В 2018 году русский рэпер Face выпустил третий альбом «Пути неисповедимы». Это строго политическое высказывание длиной в четверть часа, аналогов которому в современной русской музыке еще не было. И это очень неожиданно, так автор, во-первых, очень молодой человек (на момент выхода пластинки рэперу был 21 год), а во-вторых, ранее автор прославился такими строчками, как «Еду в магазин Gucci в Санкт-Петербурге, она жрет мой ***, как будто это бургер». Хотя до выхода «Путей неисповедимых» Face предупреждал, что все его творчество- шут-ливые песни, и он не относится серьезно к своим текстам, но скоро запишет совсем другой, «взрослый» альбом. Но поклонники думали, что это все провокация.
Переход к образу врага государства (таким было изначально рабо-чее название альбома) готовился долго. Поэтому, фанаты, следившие вни-мательно за творчеством рэпера, по большому счету понимали, что Дре-мин готовим какие-то оппозиционные системе тексты. Осенью 2017 года, вскоре после выхода альбома «No Love», рэпер говорил, что нормально относится к власти, и благодарил президента за то, что тот «уронил За-пад». Но уже в феврале следующего года Face давал интервью британско-му журналу Dazed об отсутствии свободы слова в России, высоком уровне бедности, и возвращении «в сталинские времена», цитируя при этом самую популярную аллюзию на СССР – «1984» Оруэлла.
Однако Дремин и раньше упоминал, что социальные проблемы ему небезразличны. Он перечислял токсичные стереотипы в треке «Дает» и называл себя профеминистом, а также рассказывал, что намеренно вос-пользовался популярностью трэпа и модных брендов, используя их в текстах чтобы собрать не просто аудиторию, а большую армию людей, которые вырастут и захотят участвовать в общественно-политической жизни страны.
После выхода «Путей неисповедимых» рэпер продолжает идти вы-бранным новым путем оппозиционного интеллигента, посещает премьеры малобюджетного кино в «Октябре» вместо популярных клубов, призывает бойкотировать выборы и рассказывает подписчикам в социальных сетях про «Марш матерей». Face повзрослел как личность, его творчество стало более осознанным и глубоким и возникло желание и аудиторию вслед за собой «подтянуть» на новый уровень.
С самых первых строчек альбома Дремин определяет новый вектор в своем творчестве, используя отсылку к политическим стихам Мандельш-тама и называя себя «ворованным воздухом». Face противопоставляет се-бя традиционной эстраде, которая в преддверии выборов занимается аги-тацией, и напрямую цитирует репрессированного поэта. При этом Дремин не боится повторить судьбу Мандельштама, ссылаясь на полный иммуни-тет. Продолжает альбом рэпер критикой РПЦ, а также внутренней и внеш-ней политике государства.
Если оценивать художественную составляющую текстов песен Face – есть очень удачные строчки, а есть слишком «топорные», кажется, что не проработанные основательно.
Но среди современных русских реперов Face никогда не считался хорошим текстовиком. У него другое амплуа и другие задачи- песни-кричалки и подростковая лирика в этом совершенно не нуждаются. Но со-циальный рэп такая ниша, где ценится умение владеть словом и глубокий метафоризм. Создать альбом, полностью опираясь на данную формула у Ивана Дремина не получилось. Конечно, нельзя с точки зрения литера-турной оценки текстов назвать альбом провальным. Наиболее выигрыш-ными треками выглядят такие как «Из окна» и «Салам». Поскольку рэп- это все-таки стихи, и количество строк за счет быстрой читки должно быть в разы больше, чем в обычной эстрадной композиции, такое творчество требует более долгой, тщательной и детальной проработки. Важно, чтобы артист весь период написания альбома «не перегорал» и работа все-таки была продиктована душевным порывом.
Можно предположить, что если Дремин дольше работал над текста-ми
песен, с литературной точки зрения они были бы более совершенны. Хотя не исключен тот факт, что в них было бы меньше искренности.
Очевиден также факт, что рэперу тесно в роли провокатора, он хочет быть революционером. Поддержат ли его в этом стремлении фанаты - во-прос совершенно другой.
Так как альбомом «Пути неисповедимы» Дремин явно поставили пе-ред собой серьезные творческие перспективы. Он перекрыл путь, который гарантированно оставлял его в статусе артиста-миллионера еще много лет.
Однако, в своей новой осознанности Face не является предтечей со-циальных сдвигов молодых масс, на революцию его песни не провоциру-ют.
Так как в борьбе за перемены нужна четкая цель, мечта и искра надежды. А треки Face больше похожи на газетные заголовки. Но если благодаря ему подростки, которые являются главной целевой аудиторией рэпера, обратят внимание на острые социальные проблемы, уже можно говорить о правильном творческом посыле автора.