Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕСЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 4
1.1 Методика формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка в средней школе 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика среднего школьного возраста 11
1.3 Критерии отбора песенного материала для уроков английского 18
языка в средней школе 18
Вывод по первой главе 22
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 23
2.1 Анализ песенного материала в современных УМК по английскому языку 23
2.2 Разработка фрагментов урока с использованием песенных материалов в средней школе в аспекте формирования социокультурной компетенции 28
Выводы по второй главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Приложение 38
Читать дальше
Нетрадиционные решения учителя иностранного языка по организации урока должны приветствоваться, так как нестандартный подход способен увлечь учеников. К таким решениям можно отнести и работу с песенным материалом. Творчество жителей страны изучаемого языка способно как ничто лучше показать реалии этой страны, увидеть, как красив и богат иностранный язык.
Песня становится ценным учебно-методическим материалом, реализующим обучающую, развивающую и образовательную функции. Работа с песней требует особой подготовки со стороны учителя. Педагог должен отобрать ценный песенный материал, соответствующий ряду требований: в первую очередь, он должен быть аутентичен, а также соответствовать тематике урока, быть доступным учащимся в языковом плане. После отбора следует этап подготовки упражнений для работы с песней, так как ее использование должно быть реализовано в виде алгоритма, на каждом этапе которого учащимся предлагаются разные упражнения.
Алгоритм может выглядеть следующим образом: мотивация – прослушивание – коммуникация. С помощью аутентичного песенного материала можно организовать работу над всеми аспектами языка: фонетическим, грамматическим и лексическим. Каждый аспект равен, а значит должен быть освоен обучающимися в необходимой доле, как того требует федеральный стандарт образования. Работая с лексикой, учитель работает над развитием лексической компетенции обучающихся, которая состоит в адекватном использовании лексических единиц в речи.
С этим понятием тесно связано понятие лексического навыка, который определяется как автоматическое вызывание лексической единицы из памяти согласно заданной ситуации общения. Работать над его развитием следует последовательно, начиная с предъявления новой лексической единицы и ее объяснения, семантизации и далее двигаясь в направлении ее закрепления в ситуациях общения на практике. Работа с лексическим материалом строится в системе языковых, условно-речевых и коммуникативных упражнений, при этом стоит отдавать предпочтение последней группе. На школьном этапе обучения каждый учащийся должен создать себе мобильный словарный запас, предотвратить его забывание и научиться использовать слова в соответствии с ситуацией общения.
Для реализации этих целей на каждом этапе школьного обучения перед педагогом ставятся разные задачи. Так, на среднем этапе необходимо сформировать необходимый запас лексики для коммуникации в различных ситуациях общения. Объем словаря минимума на этом этапе составляет приблизительно 1200 лексических единиц, куда также будет входить знание оценочной лексики и слов, отражающих культурную самобытность страны изучаемого языка. На старшем же этапе работа ведется над расширением пассивного словаря учащихся, изучением интернациональных слов.
На данном этапе учащийся должен обладать словарем от 1400 до 1600 лексических единиц. При правильном выполнении поставленных задач достигается тот уровень владения иностранным языком, который диктуется требованиями ФГОС: выпускник должен уметь свободно общаться на разные темы, а значит, использовать язык как средство общения. Все, что вовлекается в деятельность педагога и учащихся для достижения поставленных целей принято называть содержанием обучения, которое состоит из трех компонентов: лингвистического, методологического и психологического.
При анализе нескольких отечественных УМК было отмечено, что их авторы редко помещают песенный материал на страницы учебных пособий. Стоит признать, что песня не может стать постоянным элементом урока иностранного языка, даже при всей своей привлекательности в методическом 49 и психологическом плане, поэтому работа с ней может стать лишь дополнением к школьной программе.
Читать дальше
1 Азимов Э. Г., Щукин А. Н.Словаре методических понятий. – М.: ИКАР, 1999. – 446 с.
2. Ариян М. А. Методика преподавания иностранных языков: Общий курс. / М. А. Ариян, О. Г. Оберемко, А. Н. Шамов – Н.Новгород.: Свет, 2009 – 97 с.
3. Бадалян, А. Х. Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2018 — №13. — С. 111-113.
4 Бароненко Е. А. К вопросу о применении песенного материала для формирования лексического навыка / Е. А. Бароненко, К. Р. Мухаметшина // Инновационная наука. – 2018 – №4. – С. 141-144.
5 Бетретдинова И. А. Особенности обучения лексическому компоненту речи на различных этапах (на материале английского языка) / И. А. Бетретдинова, Е. А. Будник // Статистика и Экономика. – 2014 – №2. – с. 9-12
6 Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы – М.: Просвещение, 2008 – 255 с.
7 Бронская В. Е. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников // СИСП. – 2011 – №4. – С. 59-65.
8 Верещагин Е. М. Лингвострановедческая теория слова / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров – М.: Русский язык, 1990 – 254c.
9 Веселова Т. М. Пой и изучай английскую грамматику: учебное пособие по английскому языку / Т. М. Веселова, Т. Е. Вильберг, Т. Е. Мишина и др. – Санкт-Петербург: КАРО. – 2006 – 144 с.
10 Гальскова Н. Д. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие / Н. Д. Гальскова, А. П. Василевич, Н. Ф. Коряковцева, Н. В. Акимова. – М.: КНОРУС. – 2017 – 390 с.
11 Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб.пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – М.: Владос, 2016 – 336 с.
12 Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов. – М.: Наука, 1982 – 373 с.
13 Дмитрусенко И. Н. Критерии оценки сформированности лексического навыка // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2012 – №25. – С. 126-127.
14 Карманова Н. А. Обучение иностранным языкам в современной средней школе: учебное пособие / Н. А. Карманова, Л. А. Садвокасова. – Барнаул: Светоч, 2017 – 110 с.
15 Комарова Е. В. Формирование лексических навыков в процессе обучения иностранному языку // Гуманитарные научные исследования: электронный научно-практический журнал. – 2015. – С. 5-7
16 Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А. А. Миролюбова. – Обнинск. – 2010 – С. 185-236.
17 Миньяр-Белоручев Р. К. Как стать переводчиком? – М.: Готика. – 2009 – 176 с.
18 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 413 // Министерство образования и науки Российской Федерации 2012 17 мая.
19 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 52 1897 // Министерство образования и науки Российской Федерации 2010 17 декабря.
20 О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 : приказ Министерства просвещения от 22 ноября 2019 г. № 632 // Министерство просвещения 2019 22 ноября.
21 О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования : приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 // Министерство просвещения Российской Федерации 2018 28 декабря.
22 Осипова Е.С. Песня как методическое средство в обучении английскому языку / Е.С. Осипова // Молодой ученый. – 2015 – №10.1. – С. 28-30.
23 Пассов Е. И. Формирование лексических навыков: учебное пособие / Е. И. Пассов, Е. С. Пассов. – Воронеж. – 2002 – 40 с.
24 Пашкеева И. Ю. Использование песни в обучении иностранному языку // Вестник Казанского технологического университета. – 2014 – № 5 — С. 361-365
25 Проблемы и перспективы развития многоуровневой языковой подготовки в условиях поликультурного общества / Под ред. М. Б. Хайруллина. – Казань. – 2014 – С. 212-216.
26 Салистра И. Д. Очерки методов обучения иностранным языкам – М.: Высшая школа, 1966 – 252 с.
27 Скрипникова Т. И. Методика формирования языковой компетенции на иностранном языке. – Владивосток. – 2017 – 99 с.
28 Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей – М.: Просвещение, 2002 – 239 с.
29 Стародубцева О. Г. Типы упражнений для формирования лексических навыков устной речи в неязыковом вузе // Научно-педагогическое обозрение. – 2013 – №2. – С 45-48.
30 Культура и цивилизация. Электронный ресурс: URL: https://helpiks.org/5-39594.html#:~:text=Человек%2C%20культура%20и%20общество%20неразрывно,человека%20от%20всех%20других%20существ (дата обращения: 31.05.2021)
Читать дальше