Введение…………………………………………………………………...3 1. Понятие и роль малой группы в развитии личности…………………5 2. Социально-психологический климат в малой группе…………….....13 3. Пути и средства исследования социально-психологического климата в малой группе………………………………………………………………..….20 Заключение…………………………………………………………….….30 Список литературы……………………………………………………….32

Психологический климат в студенческой среде

курсовая работа
Психология
30 страниц
74% уникальность
2021 год
24 просмотров
.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………...3 1. Понятие и роль малой группы в развитии личности…………………5 2. Социально-психологический климат в малой группе…………….....13 3. Пути и средства исследования социально-психологического климата в малой группе………………………………………………………………..….20 Заключение…………………………………………………………….….30 Список литературы……………………………………………………….32
Читать дальше
На современном этапе психологической науки и практики существуют такие понятия, как: социально-психологический, психологический, морально-психологический и нравственно-психологический климат. Наиболее часто употребляемым остается понятие социально-психологический климат (СПК). Несмотря на то, что в отечественной психологии наметилось несколько подходов к пониманию природы социально-психологического климата, этим термином чаще всего обозначаются устойчивые настроения и суждения, отражающие социальные условия жизнедеятельности коллектива. Одним из первых попытался раскрыть содержание данного понятия В.М.


Реферат по международному праву на заказ - позволит вам не волноваться об учебе. Мы сделаем реферат недорого и качественно в самые кратчайшие сроки!


Шепель, выделив в нем 3 «климатические зоны»: социальный, моральный и психологический климат. Таким образом, психологический климат рассматривается как микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального. Каждому педагогу известно то ощущение, когда после посещения одной группы студентов в нее хочется вернуться снова и снова, а после посещения другой – уйти и никогда в нее больше не возвращаться. В традиционном понимании это ощущение как раз и передается понятием «психологический климат». Психологический климат связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей, возникающих на основе их близости, симпатий, интересов и склонностей. Это своего рода качественная сторона отношений между людьми, которая проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих развитию личности в коллективе. Социально-психологический климат – это общее групповое психологическое состояние, которое характеризуется особенностями социального восприятия и степенью удовлетворенности членов коллектива различными сторонами его жизнедеятельности (учебой, сокурсниками, педагогами, руководством, вузом). На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми может 6 сталкиваться коллектив. При этом члены группы чувствуют определенную стабильность, устойчивость своего положения, статуса в системе взаимоотношений. Важнейшей проблемой в изучении социально-психологического климата является выявление факторов (макро- и микросреды), которые его формируют. Система межличностных отношений в студенческой группе зачастую складывается стихийно. В большинстве случаев, она организационно не оформлена, особенно в начальный период вузовского (сузовского)) обучения. Некоторые из них отличает межличностная обособленность, яркая конфронтация одних группировок другим, подавленность, отстраненность отдельных членов группы. Совершенствование психологического климата группы – это задача развития социального и психологического потенциала общества и личности. Условия, в которых происходит взаимодействие членов любой группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. Поэтому данная проблема в настоящее время является актуальной. Объект исследования: студенческая группа. Предмет исследования: социально-психологический климат в малой группе. Цель исследования: выявить условия формирования благоприятного социально-психологического климата в студенческой среде педагогического университета Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1) изучить понятие и роль малой группы в развитии личности; 2) раскрыть особенности социально-психологического климата в малой группе; 3) изучить пути и средства исследования социально-психологического климата в малой группе; Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, тестирование, наблюдение. Методологическими основаниями исследования выступают: Социально-психологический климат был предметом многих исследователей: К.К. Платонова, А.И. Донцова, В.А. Петровского, О.И. Зотовой, Я.Л. Коломинского, Л.Г. Почебут, Б.Д. Парыгина, А.Г. Ковалева, Е.С. Кузьмина, М.П. Ночевника, Н.С. Мансурова, В.П. Машеро, Г.А. Моченова, А.А. Русалиновой. В исследовании принимала участие две группы по 20 студентов первого и третьего курса педагогического университета. Из них 19 юношей и 21 девушек Всего в исследовании принимало участие 40 человек. Структура курсовой работы включает в себя введение, три части, заключение, список литературы.  

Читать дальше
Таким образом можно заключить: В первой части курсовой работы рассматриваются понятия и определения малых групп. Во второй части курсовой работы рассматриваются теоретические аспекты формирования и развития психологического климата в студенческой группе, в частности выявляются особенности социально-психологического климата, структуры и факторы, определяющие социально-психологический климат. Взаимоотношения в группе, его сплоченность в значительной мере зависят от того, что собой представляют сами члены группы, каковы их личностные качества и культура общения, проявляющаяся в степени эмоциональной теплоты, симпатии или антипатии. Преобладание тех или иных личностных качеств у членов группы влияет на отношения, складывающиеся внутри коллектива, характер его психического настроя, придает ему определенную особенность, которая может способствовать или мешать его сплочению. Диагностика психологического климата в группе важна для понимания процессов, происходящих в коллективе, профилактики конфликтов. Были выявлены факторы и особенности, определяющие социально-психологический климат. В третьей части курсовой работы проведено исследование по изучению социально-психологического климата в студенческих группах. В исследовании приняли участие 40 студентов, среди них 20 первокурсников и 20 студентов третьего курса. В ходе исследования нами были использованы следующие методики: • Методика Фидлера «Выявление социально-психологической атмосферы в коллективе» Исследование показало, в группе наблюдаются высокие показатели по всем методикам. По результатам методики Фидера выявлено, что подавляющее большинство студентов считают психологическую атмосферу в своей группе как благоприятной, при этом 15% испытуемых посчитали атмосферу в группе неблагоприятной. По результатам методики определения индекса групповой сплоченности видно, что 74% человека из группы оценивают сплоченность своей группы выше среднего уровня. 2человека оценивают уровень групповой сплоченности как высокий и 4 человека оценивают свою группу со средним уровнем индекса групповой сплоченности. Таким образом, результаты исследования говорят о благоприятном социально-психологическом климате в данных группах студентов, что подтвердило мнение о том, что исследуемых группах благоприятный социально-психологический климат. Хотя присутствуют небольшие конфликты внутри групп.  
Читать дальше
1. Александрова М.А., Мустафаева Д.Р., Ермолаева Е.В. Конфликты в медицине // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 237. 2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М. : Аспект Пресс, 2009. 467 с 3. Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. М. : Аспект Пресс, 2002. 287 с. 4. Браун, Р. Социальная психология / Р. Браун. М. : Интио, 1994. 398 с. 5. Горнов Д., Ермолаева Е.В. Социальные сети как пространство взаимодействия субъектов медицины // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 125. 6. Донцов, А. И. Проблемы групповой сплоченности / А. И. Донцов. М. : МГУ, 1979. 126 с. 7. Донцов, А. И. Психология коллектива / А. И. Донцов. М. : МГУ, 1984. 230 с. 8. Ермолаева Е.В., Павлова Л.А. Благоприятный социально-психологический климат в коллективе как условие эффективной работы // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2015. № 3. С. 50-52. 9. Жданов О.И. Социально-психологический климат в коллективе. Центр дистанционного образования «Элитариум». [Электронный ресурс]. URL:http://www.elitarium.ru/2007/11/14/klimat_v_kollektive.html (дата обращения 08.10.16) 10. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: учеб. пособие. 2-е изд., доп. Минск: Тетра Системс, 2000. 11. . Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы : учебное пособие для вузов / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. М. : Аспект Пресс, 2001.-205 с. 12. Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. М. : Питер, 2000. С. 248. 13. Морено, Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе / Дж. Морено. М. : Индит, 1958. 285 с 14. Нигматулина А.С., Тимурзиева М.Ж., Ермолаева Е.В. Тьюторство в российских вузах // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1480. 15. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения/ Под редакцией В.А. Ядова. – СПб., «Наука», 2006. 16. Петровский, А. В. К построению социально-психологической теории коллектива / А. В. Петровский // Вопросы философии. 1973. № 2. С. 36-65. 17. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М. : Наука, 1982. -253 с. 18. Почебут, Л. Г. Социальная психология / Л. Г. Почебут, И. А. Мейжис. СПб. : Питер, 2010. 462 с. 19. Россошанская А.Ю., Ермолаева Е.В. Социальный портрет современного студента-медика // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 154. 20. Чурилова А.А., Попова М.Н., Ермолаева Е.В. Клинический этикет // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 242. 21. Юхименко В.Л., Бахарева А.С., Ермолаева Е.В. Тьюторство в медицине // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 156. 22. Bermúdez, R. et al. (2002) Dinámica de Grupo en la Educación: su facilitación. Edit. Pueblo y Educación, Ciudad de La Habana. -103р. 23. Marinas, B. (2011) El clima sociopsicológico en el aula. Disponible en: http://bmarinasc.blogspot.com/2011/02/clima-psicologico-en-el aula.html/ Fecha de acceso 13/05/2021.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
факультативные занятия их особенности и место в современной системе общего образования
Количество страниц:
44
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Характеристика гештальт-подхода в психологии
Количество страниц:
32
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Общая психология
курсовая работа
Анализ рынка фотографических услуг города Красноярска
Количество страниц:
35
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image