многих ученых – экономистов. Так, Смирнова О.П. изучала отраслевые особенности обеспечения экономической безопасности строительной отрасли Российской Федерации в кризисный период. Другой ученый, Вершин П.В. проводил анализ, оценку и описывал направления нейтрализации угроз экономической безопасности в сфере жилищного строительства. Экономическая безопасность строительного комплекса Российской Федерации обладает специфическими экономическими институтами, которые, в сочетании с ресурсозависимостью, делают экономическую динамику неустойчивой: экономический рост легко сменяется спадом. Как отмечают эксперты строительного комплекса, недостаточное внимание уделяется проблеме влияния ресурсозависимости на экономическое развитие отрасли, тем более что оно выделяется на фоне с резко возросшим интересом к этой проблеме в мировом сообществе. Однако, недостаточно исследованными, на взгляд автора, являются вопросы влияния строительного комплекса Российской Федерации в системе обеспечения социально – экономической безопасности государства. Объект исследования – система обеспечения социально –экономической безопасности в Российской Федерации. Предмет исследования – функционирование строительного комплекса в системе обеспечения социально-экономической безопасности Российской Федерации. Цель диссертационного исследования – теоретическое обоснование и разработка практических рекомендаций по обеспечению социально-экономической безопасности строительного комплекса, оценка и систематизация рисков и угроз объектам строительного комплекса и выработка механизмов и стратегий по их нейтрализации. В соответствии с поставленной целью, в работе были определены следующие задачи: – раскрыть базовые понятия основ строительного комплекса в экономическом пространстве страны, как отрасль материального производства; – исследовать основные направления и особенности инновационного потенциала развития Российской Федерации; – провести анализ актуальных вопросов нормативно-правового регулирования строительного комплекса современной России; – изучение разработки и реализации государственных программ, направленных на развитие Российской Федерации; – анализ применения инновационных подходов в современном строительстве; – изучение вопроса приоритетные направления развития строительного комплекса Российской Федерации. Научная новизна диссертационного исследования. Автором осуществлено развитие теоретико-методологических основ управления строительным комплексом субъекта Российской Федерации как экономической системой, выявлены методологические подходы к управлению строительным комплексом, повышающие эффективность его функционирования в условиях рыночной экономики. В работе предлагается авторская трактовка ряда положений, связанных с систематизацией методов управления строительным комплексом; раскрыты основные проблемы управления строительным комплексом как экономической системой; намечены тенденции управления, прежде всего в развитии инвестиционных процессов. Теоретическая значимость исследования диссертации заключается в том, что она вносит определенный вклад в развитие теории управления строительным комплексом Российской Федерации, позволяет глубже осмыслить понятие и сущность строительного комплекса, как экономической системы, структуру и методы управления строительным комплексом, уточнить особенности современного управления строительным комплексом как экономической системой, возможность применения кластерного и стратегического подходов в управлении строительным комплексом субъекта Российской Федерации. Практическая значимость исследования диссертации заключается в ее результатах, выводах, рекомендациях, направленных на разработку конкретных предложений по формированию эффективного механизма управления строительным комплексом Российской Федерации, как экономической системой. Эти предложения применимы в деятельности органов власти Российской Федерации при разработке стратегии развития строительного комплекса в новых условиях хозяйствования. Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, государственные стандарты Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Москвы и других субъектов Российской Федерации, распоряжения органов исполнительной власти города Москвы, нормативно –правовые акты регионального и местного значения и ряд других законодательных и нормативных документов. Теоретической базой исследования послужили научные труды отечественных ученых Каменецкого М.И. Оценка вариантов прогноза развития строительного комплекс: 2020, 2030 годы // Научные труды ИНПРАН. М.: МАКС пресс, 2012. – ст. 9-14; Каменецкого М.И. Донцовой Л.В. Строительный комплекс: состояние проблемы, основные тенденции долгосрочно развития. Проблемы прогнозрования-2008 №8. – ст. 44-47; Шевчуков Б.А.: Строительство в России//Российская газета, 2012. Стат. Сб. М.: Росстат, 2010. – ст. – 14-18, исследующих проблемы организации и функционирования строительного комплекса Российской Федерации. Методологическая база исследования. При решении поставленных задач применялись следующие методы исследования, основанные на всеобщих принципах научного познания (объективности, всесторонности, полноте): общенаучные (анализ и синтез), методы системного анализа, индукции и дедукции, метод научной абстракции, синергетики, статистические методы анализа. Эмпирическую базу исследования составляют статистические данные о развитии строительного комплекса Российской Федерации Федеральной службы государственной статистики, Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Российской Федерации, Департамента строительства города Москвы и др. Положения, выносимые на защиту: 1. Обосновано, что строительный комплекс субъекта Российской Федерации обладает общими и специфическими признаками экономической системы. Общими признаками являются целостность, иерархичность, адаптивность, открытость. Целостность строительного комплекса субъекта Российской Федерации проявляется в том, что он функционирует как целостное образование в пределах определенной территории, изменение элементов системы приводит к изменению системы в целом. Иерархичность означает взаимодействие и взаимосвязь элементов в системе. В строительном комплексе России элементами его системы выступают отрасли строительного комплекса, имеющие характер подсистемы. Адаптивность характеризуется приспособлением строительного комплекса, как экономической системы к изменениям внешней и внутренней среды в ходе развития научно-технического прогресса и дифференциации строительных услуг, а также в связи с изменениями нормативно-законодательной базы. Открытость свидетельствует о расширении межотраслевых связей отраслей строительного комплекса с другими отраслями народного хозяйства. В число специфических системных признаков включены: – нестационарность, свидетельствующая о подвижности рабочих мест и неподвижности продукции строительного комплекса; – особые условия функционирования, связанные с необходимостью учета местных природно-географических и экономических факторов при осуществлении строительных работ и участием многих отраслей экономики в создании конечной продукции строительного комплекса; – множество источников финансирования, свидетельствующих об использовании в производстве средств бюджетов всех уровней, банков, инвесторов, граждан; – самоуправляемость, заключающаяся в способности строительного комплекса самостоятельно определять правила своей деятельности. 2. Выявлены особенности применения административных, организационных и экономических методов управления в строительном комплексе. Особенностью административных методов является их государственно-властный характер и обязательность исполнения предписаний органов власти подчиненными им объектами. Организационные методы управления основаны на нормативных документах, устанавливающих порядок организации деятельности объекта и субъекта управления в применении различного рода норм и нормативов. Экономические методы способствуют удовлетворению требований потребителей продукции строительного комплекса и сочетанию экономических интересов производителей и потребителей. 3. Выявлены факторы, препятствующие и способствующие управлению строительным комплексом. Факторы, препятствующие управлению строительным комплексом: – управление строительным комплексом Российской Федерации осуществляется как отраслевыми органами управления, так и региональными органами государственного управления, что приводит к дублированию управленческих функций, принятию неэффективных управленческих решений; – несовершенство законодательства в строительстве; – отсутствие в отдельных регионах стратегического планирования в управлении строительным комплексом; – неэффективное использование государственного заказа как инструмента государственного регулирования строительного комплекса; – наличие множества согласовывающих организаций и длительность процесса согласования проектно-технической документации. Факторы, способствующие управлению строительным комплексом: – прямое регламентирование деятельности хозяйствующих субъектов в строительном комплексе; – подчинение органов управления строительным комплексом субъектов Российской Федерации федеральным органам власти; – создание финансово-строительных групп. В диссертационном исследовании предлагается применять стратегический подход к управлению строительным комплексом Российской Федерации, который позволяет выделять миссию, стратегические цели и задачи, ресурсы, обеспечивающие выполнение поставленных задач. Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена исследованию теоретических основ обеспечения организации строительного комплекса Российской Федерации, раскрывает сущность современных отраслей строительного комплекса Российской Федерации, а также особенности инновационного потенциала развития Российской Федерации, рассматривается правовое регулирование организации строительного комплекса Российской Федерации. Вторая глава носит практический характер. Представляет собой анализ практики развития строительного комплекса в Российской Федерации, в которой проводится оценка реализации государственных программ, направленных на развитие Российской Федерации, выявляются особенности использования инновационных подходов в современном строительстве. Также в ее основе лежит обоснование приоритетных направлений развития строительного комплекса Российской Федерации.