Введение 4 1 Теоретические основы внешнеэкономической деятельности субъекта Российской Федерации 8 1.1 Понятие, сущность и управление внешнеэкономической деятельностью региона 8 1.2 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности 15 2 Анализ внешнеэкономической деятельности региона (на примере Свердловской области) 23 2.1 Социально-экономическая характеристика региона 23 2.2 Анализ показателей внешнеэкономической деятельности региона 34 3 Пути развития внешнеэкономической деятельности в свердловской области 48 3.1 Направления развития внешнеэкономических связей 48 3.2 Оценка эффективности мер по развитию внешнеэкономических связей 54 Заключение 63 Список использованных источников 67 Приложение А Основные цели региональной политики в сфере международных и внешнеэкономических связей 73 Приложение Б Основные социально-экономические показатели Свердловской области, 2015-2019 гг. 74 Приложение В Инвестиции в основной капитал в Свердловской области за 2015-2019 гг. 75 Приложение Г Товарная структура оборота внешнеэкономической деятельности Свердловской области, 2016-2019 гг. 76

Развитие внешнеэкономических связей субъекта РФ

дипломная работа
Менеджмент
70 страниц
76% уникальность
2021 год
35 просмотров
Фоминых В.
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 4 1 Теоретические основы внешнеэкономической деятельности субъекта Российской Федерации 8 1.1 Понятие, сущность и управление внешнеэкономической деятельностью региона 8 1.2 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности 15 2 Анализ внешнеэкономической деятельности региона (на примере Свердловской области) 23 2.1 Социально-экономическая характеристика региона 23 2.2 Анализ показателей внешнеэкономической деятельности региона 34 3 Пути развития внешнеэкономической деятельности в свердловской области 48 3.1 Направления развития внешнеэкономических связей 48 3.2 Оценка эффективности мер по развитию внешнеэкономических связей 54 Заключение 63 Список использованных источников 67 Приложение А Основные цели региональной политики в сфере международных и внешнеэкономических связей 73 Приложение Б Основные социально-экономические показатели Свердловской области, 2015-2019 гг. 74 Приложение В Инвестиции в основной капитал в Свердловской области за 2015-2019 гг. 75 Приложение Г Товарная структура оборота внешнеэкономической деятельности Свердловской области, 2016-2019 гг. 76
Читать дальше
Актуальность темы исследования. Современная концепция ВЭД не сводится только к международной торговле товарами и услугами, она предопределяет необходимость взаимодействия национальных фирм с глобальными компаниями по ряду направлений, в первую очередь производственному, научно-техническому и инновационному. ВЭД является неотъемлемым элементом хозяйственной деятельности предприятий, фирм, регионов и страны в целом. В условиях становления рыночной экономики произошла переоценка принципов экономического развития и как следствие – возросла роль международного сотрудничества. Россия – это совокупность регионов, которые отличаются друг от друга уровнем экономического развития, отраслевой специализацией, природно-климатическими условиями, но каждый регион тесно взаимодействует с другими регионами, создавая единое экономическое пространство. ВЭД и внешнеэкономический потенциал региона приобрели особое значение в современной глобальной рыночной экономике, тем самым выступая в качестве индикатора состояния и перспектив развития экономической системы региона. Использование ВЭД как фактора повышения социально-экономического развития территории улучшает параметры инвестиционного климата, увеличивает бюджетные поступления, обеспечивает занятость населения. Доходы от внешней торговли значительно ослабляют нагрузку на расходную часть бюджета. Значимость ВЭД в развитии страны можно отразить в виде логической цепочки: ВЭД – инвестиционный климат – экономический рост – повышение уровня жизни населения. Проблемное поле исследования.


Если вы ищете, где можно заказать отчет недорого , обратитесь к специалистам Work5.


В настоящее время проблема развития ВЭД стоит особенно остро. Современное состояние внешнеэкономических связей России требует решения ряда сложных и неотложных задач, прежде всего, восстановления и развития экспортного потенциала страны, повышения конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках, формирования рациональной структуры экспорта и импорта, привлечения иностранных инвестиций на взаимовыгодных условиях, обеспечения экономической безопасности России. Для ВЭД региона характерен практически моментальный отклик к воздействию комплекса внутренних и внешних факторов, что должно учитываться при разработке стратегии развития региона. От оборота отдельных регионов зависят общие показатели экспорта и импорта по стране, в связи, с чем значение изучения вклада регионов в развитие ВЭД становится все более актуальной. В этой связи актуальность исследований внешнеэкономической деятельности регионов обуславливается также целым рядом сопутствующих факторов, нарастивших свое влияние за последние годы. Среди них следует выделить вхождение РФ во Всемирную торговую организации (ВТО), углубление интеграции в пространствах Содружества независимых государств (СНГ) с формированием Таможенного союза РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан. Новые возможности регионов формируются в набирающих экономическую и политическую мощь сообществах стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка). Заявленные модели международного сотрудничества проявляют высокую заинтересованность в вовлечении своих регионов для реализации целей и задач организаций, позиционируя их как активных участников международных экономических отношений. Доказательством тому являются ежегодные форумы руководителей стран-участниц, проводимые в крупных региональных центрах. Цели и задачи исследования. Целью работы является исследование теоретичных и практических аспектов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности региона (на примере Свердловской области), а также оценка эффективности реализуемых мероприятий органами государственной власти. Достижение указанной цели потребовало решения следующих взаимосвязанных друг с другом задач:  рассмотреть теоретические основы внешнеэкономической деятельности субъекта Российской Федерации;  сформировать комплексное представление о социально-экономическом положении в Свердловской области и о текущем состоянии внешнеэкономической деятельности в регионе;  определить, исходя из полученных результатов, пути развития внешнеэкономической деятельности Свердловской области. Предмет исследования. Предметом исследования является государственное регулирование развития внешнеэкономических связей субъекта РФ. Объект исследования. В качестве объекта исследования выступает Свердловская область как один из лидеров в области внешнеэкономической деятельности. Методы исследования. В процессе написания работы применялась совокупность методов научного познания, такие как детализация и обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция, которые объединяют современные концепции и методические исследователей по изучению проблемы развития внешнеэкономических связей субъекта РФ. Информационная база исследования формировалась на основе монографических исследований различных авторов, данных Росстата, отчетности Министерства экономического развития РФ, Министерства иностранных дел РФ, Правительства Свердловской области, Министерства экономики и территориального развития Свердловской области, а также материалов с официальных сайтов организаций, осуществляющих поддержку внешнеэкономической деятельности в РФ. Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из трех глав, включающие шесть параграфов, введение, заключение, список использованных источников и приложения. Первая глава посвящена исследованию теоретических основ внешнеэкономической деятельности субъекта РФ. Вторая глава посвящена социально-экономической характеристике Свердловской области и анализу показателей внешнеэкономической деятельности региона как одного из лидеров в данной сфере. Третья глава посвящена оценке эффективности государственных мер развития внешнеэкономических связей Свердловской области и определению направлений развития внешнеэкономической деятельности данного региона в современных условиях.

Читать дальше
Внешнеэкономический комплекс для современного развития РФ является важнейшим сектором национальной экономики, и его значение в условиях глобализации постоянно возрастает. Управление внешнеэкономической деятельностью на государственном уровне выступает фактором повышения социально-экономического развития территории, так как позволяет улучшить параметры инвестиционного климата, обеспечить рост бюджетных поступлений и рост занятости населения. В целом, доходы от внешней торговли значительно ослабляют нагрузку на расходную часть бюджета. В современных условиях одним из основных акцентов государственного управления ВЭД является включение регионов в процессы международной интеграции. Внешнеэкономическое развитие регионов позволяет влиять на решение актуальных задач внешнеторговой стратегии страны. Однако при этом крайне важно совершенствовать региональную централизованную политику развития регионов, совершенствовать законодательную базу в сфере налогообложения и регулирования ВЭД, а также проводить комплексные мероприятия, направленные на развитие региона. В рамках первой главы рассмотрены теоретические основы ВЭД субъекта РФ. Согласно Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предусмотрено право субъектов РФ осуществлять внешнеторговую деятельность на своей территории, ее координацию и контроль. Механизм ВЭД в регионе включает разработанный комплекс мер, направленный на развитие экономики региона, посредством реализации программ, направленных на развитие ВЭД, активизацию малого и среднего бизнеса, приграничное сотрудничество российских регионов. В частности, субъекты РФ правомочны предоставлять гарантии по иностранным банковским и коммерческим кредитам, получать и использовать безвозмездную зарубежную помощь, выдавать кредиты, оказывать иное содействие зарубежным партнерам за счет средств субъекта РФ. Также субъекты РФ имеют право участвовать в работе международных финансово-экономических организаций и органов, уставы которых предусматривают такое участие. В рамках второй главы проведено исследование социально-экономического состояния Свердловской области, а также проанализированы результаты развития ВЭД региона. Свердловская область сохраняет свои позиции в первой десятке субъектов РФ по показателям объемов отгруженной промышленной продукции, инвестиций в основной капитал, оборота оптовой и розничной торговли, предоставления платных услуг населению, ввода в эксплуатацию жилья. Динамика большинства основных показателей социально-экономического развития Свердловской области в 2020 году складывается ниже значений прогноза социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2020–2022 гг. Существующие возможности и ограничения социально-экономического развития Свердловской области формируются под влиянием факторов внешней и внутренней среды, в том числе внеэкономического характера. В кратко- и среднесрочной перспективе траектория развития будет определяться не только экономическими, но и эпидемиологическими факторами. В частности, согласно прогнозу социально-экономического развития в рамках Стратегии в 2022 году ожидаются восстановление экономики и выход на траекторию устойчивого роста, который продолжится на среднесрочном горизонте. При этом скорость и сроки восстановления экономики в настоящее время характеризуются высокой степенью неопределенности, связанной с эпидемиологическими факторами. Несмотря на текущую экономическую ситуацию, Свердловская область продолжает развивать внешнеэкономическую деятельность за счет создания благоприятных условий для ее развития на региональном (например, система поддержки внешнеэкономической деятельности) и международном (в рамках сотрудничества с зарубежными странами) уровнях. За 2020 г. итоги внешней торговли Свердловской области продемонстрировали устойчивую работу индустриального комплекса региона, его экспорто-ориентированных предприятий, а также благополучную ситуацию с ходом реализации национального проекта по международной кооперации и экспорту. Объем товарооборота в 2020 г. снизился на 9% в сравнении с 2019 г. Экспорт составил 7 млрд долл. США и снизился всего на 13,2 %, импорт – 4,93 млрд долл. США, снижение составило 2%. При этом экспортерам Свердловской области в основном удалось не только удержать позиции на традиционных рынках, но и увеличить продажи. В очень непростых условиях региону удалось подтвердить свой статус одного из ведущих экспортеров России в части несырьевой неэнергетической продукции, что еще раз говорит об отлаженной работе экономики, эффективности мер государственной поддержки и рабочей ситуации в реализации национального проекта по международной кооперации и экспорту. Третья глава сформирована из двух взаимосвязанных частей: оценка эффективности мероприятий по развитию внешнеэкономических связей Свердловской области (на основании опроса участников ВЭД и аналитического исследований результатов деятельности организаций, осуществляющих реализацию мероприятий по развитию ВЭД региона) и определение направлений совершенствования данных мероприятий. Существующее влияние совокупности внутренних и внешних факторов на развитие международных и внешнеэкономических связей в период до 2035 года можно оценить как умеренно благоприятное, создающее определенные риски, но одновременно и новые возможности для совершенствования международной специализации Свердловской области и усиления коммерческого присутствия на перспективных рынках (подтверждают результаты опроса участников ВЭД). Однако необходимо качественное изменение структуры экспорта, без которого его кратное увеличение невозможно. Также необходима диверсификация экономики Свердловской области, а именно повышение доли высокотехнологичных производств, появление новых товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, конкурентных и востребованных на мировых рынках (новой товарной массы). Поэтому в текущих экономических условиях более важным представляется развитие экспорта более высоких переделов, менее подверженных рыночным колебаниям, а именно оборудование и техника, продукция деревообработки, IT-сферы и сферы услуг (медицинских, инжиниринговых и иных). В 2021 году в рамках мер поддержки ВЭД планируется запустить акселератор для IT-компаний, который должен помочь сформировать навыки разработки рыночных стратегий, определения рынков сбыта, адаптации продуктов и запуска на международный рынок участников ВЭД. В том числе за счет инструментов поддержки необходимо обеспечить приведение продукции малого бизнеса Свердловской области в соответствие с требованиями внешних рынков, так как это поможет существенно расширить географию экспорта, которая сегодня в основном сосредоточена на странах ЕАЭС и в целом СНГ. Таким образом, развитие внешнеэкономических связей Свердловской области возможно только при стопроцентном комплексном подходе к сопровождению экспортных проектов, то есть формированию и следованию плану действий по каждому из поступающих проектов. В частности, Министерство инвестиций и развития Свердловской области считает, что вся инфраструктура поддержки должна была объединена в рамках одной организации, что позволяет обеспечивать комплексность поддержки и удобство для бизнеса.
Читать дальше
1. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Текст]: федер. закон РФ от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 22.12.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 50. - ст. 4850. 2. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ [Текст]: федер. закон РФ 04.01.1999 г. № 4-ФЗ (ред. от 13.07.2015). – Режим доступа: КонсультантПлюс. 3. О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов [Текст]: федер. закон РФ от 08.12.2020 № 385-ФЗ. – Режим доступа: КонсультантПлюс. 4. О стратегическом планировании в РФ [Текст]: федер. закон РФ от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020). – Режим доступа: КонсультантПлюс. 5. О национальных целях развития РФ на период до 2030 года [Текст]: указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474. – Режим доступа: КонсультантПлюс. 6. Об утверждении Концепции внешней политики РФ [Текст]: указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640. – Режим доступа: КонсультантПлюс. 7. О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года [Текст]: указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020). – Режим доступа: КонсультантПлюс. 8. О внесении изменений в государственную программу РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности» [Текст]: постановление Правительства РФ от 31.03.2017 № 369. – Режим доступа: КонсультантПлюс. 9. Об утверждении государственной программы РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности [Текст]: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 330 (ред. от 31.03.2020). – Режим доступа: КонсультантПлюс. 10. Об утверждении государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [Текст]: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 (ред. от 28.01.2021) . – Режим доступа: КонсультантПлюс. 11. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года [Текст]: распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 № 1757-р (ред. от 26.12.2014). – Режим доступа: КонсультантПлюс. 12. Национальный проект РФ «Международная кооперация и экспорт» [Текст]: утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 г. № 16. – Режим доступа: КонсультантПлюс. 13. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Текст]: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16. – Режим доступа: КонсультантПлюс. 14. Об одобрении прогноза социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2021–2023 годов [Текст]: постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2020 № 770-ПП. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/570970328. 15. Об утверждении Стратегии развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области на период до 2035 года [Текст]: постановление Правительства Свердловской области от 20.06.2019 г. № 372-ПП. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/553368361. 16. Об утверждении Порядка ведения таможенной статистики внешней торговли РФ по субъектам РФ [Текст]: приказ ФТС России от 11.09.2019 № 1447 (ред. от 18.03.2019). – Режим доступа: КонсультантПлюс. 17. Аксенов И.А. Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне региона [Текст] // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2017. – № 4 (52). – С. 10–15. 18. Аксенов И.А. Участие регионов России во внешнеэкономической деятельности [Текст] // Наука Красноярья. – 2019. – Т. 8. – № 2-2. – С. 7-10. 19. Бердиев В.К. Перспективы развития и резервы повышения эффективности внешнеэкономической деятельности в регионах России [Текст] // Экономика и социум. 2020. № 6 (73). С. 405-408. 20. Бочарникова Е.В., Авдюкова А.Е. Международные связи свердловской области: внешнеэкономический аспект [Текст] // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. – 2019. – № 1. – С. 40-46. 21. Гончарова А.С. Критический анализ подходов к оценке внешнеэкономической деятельности регионов [Текст] // Сибирский экономический журнал. – 2020. – № 7 (15). – С. 4-5. 22. Игнатьева Г.В., Курмакаева Е.Ш., Прошунин П.И. Формы управления внешнеэкономической деятельностью региона [Текст] // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2020. – № 3 (82). – С. 75-79. 23. Исаев М.Г., Торишный О.А. Госрегулирование внешнеэкономической деятельности и ее влияние на экономическое развитие региона [Текст] // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 6 (119). – С. 444-449. 24. Каландарова Н.Н. Роль и значение внешнеэкономической деятельности в повышении потенциала отечественной экономики [Текст] // Научные достижения и открытия современной молодёжи: актуальные вопросы и инновации. ‒ 2017. ‒ С. 160-162. 25. Корнеева А.В., Корнеев Г.У. Регулирование ВЭД в РФ: структурирование системы [Текст] // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. – 2019. – № 2 (79). – С. 24-35. 26. Линецкий А.Ф., Бочарникова Е.В., Котомцев А.А. Международные и внешнеэкономические связи мегаполисов и регионов России как важнейший фактор экономического развития территорий [Текст] // Общество: политика, экономика, право. – 2020. – № 6 (83). – С. 36-42. 27. Оболенский В.П. Внешняя торговля России в условиях снижения мировых цен и «санкционной войны» [Текст] // Российский внешнеэкономический вестник. – 2017. – № 9. – С. 34-44. 28. Суровяткина А.А. Конкурентоспособность региона с учетом внешнеэкономической деятельности и факторы ее определяющие [Текст] // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 3. – С. 545-552. 29. Внешняя торговля Свердловской области в 2020 году показала устойчивый результат [Электронный ресурс]: Официальный сайт Правительства Свердловской области. – Режим доступа: http://midural.ru/news/list/document176048/, свободный. 30. Инвестиционный портал Свердловской области [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://invest-in-ural.ru/region/ekonomika/, свободный. 31. Инвестиционная привлекательность регионов [Электронный ресурс]: Официальный сайт «Эксперт РА». – Режим доступа: https://www.raexpert.ru/, свободный. 32. Иностранные представительства [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства экономики и территориального развития свердловской области. – Режим доступа: https://mvs.midural.ru/inostrannye-predstavitelstva, свободный. 33. Институт экономики УрО РАН [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://uiec.ru, свободный. 34. Информационный паспорт Свердловской области за 2019 год [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://made-in-ural.ru/analitika/informatsionnyy-pasport-sverdlovskoy-oblasti-za-2019-god/, свободный. 35. Кредитный рейтинг субъектов РФ: Официальный сайт «Fitch Ratings» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.fitchratings.com/, свободный. 36. Министерство иностранных дел РФ. Внешнеэкономические связи субъектов РФ [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.mid.ru/vnesneekonomiceskie-svazi-sub-ektov-rossijskoj-federacii, свободный. 37. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ [Электронный ресурс]: Официальный сайт «Агентство стратегических инициатив». – Режим доступа: https://asi.ru/, свободный. 38. Новикова Н. Что помогло экономике Свердловской области справиться с пандемией коронавируса? Первые осторожные выводы [Электронный ресурс]: Официальный сайт «Облгазета.RU». – Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/oblgazeta.ru/s/economics/113632/, свободный. 39. Основные итоги социально-экономического развития Свердловской области в январе – декабре 2020 г. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства экономики и территориального развития свердловской области. – Режим доступа: http://economy.midural.ru/content/osnovnye-itogi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-sverdlovskoy-oblasti-v-yanvare-dekabre-1, свободный. 40. Развитие экспорта в Свердловской области [Электронный ресурс]: Официальный сайт «Российский экспортный центр». – Режим доступа: https://www.exportcenter.ru/press_center/news/razvitie-eksporta-v-sverdlovskoy-oblasti/, свободный. 41. Региональный экспортный стандарт 2.0 [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.exportcenter.ru/company/region_standard/ , свободный. 42. Рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов РФ [Электронный ресурс]: Официальный сайт «Национальное рейтинговое агентство». – Режим доступа: http://www.ra-national.ru/, свободный. 43. Рейтинг регионов РФ [Электронный ресурс]: Официальный сайт «РИА Рейтинг». – Режим доступа:: https://ria.ru/, свободный. 44. Статистика внешней торговли России. Анализ онлайн [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://statimex.ru/statistic/all/oborot/2015-2020/world/RU/, свободный. 45. Центр поддержки экспорта Свердловской области [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://sofp.ru/o-nas/czentr-podderzhki-eksporta/, свободный.  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
«КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: ОЦЕНКА И ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ»
Количество страниц:
60
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Концептуализация COVID-19 в медиадискурсе французских СМИ
Количество страниц:
48
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Французский
реферат
Понятие нотариального права: его предмет, метод и система
Количество страниц:
12
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image