Если нужно заказать курсовую работу срочно в спб , заполните форму на Work5.
У детей появляются пропуски, замены, перестановки букв, особенно гласных. [19, с. 118] По мнению Р.Е. Левиной, оптическая дисграфия является наиболее распространенной формой дисграфии среди учеников младших классов. [34, с. 12]. Оптическая дисграфия – расстройство письменной речи, обусловленное отсутствием устойчивого зрительного образа буквы .[35, с. 67] Практические исследования доказали, что смешение элементов букв среди учеников преобладают по сравнению с грамматическими и орфографическими ошибками. Особенно ярко проявляется в процессе ускоренного письма, повышенной нагрузки. Проблемой нарушений письма занимались И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев, М.Е. Хватцев, Т.В. Ахутина, которые рассматривали специфические ошибки на письме у младших школьников, не связанных с правописанием. Особенно стоит отметить Р.И. Лалаеву, которая занималась проблемами оптической дисграфии и считала, что нарушение связано с недоразвитием зрительногогнозиса. [33] По мнению Г.Е. Шаниной, которая занималась исследованием влияния кинезиологических упражнений на развитие зрительно-моторной координации у детей младшего школьного возраста, движение кистей руки и их контроль со стороны высшей нервной деятельности помогает избежать неконтролируемых ошибок на письме, в том числе помогают при коррекции оптической дисграфии. [61, с. 18] Особенностями зрительного восприятия детей выступает: нарушение зрительного запоминания и узнавания, бедность образов, схематичность в рисунках, нарушения связи со словом-названием и пр. Так, зрительно-моторная координация у учащихся с тяжелыми нарушениями речи характеризуется нарушениями координации движений рук и глаз, неточностью координации и общей недостаточностью движений; несформированностью умений ограничивать свои движения пределами строки, неспособность начертаний ровных линий; трудностями в правильном держании карандаша или ручки; трудностями в осуществлении зрительного контроля за выполняемыми руками действиями. Проявления оптической формы дисграфии могут иметь разные причины и проявления, в виде стойких повторяющихся ошибок на письме, которые возникают у младших школьников общеобразовательной школы, не имеющих нарушения интеллектуального развития, зрения и слуха. В связи с этим требуется глубокий анализ состояния устной речи на основе, которой формируется навык письма. Одни и те же по внешним проявлениям ошибки могут иметь разную природу, разные механизмы и для определения механизма необходимо учитывать весь симптомокомплекс особенностей письма. В этой связи выявление и коррекция дисграфии у младших школьников является актуальной проблемой. Психофизиологические и психолого-педагогические исследования последних лет указывают на взаимосвязь школьных трудностей первоклассников с несформированностью у них ряда гностических и моторных функций[33,с.213]. Сегодня большое значение имеет развитие зрительно-моторной координации - это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов. [29, с. 23] Значительными возможностями для развития зрительно-моторной координации у первоклассников с оптической формой дисграфии обладают кинезиологические упражнения. Кинезиологические упражнения– это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Таким образом, под воздействием кинезиологических упражнений улучшается познавательный процесс. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность работы по развитию зрительно-моторной координации у детей младшего школьного возраста с оптической формой дисграфии средствами кинезиологических упражнений. Объект исследования – зрительно-моторная координация у детей младшего школьного возраста с оптической формой дисграфии. Предмет исследования – коррекционная работа по развитию зрительно-моторной координации у детей младшего школьного возраста с оптической формой дисграфии средствами кинезиологических упражнений. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс развития зрительно-моторной координации у детей младшего школьного возраста с оптической формой дисграфии будет проходить эффективнее при использовании специально разработанного комплекса занятий с применением кинезиологических упражнений. Задачи исследования: 1. Изучить теоретические и методические аспекты по проблеме исследования. 2. Разработать и апробировать комплекс логопедических занятий по развитию зрительно-моторной координации у детей младшего школьного возраста с оптической формой дисграфии средствами кинезиологических упражнений. 3.Проанализировать результаты экспериментальной работы и сделать выводы. Методы исследования: теоретические: анализ литературы по теме исследования; эмпирические: наблюдение; констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента; статистические: обработка количественных и качественных результатов исследования. Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные в ходе эксперимента занятия с применением кинезиологических упражнений могут быть использованы педагогами с целью развития зрительно-моторной координации у детей младшего школьного возраста с оптической формой дисграфии. Методологический аппарат исследования основывается на: теории развития речи детей в онтогенетическом контексте, где ведущую роль играет взаимосвязь речи и письма (М.М. Алексеева, А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.И. Яшина); методическом комплексе развития зрительно-моторной координации через кинезиологические упражнения (И.В. Белова, М.М. Токарская, Н. Любимова) Научная новизна состоит в том, что проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития зрительно-моторной координации у младших школьников, на теоретическом уровне выявлены возможности использования кинезиологических упражнений для развития зрительно-моторной координации у младших школьников. Экспериментальное исследование проводилось на базе МКОУ «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа». Работа велась с группой из 10 человек, в возрасте от 7 до 11 лет. Младшие школьники, с заключением оптическая форма дисграфии. Структура работы: дипломная работа включает две главы, заключение и приложение. Во введении сформулированы актуальность, цель и задачи исследования, объект, предмет, гипотеза, практическая значимость, методологический аппарат исследования. Первая глава «Теоретические основы развития зрительно-моторной координации у детей младшего школьного возраста с оптической формой дисграфии» содержит описание теоретических аспектов развития зрительно-моторной координации у детей младшего школьного возраста в онтогенезе и при оптической форме дисграфии в современной логопедической литературе. Вторая глава посвящена экспериментальной работе по развитию зрительно-моторной координации у детей младшего школьного возраста с оптической формой дисграфии. Проведено первичное исследование по определению уровня зрительно-моторной координации на констатирующем этапе эксперимента. Логопедическое воздействие в течение 6 месяцев на формирующем этапе эксперимента. Проанализированы результаты контрольного эксперимента. В заключении сформированы основные выводы по исследованию. Общий объем работы – 89 страниц. Список литературы представлен 62 источника.