Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты иллюстративной наглядности как основополагающего принципа обучения 4
1.1 Понятие иллюстративного материала 4
1.2 Работа с картиной и иллюстрацией в процессе обучения 6
Глава 2. Педагогические условия применения иллюстративного наглядного материала на уроках в начальной школе 9
2.1 Виды и методы применения иллюстративного наглядного материала 9
2.2 Рекомендации по применению иллюстративного наглядного материла на уроках в начальной школе 15
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Читать дальше
Наглядный материал позволяет повысить эффективность учебного процесса. Это следствие множества причин, основная из которых заложена в психофизиологических характеристиках младших школьников.
Именно поэтому наглядные приемы на уроках являются одними из самых важных и необходимых.
Умело сочетая визуальные методы с другими методами получения новых знаний, такими как объяснение, беседа, рассказывание историй, наблюдение, мы получаем основу для роста познавательного интереса младшего школьника.
В этом случае использование иллюстративного материала, подкрепленного техническими средствами, с интересными раздаточными материалами, повысит эффективность учебного процесса на уроках начальной школы.
Ученикам с еще не сформированным абстрактным мышлением намного легче понять материал с помощью уже сформированных типов мышления: сыграть в дидактическую игру с интерактивной доской или интеллектуальным полом, понять задачу, подкрепленную иллюстрациями, диаграммами и таблицами, или рассмотреть новый трехкомпонентный вариант.
Размерная фигура с программами, поддерживающими просмотр 3D изображений.
Принцип ясности - один из основных дидактических принципов на уроках в младших классах.
В соответствии с этим принципом обучение основано на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдение ряда условий:
- ясность на уроках в начальной школе должна соответствовать возрасту учеников;
-четкость следует использовать умеренно и проявлять постепенно и только в подходящее время урока;
- наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый объект;
-необходимо четко выделить главное, существенное при демонстрации иллюстраций;
- подробно продумывать объяснения, данные при демонстрации явлений;
- продемонстрированная ясность должна четко соответствовать содержанию материала;
-вовлекать самих учеников в поиск нужной информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Иллюстративный материал в научных текстах используется с це¬лью наглядной демонстрации результатов исследования, подтвер¬ждения результатов рассуждения и т.д. К иллюстративным материа¬лам относятся фотографии, чертежи, а также графические формы свертывания информации.
Читать дальше
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! / Амонашвили Ш.А. - М.: Просвещение, 1983. – 208 с.
2. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении / Артемов В.А. - М.: Просвещение, 2004. - 345 с.
3. Вахтеров В.П. О новой педагогике / Вахтеров В.П. - М.: Литагент «Карапуз», 2018. – 302 с.
4. Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения» / Давыдов В. – М., 2016. - 420 с.
5. Дидактические принципы / Пед. энциклопедия: В 4-х, т. I. - М., 2019. - 385 с.
6. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя / Загвязинский В.И. - М., 2018. - 130 с.
7. Зельманова Л.М. Наглядности в преподавании русского языка: Пособие для учителя. / Зельманова Л.М. - М.: Просвещение, 2016. - 120 с.
8. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения / Калмыкова З.И. - М., 2016. - 185 с.
9. Жулина Н. В. Проблемы теории и методики начального образования в педагогическом наследии / Н. В. Жулина. - Нижний Новгород: НГПУ, 2017. - 214 с.
10. Коменский Я.А. Педагогическое наследие / Коменский Я.А. - М.: Издательство «Педагогика», 2016. – 287 с.
Читать дальше