ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ МЕТАЛЬНЫХ КАРТ, МЕТОДИКА ИХ СОСТАВЛЕНИЯ 5
1.1 Ментальные карты, их феноменальность 5
1.2. Этапы составления ментальных карт 9
2. ДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ ПЕРИОДА 1928-1938 ГГ., ОСВЕЩЕНИЕ ГЕОГРАФИИ В НИХ 16
2.1 Источниковая база исследования ментальных карт в детских журналах 1928-1938 гг. 16
2.2 Сложности исследования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Читать дальше
Появление детских журналов в Ленинграде - это особый культурный феномен. Объединив творчество многих и многих талантливых писателей и художников, они стали единым, органичным явлением. Во многом это было связано с неформальным руководством Самуила Маршака. Годы спустя эти журналы составили целую эпоху истории детской литературы, печатной графики и публикаций.
В 1920-30-е годы в нашей стране была создана разветвленная сеть детских газет и журналов, перед которыми стояла задача, не имеющая аналогов в практике международного сообщества, - сформировать мировоззрение людей нового советского типа, эффективно воздействуя на мировоззрение людей нового советского типа.
В 1922 году была создана Пионерская организация. С этого времени началась эпоха детских пионерских журналов, других не предлагали. Создатели журнала смотрели на ребенка, прежде всего, как на будущего строителя коммунизма, и стремились с ранних лет привить ему идею лояльности к правящей партии - коммунистической элите.
В 1922 году в Москве и в 1923 году в Санкт-Петербурге вышли два однотипных журнала – «Молодые товарищи» и «Барабан», посвященных организации авангардного движения. Это были первые советские детские общественно-политические журналы. Они просуществовали около года, главная тема - организационные проблемы авангардного движения.
Многочисленные периодические издания того времени - «Юный Спартак», «Ленинские искры», «Пионер», «Барабан», «Новый Робинзон», «Дружные ребята» и многие другие - выполняли грандиозный заказ времени с пылом, который бывает сродни лишь эпохам великих революционных преобразований.
Тем не менее, выдержать конкуренцию с ленинградскими журналами «Еж» (1928-1935) и «Чиж» (1930-1941) не в состоянии было ни одно детское периодическое издание тех лет. Более того, писатель Николай Чуковский утверждал даже, что «никогда в России, ни до, ни после, не было такого по-настоящему интересного, по-настоящему литературного, детского и озорного детского журнала».
Авторский состав будущих «Чижей» и «Ежей» формировался вокруг детского отдела государственного издательства (ГИЗ) в Ленинграде. Он был создан в 1924 г. по инициативе К. И. Чуковского. Официальным его заведующим значился С. Н. Гусин - человек «начисто лишенный юмора и литературных дарований», а неофициальным «властителем» (главным консультантом) стал С. Я. Маршак, благодаря этому к концу 1920-х годов здесь было сосредоточено уникальное созвездие писателей и художников.
В первые годы своего существования кафедра была не государственным учреждением, а скорее литературной студией, где разрабатывались, утверждались и внедрялись принципы новой литературы для детей; хроники той эпохи всегда напоминали о «Академии Маршака».
Любой посетитель, посетивший пятый этаж дома книги на Невском проспекте, где он расположен, может стать свидетелем, чаще всего участником неожиданной забавной сцены, забавной шутки, а иногда и всего шоу. В «Академии» постоянно звучали импровизированные шутки, пародии и афоризмы, рождались гениальные и смелые идеи. Весь пятый этаж дрожал от смеха каждый день и все рабочее время.
Читать дальше
Литература
1. Алексеева М.И. Советские детские журналы 20-х годов. М., Издательство Московского Университета, 1982. – 330 с.
2. Гуминский В. М. Проблема генезиса и развития жанра путешествий в русской литературе: дисс. … к. филол. н. М., 1979. 184 с.
Источники
3. Архив журнала «Всемирный следопыт» // [Электронный ресурс] : https:// www.sites.google.com /site/zurnalysssr /home /vsemirnyj-sledopyt/-vsemirnyj-sledopyt-za-1928-god (дата обращения: 08.06.2021).
4. Архив журнала «Мир приключений» // [Электронный ресурс] : режим доступа: https://www.sites.google.com/site/zurnalysssr/home/mir-priklucenij/-mir-priklucenij-za-1928-god (дата обращения: 08.06.2021).
5. Архив журнала «Юный натуралист» // [Электронный ресурс] : https://www.sites.google.com/site/zurnalysssr/home/unyj-naturalist/-unyj-naturalist-za-1938-god https://arch.rgdb.ru/xmlui/ (дата обращения: 08.06.2021).
6. Архив журнала «Ёж» // [Электронный ресурс] : https://cloud.mail.ru/stock/kzFyY5DNa7FvTeaG8hkKpJ6d (дата обращения: 08.06.2021).
7. Архив журнала «Чиж» [Электронный ресурс] : https://www.sites.google.com/site/zurnalysssr/home/unyj-naturalist/-unyj-naturalist-za-1938-god https://arch.rgdb.ru/xmlui/ (дата обращения: 08.06.2021).
8. Добрицкая, И. Г. Мировая детская литература [Электронный ресурс] : учеб.-метод. комплекс для специальности 1-01 01 01 Дошкольное образование / И. Г. Добрицкая // Репозиторий БГПУ. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/170. – Дата доступа: 06.06.2021.
9. Орлова Г. А. Советская картография в сталинскую эпоху: детская версия // Неприкосновенный запас. 2008. № 8 (58). С. 85-101.
10. Холмов М.И. Становление советской журналистики для детей. Л., Издательство Ленинградского Университета, 1983. – 630 с.
Читать дальше