Парламентаризм есть принимаемая властью и обществом система взаимодействия определенным образом сформированного, структурированного и реально работающего парламента с другими государственными органами, обеспечивающая его адекватное положение в государственном механизме и выступающая в качестве основного способа организации и функционирования представительной демократии. Парламентаризм лежит в основе осуществления полновластия народа, его представительской воли в условиях демократической формы правления. Парламент представляет собой «общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти». Сущность и социальное предназначение парламента как органа народного представительства находит свое воплощение в его функциях, к которым, прежде всего, относится представительная функция. По результатам проведенного во второй главе исследования, установлено, что, во-первых, в соответствии с Конституцией РФ Федеральное Собрание РФ является парламентом РФ и выполняет функции представительного и законодательного органа страны. Конституция РФ прямо указывает на двухпалатную структуру рассматриваемого органа. Однако, Федеральное Собрание РФ в системе разделения властей лишились ряда важных полномочий, прежде всего контрольных за деятельностью исполнительной власти, не говоря уже о президентской власти.
Основной функцией парламента является принятие законов. Особое положение парламента в государственном устройстве определяется тем, что это единственный орган государственной власти, который имеет юридическое право выступать от имени народа, делегированное ему избирателями через входящих в его состав депутатов. Во-вторых, Федеральное Собрание РФ имеет двухпалатную структуру, что обусловлено идеей разделения властей, предполагающей создание системы сдержек и противовесов при организации законодательной власти, чтобы не допустить ее всевластие. Совет Федерации является палатой российского парламента, образуя вместе с Государственной Думой общефедеральный представительный и законодательный орган. Из этого вытекает, в частности, что реализация полномочий, закрепляемых непосредственно за Федеральным Собранием РФ, невозможна без совместного участия обеих его палат. Общенародный характер представительства на федеральном уровне в лице Государственной Думы дополняется региональным представительством – представительством субъектов РФ в Совете Федерации, что отражает государственно-федеративный характер народного представительства в Российской Федерации.
При этом представительство, которое осуществляют члены Совета Федерации, делегируемые органами государственной власти субъектов РФ, призвано обеспечить сбалансированность властей и функций: законодательной и исполнительной, федеральной и региональной. В соответствии с Конституцией РФ палаты формируется на основе разных принципов в целях наиболее полного обеспечения народного представительства в условиях федеративного государства. Представляется, что Государственная Дума и Совет Федерации могут определяться и как органы народного представительства, и как государственные органы в силу того, что согласно Конституции РФ они обладают всеми признаками государственного органа: они обеспечивают свой аспект представительства при реализации своих функций, с учетом 78 этого для них предусмотрен законом особый порядок формирования, они имеют свою компетенцию, самостоятельно решая в соответствии с Конституцией РФ государственные вопросы, акты по этим вопросам обязательны для всех, кому они адресованы, кого они касаются, они имеют свою внутреннюю организацию и структуру и т.д. Каждая из палат Федерального Собрания имеет свою внутреннюю структуру и организацию деятельности, что определено в соответствующих регламентах палат, детализирующих и конкретизирующих соответствующие положения Конституции РФ.
В-третьих, Совет Федерации и Государственная Дума, являясь палатами Федерального Собрания РФ, представляют собой высший представительный и законодательный орган власти страны. Конституционный статус Федерального Собрания как постоянно действующего органа гарантируется строгой регламентацией периода формирования его палат. Государственная Дума и Совет Федерации заседают раздельно, за исключением случаев заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств (ст. 100 Конституции РФ). Совет Федерации и Государственная Дума принимают особый регламент работы и самостоятельно решают вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Палаты Федерального Собрания осуществляют свою деятельность на основании соответствующих регламентов.
В-четвертых, практика проведения ежегодных отчетов Правительства РФ показывает, что отчет Правительства РФ перед Государственной Думой должен иметь иной формат, нежели тот, который есть сегодня. В связи с чем, следовало бы дополнить ФКЗ о Правительстве РФ положениями о том, каким критериям должен отвечать отчет Правительства, какие требования к нему предъявляется, какие правовые последствия могут наступить при отрицательной оценке деятельности Правительства за отчетный период.
Например, можно было бы предусмотреть, что если Государственная Дума по итогам заслушивания ежегодного отчета Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным палатой парламента, признает работу Правительства РФ неудовлетворительной, то Правительство РФ должно подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Президент РФ должен в этом случае проводить согласительные процедуры с Государственной Думой в поисках наиболее приемлемого решения: полностью игнорировать отрицательную оценку работы Правительства РФ со стороны Государственной Думы он не вправе. В перспективе возможно закрепление обязанности Правительства РФ отчитываться на совместном заседании палат. Следовало бы организовывать и общественное обсуждение отчета Правительства РФ, закрепив соответствующие права за Общественной палатой РФ. Общественная оценка деятельности Правительства РФ также могла бы приниматься во внимание Президентом РФ при принятии им решения по итогам обсуждения отчета Правительства РФ в Государственной Думе. Нуждается в корректировке и вопрос об ответственности Правительства РФ перед парламентом – в лице Государственной Думы. Так, следовало бы предусмотреть использование в этой ситуации согласительных процедур с участием Президента РФ. Кроме того, можно было бы установить, что в случае выражения недоверия Правительству РФ со стороны Государственной Думы Правительство РФ должно само подавать в отставку, которая принимается Президентом РФ или отклоняется им с указанием причин принятия такого решения.
Таким образом, Президент РФ должен брать на себя ответственность Правительства РФ, которое проводит его политический курс. Он должен мотивировать свое решение, обосновать его, объяснить избирателям. Решение должно быть выверенным и ответственным, иначе оно может иметь негативные политические последствия для Президента РФ. Права роспуска Государственной Думы в этом случае у Президента РФ не должно быть. Он должен искать и находить политический компромисс в этом противостоянии. Таким образом, проблема парламентского контроля сегодня – не в принятии специального закона о парламентском контроле (он, по сути, внесет не много нового в контрольную деятельность парламента), а в реализации тех законов, тех актов, которые уже устанавливают контрольные полномочия палат Федерального Собрания и самого Федерального Собрания, а также в законодательном регулировании отдельных форм и институтов парламентского контроля («правительственный час», «парламентский и депутатский запрос», «парламентские слушания» и др.).
Проведенный анализ положений Конституции РФ и федерального законодательства, показал, что палаты Федерального Собрания наделяются разными по содержанию, но одинаковыми по принадлежности к следующим группам полномочиями: законодательными; контрольными; финансово-бюджетными; по участию в процедурах назначения различных должностных лиц и освобождения их от должности; в области обороны и безопасности; по участию в процедуре досрочного отрешения Президента РФ от должности. Такой подход законодателя к определению соотношения полномочий Совета Федерации и Государственной Думы объясняется необходимостью реализации в рамках принципа разделения властей системы «сдержек и противовесов», которая не позволяет какому-либо органу государственной власти Российской Федерации занимать авторитарное положение в их системе. В третьей главе настоящей работы рассмотрен ряд проблемных аспектов, мешающих качественному и слаженному взаимодействию палат российского парламента. Устранив эти проблемы, можно повысить эффективность механизма взаимодействия палат. Особое внимание было уделено реформенным преобразованиям, которые намечены в текущем 2020 году. По результатам проведенного анализа был сделан вывод о том, что предлагаемые изменения в части конституционно-правового статуса Федерального Собрания незначительно повышают роль парламента в формировании органов исполнительной власти. По факту Федеральное Собрание становится неким связующим звеном при назначении указанных кандидатур, что создает дополнительную бюрократическую волокиту и затягивает процесс назначения руководителей на определенные должности. Кроме того, не повышается роль парламента и в назначении состава Правительства РФ, так как содержание статей 111 и 117 Конституции РФ не соответствует тому положению, в соответствии с которым в случае, если Государственная Дума не согласовывает кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ три раза, то распускается Президентом РФ. Более того, в случае выражения недоверия Правительству РФ нижней палатой парламента оно должно быть отправлено в отставку Президентом РФ.