Введение 3 Глава 1. Теоретические основы коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией 6 1.1. Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе 6 1.2. Определение и симптоматика моторной алалии 12 1.3. Специфика развития слоговой структуры слова при моторной алалии 21 Глава 2. Опытно–экспериментальная работа по коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией 31 2.1. Организация, методики и результаты исследования слогового строя слова на констатирующем этапе 31 2.2. Коррекционно-развивающая работа по слоговой структуре слова 44 2.3.Сравнительный анализ особенностей слоговой структуры у дошкольников с моторной алалией до и после работы 54 Заключение 57 Список литературы 59 Приложения 63

Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией

дипломная работа
Педагогика
60 страниц
84% уникальность
2021 год
87 просмотров
Базарова Э.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией 6 1.1. Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе 6 1.2. Определение и симптоматика моторной алалии 12 1.3. Специфика развития слоговой структуры слова при моторной алалии 21 Глава 2. Опытно–экспериментальная работа по коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией 31 2.1. Организация, методики и результаты исследования слогового строя слова на констатирующем этапе 31 2.2. Коррекционно-развивающая работа по слоговой структуре слова 44 2.3.Сравнительный анализ особенностей слоговой структуры у дошкольников с моторной алалией до и после работы 54 Заключение 57 Список литературы 59 Приложения 63
Читать дальше
Актуальность. В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей И. А. Сикорский, Н. И. Гвоздев и другие, следует выделять из процесса усвоения звуковой стороны речи как самостоятельный. О важности рассматриваемой проблемы говорит тот факт, что усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Актуальность данной проблемы очевидна, правильное и своевременное усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотной речью и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Поскольку овладение грамотой – это основа образовательного процесса ребенка, а нарушения слоговой структуры речи существенно задерживают его, часто являясь причиной возникающих здесь затруднений. Хорошая, красивая, грамотно поставленная речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей, позволяющая беспроблемно адаптироваться в социуме.


Если вы ищете компанию, которая выполняет контрольные работы для студентов , оформляйте заказ на сайте Work5.


. Проблема исследования. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведёт к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми. Нарушения в развитии речи являются самыми распространенными среди нарушений у детей дошкольного возраста. Одним из клинических диагнозов при ОНР является алалия, которая характеризуется «отсутствием или недоразвитием речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Характерные признаки алалии: недоразвитие фонематической, морфологической и синтаксической сторон речевой системы. Аграмматизмы, сложности в отборе фонем, нарушения слоговой структуры, трудности в установлении порядка слов в предложении. Дети с моторной алалии характеризуются не активны в речи. Мимика и жесты для ребенка выступают в качестве компенсаторной формы в процессе коммуникации детей с окружающими. В структуре нарушения алалии тесно будут переплетаться нарушения звукослоговой структуры слова. Целесообразно работать параллельно, как над звуковой структурой слова, так и над слоговой структурой слова. Степень разработанности проблемы. Логопедическая наука в целом, располагая широким спектром теоретических и экспериментально подтвержденных сведений по вопросу становления слоговой структуры слова у дошкольников с различными формами речевого дизонтогенеза, также может быть обогащена данными об особенностях рассматриваемого процесса у детей с алалией. Исследования таких авторов, как З.Е. Агранович, Г.В. Бабина, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Н.В. Серебрякова, Т.А. Титова, показывают, что искажение слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи – это очень сложное расстройство. Данное нарушение проявляется следующим образом: фонематические нарушения, замены, пропуски, перестановки, повторения звуков и слогов, упрощения групп согласных. Все это говорит о том, что для преодоления нарушения слоговой структуры слова необходима целенаправленная и индивидуальная коррекционная работа. Объект исследования: слоговая структура слова у дошкольников с моторной алалией. Предмет исследования: коррекция слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией. Цель исследования: теоретически изучить и опытно–экспериментальным путем провести коррекцию слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией. Задачи исследования: – рассмотреть формирование слоговой структуры слова в онтогенезе; – определить симптоматику моторной алалии; – раскрыть специфику развития слоговой структуры слова при моторной алалии; – провести опытно–экспериментальную работу по коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией. Методы исследования:  теоретические: изучение психолого–педагогической литературы по теме исследования;  экспериментальные: опрос; педагогический эксперимент; методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: интерпретация результатов. Практическая значимость: результаты работы могут быть применены в деятельности логопедов, воспитателей, психологов при планировании и проведении коррекционно–развивающей работы по коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией. База исследования: логопедический центр Марии Черняк, город Рязань. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Читать дальше
Таким образом, в начале исследования автором ставилась цель теоретически изучить и опытно–экспериментальным путем провести коррекцию слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией, которая подразумевала решение следующих задач. Рассмотрено формирование слоговой структуры слова в онтогенезе. Усвоение ребенком слоговой структуры слова подчинено ряду этапов, успешное прохождение которых определяет нормальный речевой онтогенез. Овладение слоговым контуром слова у детей происходит интенсивно в раннем возрасте и заканчивается к началу дошкольного возраста. В это же время ребенок практически овладевает умением воспроизводить число слогов вплоть до четырехсложных, хотя звуковая сторона речи к этому времени еще окончательно не сформирована. А к 4-5 годам ребенок овладевает правильным произношением слов любой структурной сложности Определена симптоматика моторной алалии. Моторная алалия характеризуется поражением или недоразвитием корковых речевых зон головного мозга. В зависимости от локализации поражения выделяют эфферентную и афферентную моторную алалия. При моторной алалии выявляется наличие парафазий (замен требуемых звуков на другие), элизий (пропусков звуков, частей слова), персевераций (устойчивых повторений каких-либо фраз), контаминаций (соединения части одного слова с частью другого слова). Признаками, характеризующими моторную алалию, являются нарушения формирования слоговой структуры слов, затруднения в развитии фразовой речи, взаимосвязанные лексические и фонемные нарушения. Вторичные дефекты при моторной алалии – поведенческий негативизм, нарушения эмоционально-волевой сферы и психомоторного развития. Общее недоразвитие речи при данной речевой патологии проявляется либо в тяжелой форме, при которой речь невозможна, либо в форме малозаметных трудностей лексико-грамматического строя. Наиболее явно дефект выявляется в процессе формирования связного высказывания. Раскрыта специфика развития слоговой структуры слова при моторной алалии. Нарушения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с алалией будут наблюдаться преимущественно при моторной форме. К наиболее распространённым нарушениям слоговой структуры у детей с моторной алалией относятся: нарушения количества слогов, нарушение последовательности слогов в слове, искажение структуры отдельного слога, антиципации, персеверации и контаминации. Проведена опытно–экспериментальная работа по коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией. При подборе методик исследования учитывались закономерности и особенности овладения слоговой структурой слова в онтогенезе, психофизические, возрастные и личностные особенности детей, а также, специфика речевого нарушения и принципы работы учителя – логопеда. Полученные результаты на этапе констатации подтвердили необходимость осуществления целенаправленной коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с моторной алалией посредством речедвигательных навыков на формирующем этапе эксперимента. Проделанная нами работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с моторной алалией имела положительный результат в исследуемой группе детей, а также помогла в дальнейшей работе специалистов ДОО. Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Читать дальше
1. Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение / Р.И. Аванесов. – М., 2014. – 383 с. 2. Асташина, И.В. Логопедические игры и упражнения для детей / И.В. Асташина. – М. : ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2018. – 189 с. 3. Белова–Давид, Р. А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей / Р.А. Белова–Давид, // Нарушение речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 2009. – С.11–47 4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2011. – 158 с. 5. Выготский, Л.С. Развитие устной речи / Л.С. Выготский // Детская речь. – 2011. –150 с. 6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 2011. – 365 с. 7. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений звуко–слоговой структуры слова у дошкольников / Г.Г. Голубева. – Спб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой; 2013. – 117 с. 8. Глухов, В.П. Основы психолингвистики / В.П. Глухов. – М.: АСТ: Астрель, 2015. – 351 с. 9. Гриншпун, Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов / Б. М.Гриншпун //Нарушения речи и голоса у детей. — М.,2015. –130 с. 10. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей / Н.И.Жинкин. М.: 2013. – 160 с. 11. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления / В.А. Ковшиков. – СПб., КАРО, 2016. – 304 с. 12. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше – М.: Книга по требованию, 2012. – 172 с. 13. Касаткин, Л. Л. Краткий справочник по современному русскому языку / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков. М.: 2015. – 160 с. 14. Куликовская, Т.А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов / Т.А. Куликовская. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 94 с. 15. Курдвановская, Н.В. Формирование слоговой структуры слова логопедические занятия / Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 190с. 16. Козырева, О.А. Логопедические технологии / О.А. Козырева. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 192 с. 17. Кузьминина, Н.И. Воспитание речи неговорящих детей–алаликов: пособие для учителей–логопедов / Н.И. Кузьминина, В.И. Рождественская. – М.: Просвещение, 2016. – 143 с. 18. Левина, Р.Е., Никашина Н.А. Характеристика общего недоразвития речи у детей. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. – М.: Просвещение, 2014. –120 с. 19. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Спб.: Союз, 2016. ‒ 218 с. 20. Маркова, А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: автореф. дис.... канд. пед. наук./ А.К. Маркова. – М., 2013. – 124 с. 21. Нищева, Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР / Н.В. Нищева. – СПб. : Детство–Пресс, 2017. – 704 с. 22. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи Плотникова, С.В. Развитие лексикона ребенка / С.В. Плотникова. – М.: Флинта, 2011. – 224 с. 23. Румянцева, Л.И. Значение ритмико–слоговой структуры слова в процессе чтения / Л.И.Румянцева, С.П. Резодубов // Вопросы психологии обучения чтению и письму. М.: 2013. С. 119–147. 24. Сохин, Ф.А. Психолого–педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: Издательство Московского психолого–социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012. – 224 с. 25. Сикорский, И.А. О заикании //Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М.: Просвещение, 2015. – 130 с. 26. Соботович, Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией / Е.Ф. Соботович. – Киев: КГПИ, 2011. – 150 с. 27. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Л.Ф. Спирова – М., 2010. – 192с. 28. Туманова, Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Дефектология. – 2016. – №6. – С. 8 – 27. 29. Трясорукова, Т.П. Речедвигательный тренинг: коррекционно–развивающие занятия для детей дошкольного возраста / Т.П. Трясорукова. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 93 с. 30. Титова, Т.А. Логопедическая работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников / Т .А. Титова //Логопед в детском саду. Т.А. Титова. – 2015. –№ 6. – С. 9–35. 31. Трауготт, Н. Н. Как помочь детям, которые плохо говорят / Н. Н. Трауготт. – СПб. : Гармония, 2014. – 130 с. 32. Ткаченко, Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4–6 лет к пособиям «Учим говорить правильно». / Т.А. Ткаченко – М.: Гном и Д, 2011. – 140 с. 33. Ткаченко, Т.А. Слоговая структура слова: коррекция нарушений. Учебно–методический комплект / Т.А. Ткаченко. – М.: Книголюб, 2012. – 158 с. 34. Травкина, Ж.А. Формирование слоговой структуры слова: дидактическое пособие / Ж.А. Травкина. – М.: 2018. – 150 с. 35. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.–метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 287 с. 36. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 240 с. 37. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. – М.: Проспект, 2011. – 198 с. 38. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин–тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина – М.: Просвещение, 2019. – 223 с. 39. Хватцев, М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей / М.Е. Хватцев. – СПб. : КАРО, Дельта, 2014. – 272 с. 40. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. − М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. 41. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Швачкин – М.: Лабиринт, 2014. – 330 с. 42. Шаховская, С. Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией / С.Н.Шаховская // Патология речи. — М., 2011. –150 с. 43. Эльконин, Д.Б. Развитие речи. Психология детей дошкольного возраста / Д.Б. Эльконин. – М., 2014. – 182 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
ФОРМИРОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Количество страниц:
32
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Логопедия
курсовая работа
Женщины в революционном движении в конце 19-начала 20 вв. в России
Количество страниц:
35
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История
курсовая работа
Агрессия как социально-психологический феномен.
Количество страниц:
50
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image