С учетом сказанного можно сформулировать определение нормативного правового акта - это официальный документ, принятый (изданный) в установленном законом порядке и форме, уполномоченным субъектом (народ, органы государственной власти и органы местного самоуправления) в рамках его компетенции, содержащий нормы права, т.е. неперсонифицированные правила поведения общего характера, рассчитанные на многократное использование, направленные на регулирование наиболее важных, социально-значимых общественных отношений, требующих государственного воздействия. Ему присущи следующие признаки: официальный характер, волевое содержание, иерархичность, нормативность, принятие (издание) уполномоченным субъектом в рамках определенной процедуры, объективируется в установленной законом форме и имеет определенную структуру, регулирует общественные отношения, гарантируется принудительной силой государства.
Таким образом, понятие и признаки нормативного правового акта находятся в постоянном развитии. Сохраняются коренные признаки исследуемого феномена, например, его непосредственная связь с государством. Все это указывает на необходимость создания новых доктринальных подходов к нормативным актам. Для достижения этого результата существует острая необходимость в принятии Федерального закона о нормативных правовых актах в Российской Федерации, регламентирующего систему нормативных правовых актов и правотворческий процесс.
Нормы подзаконного нормативно-правового акта чаще всего являются нормами видового назначения по отношению к нормам закона, являющихся нормами родового назначения. Из данного признака исходит, что органы, издающие подзаконные нормативно-правовые акт, чаще всего, принимают норму видового назначения при наличии норм родового назначения, при помощи чего будет происходить последующее развитие норм законов при помощи норм подзаконных нормативно-правовых актов.
Подзаконному нормативно-правовому акту присущ высокий уровень неоднородности, условно объединенный в одну основную группу. Данные акты обладают разной юридической силой, обладают разным названием и формой издания.
Система подзаконных нормативно-правовых актов обладает иерархической структурой, которая основана не столько на иерархии органов, сколько на нормативно закрепленных положениях нормативно-правовых актов одного либо другого органа в системе всех нормативно-правовых актов страны.
На основании этого, разные типы подзаконных нормативно-правовых актов обладают разной юридической силой, разной форму, но все они, состоят в иерархической зависимости от законов.
Таким образом, нормативные правовые акты в качестве источника права - это официальные письменные акты, изданные компетентными органами либо принятые всеми гражданами страны в форме референдума, которые устанавливают, изменяют или отменяют нормы права. Это самый совершенный источник права, который создает основание для четкого, точного и стабильного правового урегулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правового предписания. С их помощью облегчается надзор в области исполнения юридических предписаний, их толкование, систематизация, учет. Им свойственна письменная, строго документированная форма и особенные, точно регламентированные процессуальные правила принятия и опубликования.