Современный этап развития экономики требует от российских предприятий повышения уровня конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности. Хотя в последние годы в российской экономике наблюдаются положительные тенденции, выражающиеся в росте ВВП, увеличении объемов промышленного производства и инвестиций, следует отметить, что реально российские промышленные предприятия продолжают терять свои позиции в стратегически важных сегментах, уступая более качественной продукции иностранных конкурентов. Начавшийся в конце 2008 года финансовый кризис мировой экономики еще более усилил проблемы. Повышение конкурентоспособности продукции промышленных предприятий возможно за счет качественного развития технологической базы и совершенствования систем управления. Достижение этих целей требует привлечения на предприятия внешних инвестиций, так как внутренних в настоящее время недостаточно. Для инвесторов показатель рыночной стоимости предприятия, включающий стоимость материальных и нематериальных активов, является универсальным индикатором, позволяющим делать выводы и принимать решения о степени участия в инвестировании проектов данного предприятия. Так как стоимость материальных активов российских промышленных предприятий невысока, основные производственные фонды изношены и требуют замены, то необходимо использовать новые источники роста стоимости предприятий - их нематериальные активы.
Сегодня невозможно решать задачи с большим количеством корреляционных параметров традиционными методами без использования информационных технологий, телекоммуникационных систем, специализированных программных продуктов анализа, моделирования, прогнозирования. Важной предпосылкой для внедрения новых информационных технологий и организации маркетинговых информационных систем является совершенствование организации управления маркетингом, высокие требования к качеству этого процесса. На предприятиях, организациях, фирмах и акционерных обществах образуются маркетинговые службы, различные по структуре и распределением функций между специалистами, основанных на использовании вычислительной техники, новых информационно-коммуникационных технологий.
Информационные технологии - совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку; обеспечивают сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, а также повышения их надежности и оперативности. Информационные технологии базируются и зависят от технического, программного, информационного, методического и организационного обеспечения. В состав технического обеспечения входят: персональные компьютеры, оргтехника, линии связи, сетевое оборудование. Вид информационных технологий, зависит от технической оснащенности (ручной, автоматизированный, удаленный) влияет на сбор, обработку и передачу информации. Основными свойствами информационных технологий целесообразность, наличие компонентов и структуры, взаимодействие с внешней средой, целостность, развитие во времени. Целью информационных технологий является создание из информационного ресурса качественного информационного продукта, удовлетворяющего требования пользователей. В качестве средств информационных технологий применяются математические методы и модели решения задач, алгоритмы обработки данных, инструментальные средства моделирования бизнес-процессов, данных, проектирование информационных систем, разработки программ, программные продукты, различные информационные ресурсы, технические средства обработки данных.
Управление маркетинговой деятельностью связано с выполнением значительного количества вычислительных операций, формализацией подавляющего числа задач по управлению маркетингом, использованием экономико-математических методов и моделей для решения слабоструктурированных задач, прогнозированием и оптимизацией важных показателей, рассмотрением большого количества вариантов и выбором наиболее целесообразного из них . Этому способствует массовость, типичность и повторяемость решения значительного количества задач по маркетингу и процедур обработки данных.
Существуют несколько направлений использования вычислительной техники в маркетинге, соответствующих основным признакам новых информационных технологий. К ним относится организация автоматизированных рабочих мест (АРМ) персонала управления, организуются на уровне руководителей (коммерческий директор, руководитель отдела маркетинга), специалистов (маркетологи, сбытовики, производственный персонал), технических работников (кладовщики, сборщики информации, архиваторы). Основными концепциями построения АРМ является децентрализованное обработки данных, объединение их в сеть, создание персональных баз данных и баз знаний, интеллектуализация АРМ.
Маркетинговая деятельность реализуется в процессе взаимодействия с различными службами предприятия (конструкторско-технологические и проектные отделы, производственные подразделения, отдел сбыта, склады и т.д.), а также с внешними структурами (филиалы, магазины, торговые агенты и т.п.). В системах обработки данных возникает необходимость коллективного использования информационных ресурсов путем организации локальных сетей и распределенной базы данных. Это исключает дублирование данных, позволяет оперативно использовать информацию, которая формируется на АРМ различных специалистов, соединяет преимущества индивидуальной работы на компьютерах с возможностью эффективного использования значительных объемов информации, циркулирующих на объекте. При этом организуются многоуровневые распределенные системы обработки информации, в которых каждый уровень обрабатывает соответствующую информацию.
Современные информационные технологии, организация баз и банков данных обеспечивают прямой и обратный обмен информацией и доступ пользователей к ней на всех стадиях управления. Особенно это важно на стадии принятия решений оценки альтернативных вариантов, когда маркетолог может сделать новый расчет по другой методике или выявить потребности в дополнительных данных и вернуться к стадии сбора данных.
Продвижение является неотъемлемой частью организации сбыта оптового предприятия, оно обеспечивает потребителей всей необходимой информацией о продукции. В настоящее время в литературных источниках в полной мере упорядочена и систематизирована терминология, освещающая сущность продвижения. Анализ имеющихся трактовок позволил в настоящем исследовании под продвижением считать совокупность различных видов деятельности по информированию, убеждению и напоминанию потребителю о фирме и ее продукции, и стимулированию возникновения желания его купить. Дана краткая характеристика методов продвижения. Сравнение отечественного и зарубежного опыта организации сбыта и продвижения продукции показал, что изучение и использование зарубежного опыта продвижения продукции на потребительском рынке является необходимым и актуальным для российских предприятий. Это связано с тем, что оптовые предприятия на зарубежных рынках имеют большой опыт использования имеющихся методов продвижения продукции и развития новых методов указанного направления.
Одним из путей преодоления этого психологического барьера является классификация торговых предприятий как участников производственной сферы, продукция которых («торговая услуга») носит нематериальный характер. Интерпретация реалий торговой деятельности в терминах некоторого управленческого стандарта (например, MRP II) позволяет использовать реализующие его комплексные информационные системы полностью, с максимально возможным эффектом.