В ходе выполнения данной работы была поставлена следующая основная цель: изучение характеристики процессов рекрутирования элит Екатеринбурга и Хабаровска. Для достижения данной цели были решены следующие основные задачи:
- рассмотрены особенности современных механизмов рекрутирования элит Екатеринбурга;
- изучены особенности современных механизмов рекрутирования элит Хабаровска;
- рассмотрены региональные различия и тенденции в механизмах рекрутирования элит Екатеринбурга и Хабаровска.
По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие основные выводы:
Говоря о стабильной системе набора политических элит, можно отметить некоторые ее признаки. В частности, формирование этих элит осуществляется в соответствии с тщательно разработанными процедурами, они формируются на основе традиций, сложившихся в государстве и в конкретном регионе. Чаще всего это постоянный личный состав элиты, который периодически обновляется. В этом случае выделяется больший или меньший период такого обновления. Однако сама политическая структура долгое время оставалась практически неизменной.
Выделите принципы вербовки, которые имеют повышенное значение для политической системы, поскольку они способствуют ее укреплению или разрушению. Более того, возможна та или иная ситуация. Благодаря действию этих принципов доступ к власти обеспечивается для определенных категорий граждан. Однако по тем же принципам отдельные граждане лишены доступа к власти или ограничены в ней. Если мы говорим о демократии, то ее существенным преимуществом является обеспечение доступа к власти любому гражданину государства, независимо от его личных характеристик. Это дает ему право стать членом правящей элиты.
В качестве важнейшего элемента рекрутинга также можно выделить социальную базу, рассматриваемую как круг людей, которые выбирают элиту или электорат, развивают коммуникацию между разными категориями граждан, осуществляют процесс социально-экономической защиты общества, так как а также как удовлетворить социально-экономические потребности населения.
Вопрос о том, как формируется элита, зависит, прежде всего, от качества социальных источников ее формирования, а также от того, насколько этот тип элиты открыт для наиболее инициативных, активных и образованных людей, которые могут быть из разных стран. классы и сообщества.
Американские ученые выделяют две тенденции в отборе людей в элиту:
- гильдия;
- предпринимательский.
В частности, первая категория характеризует модель бюрократической элиты. Кандидаты действуют в системе сообщества так называемых гильдий, и для дальнейшего продвижения они должны угодить небольшой группе людей, которые возглавляют эту гильдию сверху. Эта модель заинтересована в наличии организационной рутины, использовании знакомых методов, преемственности кандидатов и т. д.
В него входят различные институты, которые сформировались давно, особая роль отводится образованию, но здесь идет медленный путь карьерного роста, часто лидеры повторяют путь предыдущего лидера, отбор характеризуется близостью по многим позициям
Вторая модель исходит из стремления человека попасть в элиту. Для этого ему нужна поддержка не только со стороны управленческих структур, но и извне. Они находят эту поддержку за счет собственной инициативы и активности, часто влияют не только на людей, но и на высших должностных лиц. Если спроецировать эту модель на российскую действительность, то можно сказать, что по первой модели продвигается только лидер стагнации, а по второй - политическая деятельность в сфере демократии.
Говоря об открытой или закрытой типологии рекрутинговых элит, необходимо сделать акцент на отборе лиц для определенного типа элиты. Часто такой отбор осуществляется на основании выборов, закрепленных в законе. Однако отбор можно проводить и другими способами, например, назначением на определенные должности.
Тенденции развития региональных политических элит в субъектах Хабаровска таковы:
1. Постепенное исчерпание методов влияния и ресурсов Федерального центра для влияния на механизмы рекрутирования региональных элит.
2. Усиление политического клиентализма в рекрутировании региональных элит субъектов Хабаровска.
3. Появление клановых политических династий в масштабах региона.
4. Механизмы рекрутирования элит будут оставаться исключительно номенклатурными.
Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.