Использование метода маски в отечественной современной публицистике занимает видное место в деятельности многих периодических печатных изданий России, а также при подготовке телевизионных и радиопрограмм.
В связи со значительным увеличением открытости общества, демократизацией разных сфер общественной жизни СМИ претерпевает значительные изменения. Читатель становится более требовательным к жанрам журналистики, к публикациям, которые ему интересны. Чтобы удовлетворять запросы потребителя на яркую, нестандартную, эксклюзивную и запоминающуюся информацию корреспонденты нередко прибегают к необычным, а зачастую и опасным методам реализации творческой задачи журналиста.
Одним из наиболее интересных и неожиданных способов реализации полного включённого наблюдения, позволяющего собрать достоверную информацию об исследуемой проблеме, явлении, процессе, является так называемый метод маски, который сегодня получил небывалое развитие и широкое распространение.
Этот метод ведёт своё начало с 1890 года, после публикации репортажа «10 дней в сумасшедшем доме» американской журналисткой Нелли Блай. В отечественной журналистике первые опыты использования «метода маски» принадлежат публицисту Михаилу Кольцову, в первую очередь известного по своим материалам, посвящённым жизни советских учителей – и проблемам образования, которые он сумел вынести на обозрение широкой публике.
В процессе написания курсовой работы была исследована история появления метода маски, а также его эволюция, в том числе выявлены характерные особенности метода в творческой деятельности отечественных журналистов.
В ходе написания были выполнены все поставленные задачи. Так, была изучена теоретическая часть метода, рассмотрена его история, а главное, выявлены функциональные особенности метода маски, его отличие от близкого метода реализации полного включённого наблюдения – «журналист меняет профессию». Основное отличие заключается в том, что при методе смены профессии журналист имеет больше времени на изучение проблему и зачастую действует относительно открыто, в то время как метод маски может быть реализован в кратчайшие сроки (от нескольких часов до нескольких дней), нередко – инкогнито.
При этом можно провести параллели данного журналистского метода с методиками, применяемыми в изучении актёрского мастерства, в частности, с системой Станиславского, использование принципов которой нередко требуется корреспонденту для того, чтобы правильно реализовать «смену профессии», то есть «надеть маску» при полном включённом наблюдении. Подобные методики также используют разведывательные службы разных стран мира, что позволяет говорить о «методе маски» как об одной из родственных технологий получения оперативных разведданных.
Были изучены тенденции развития метода на примере собранного фактического материала периодического печатного издания «Комсомольская правда». В результате исследования можно сделать вывод, что именно эта российская газета является одним из крупнейших изданий, регулярно использующих «метод маски» при написании репортажей и других публицистических материалов. При этом значительная часть публикаций создаётся одним специализирующимся на использовании подобного метода корреспондентом Александром Ермаком, и публикации посвящены различным аспектам знакомства с другими людьми, а также разоблачению брачных аферистов.
Несмотря на то, что газета «Комсомольская правда» имеет ярко выраженное тяготение к так называемому типу «жёлтой прессы», публикации, созданные с использованием «метода маски» не носят сенсационный характер и не создают вероятность причинения психического и физического ущерба героям созданных материалов. Это в целом явление, характерное для российской прессы, чьи журналисты обращаются к «методу маски» в своей работе.
На примерах можно отметить, что при использовании метода маски не всегда необходимо использовать скрытые средства фиксации событий, а сама особенность метода позволяет создавать эффектные журналистские произведения, соответствующие замыслу автора, без излишней художественной обработки полученной информации.
Метод маски позволяет увидеть факты и события в неискаженном виде, лучше понять истоки конфликта, обеспечить высокую подлинность отображаемой действительности. При реализации этого метода некоторые публицисты могут действовать в обход современного российского законодательства, что выявляет одну из важнейших проблем метода – необходимость строжайшего соблюдения кодекса этической деятельности журналиста в погоне за сенсацией. В то же время нередко именно «метод маски» может применяться для защиты интересов отдельно взятой личности, социальной группы и т.д. Интересно отметить, что законодательство РФ допускает использование этого метода в журналистике без информирования участвующих в событиях лиц, если публикация направлена в первую очередь на защиту чьих-либо интересов. Таким образом, информационная практика побуждает журналистов к пересмотру своего отношения относительно полного неприятия метода скрытого наблюдения.