ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ……………………………………………………………..…………..5
1.1. Понятие и признаки правового государства………………………5
1.2. Возникновение теории разделения властей……………………….6
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ: ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ, ЗАКОНОДАЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ………………………………………..12
2.1 Законодательные (представительные) органы государственной власти………………………………………………………………………..…..12
2.2 Исполнительная власть и её функции……………………………….15
2.3 Судебная власть и её полномочия…………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...
Читать дальше
Когда власть чрезмерно сосредотачивается в одних руках, это всегда грозит возникновением диктатуры, произвола, насилия и бесправия. Современные государства имеют три ее ветви: исполнительная, законодательная и судебная. На сегодняшний день разделение властей – это признанная всеми норма в любом государстве с демократическим режимом. Оно является непременным условием успешного развития страны. Однако система разделения властей в практике управления государством существовала не всегда.
Так, у древних греков функции всех трех ветвей соединяло в себе Афинское собрание. А вот уже в Средние века управление государством делили между собой король, духовенство и знать. Когда монарх стремился сосредоточить власть полностью в своих руках, возникал абсолютизм (примером могут послужить Франция и Россия). Но императоры и короли не могли свободно действовать без финансов. Чтобы их получить, они увеличивали налоги и созывали дворянские ассамблеи. Таким образом, аристократия в обмен на деньги вмешивалась в политику короля. Появились законодательные собрания (парламенты, рикстаг, генеральные штаты), которые медленно, но верно увеличивали свою власть. Вскоре дошло до того, что короли стали нуждаться в их поддержке, чтобы провести какие-то реформы и т. п.
В свое время такие философы, как Вольтер, Монтескье и Т. Джефферсон, заявили о том, что в государстве обязательно должно осуществляться разделение властей на три ветви, и каждая из них будет уравновешивать, сдерживать и контролировать другие. Только в таких условиях страна сможет свободно развиваться.
Разделение властей на практике в современных демократических странах осуществляется следующим образом:
1. Законодательную ветвь представляет парламент. Он избирается путем тайного голосования благодаря реализации одинаково доступного для всех избирательного права. Обычно парламент состоит из нижней и верхней палаты. Формирование последней в разных странах происходит по-разному. А нижняя палата комплектуется путем голосования избирателей, то есть прямых выборов. По решению партии большинства или в результате ее соглашения с оппозицией для руководства парламентом избирается спикер – председатель нижней палаты. Его полномочия могут также исполнять заместители и коллегиальный орган. Функции спикера заключаются в координировании комиссий и комитетов парламента, в представлении его на международной арене, в регулировании прений, возникающих в ходе заседаний.
2. Исполнительная ветвь власти. Ее возглавляет или президент, или премьер-министр. Он руководит сразу несколькими исполнительными органами: администрациями, министерствами и различными ведомствами. Исполнительная власть всегда взаимодействует с законодательной, так как лица, ее представляющие, действия свои обязаны согласовывать с конституцией. Основной инструмент контроля над деятельностью этой ветви – право выдвигать обвинения против лиц, занимающих государственные должности, в случае нанесения ими ущерба стране.
На разделение властей в современном государстве влияет и оппозиция, которая существует и действует в рамках закона. Ее лидеры дают критическую оценку решениям и документам кабинета правительства. Этим они подтверждают господство демократии в политическом процессе.
3. Судебная власть. Она обеспечивает законность деятельности первых двух ветвей. С этой целью создается Верховный суд или подобная инстанция, которая совершает надзор за соблюдением конституции и соответствием ей распоряжений органов законодательных и исполнительных.
Итак, понятно, что когда в государстве осуществляется разделение властей на три ветви, то исполнительные, законодательные и судебные институты, являясь независимыми, будут друг друга контролировать, препятствуя тем самым любым попыткам злоупотреблять положением.
Читать дальше
НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с поправками (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 05.02.2014;
2. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 01.01.2016) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 22.12.20;
ЛИТЕРАТУРА
4. Авакян С.А. Современные проблемы организации публичной власти: учебное пособие. М: Юрайт, 2016. – с 101;
5. Безруков А.В. Роль законодательной власти в системе разделения властей и механизме обеспечения правопорядка в России: учебное пособие. М: Современное право, 2017. - 29 с.
6. Григонис Э.П., Эволюция представлений о взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей в учениях Локка и Монтескье: учебное пособие. М: Право, 2018. – 32;
7. Короткова О.И. Формирование правового государства и обеспечение верховенства закона: учебник для вузов. М: Правовед, 2019. – с 75;
8. Синцов Г.В. О месте законодательной власти в системе разделения властей в Российской Федерации: учебник для вузов. М: Юрист, 2016. – с 64;
9. Тихомиров Ю.А. Правовое государство: модели и реальность: Журнал российского права, 2017.с - 20.
10. Фомиченко М.П. Институт президентства в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития: учебник для вузов. М: Право, 2017. С – 82;
ИНТЕРНЕТ – ИСТОЧНИКИ
11. Справочная правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]/ Москва – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 19.06.21);
12. Справочно–правовая система по законодательству Российской Федерации Гарант [Электронный ресурс]/ Москва - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 19.06.21);
Читать дальше