Введение 2
Глава 1. Анализ литературы о влиянии нарушений зрения на мозговые системы 4
1.1. Области мозга, отвечающие за зрение 4
1.2. Структура дефекта при слепоте и слабовидении 10
Глава 2. Исследование влияния нарушениях зрения на мозговые системы 17
2.1. Психическое развитие детей с нарушением зрения 17
2.2. Особенности психического развития детей с нарушением зрения 25
Заключение 34
Список литературы 36
Читать дальше
Очевидно, что серьезные нарушения зрения (будь то слепота или слабое зрение) вызывают серьезные отклонения в умственном развитии. Патология зрения нарушает баланс тела и окружающей среды, что создает ряд значимых особенностей в развитии и проявлениях психики. К дефекту психического развития при самой зрительной патологии относятся первичный дефект - нарушение зрительного анализатора, вторичные дефекты - нарушения восприятия, мышления, речи и т.д, и третичные дефекты - особенности эмоционально-волевой сферы и личности, нарушения. коммуникативной сферы и др. Таким образом, зрительная патология неизбежно приводит к определенным негативным изменениям в умственном развитии слепых и слабовидящих.
Эти изменения психики слепых и слабовидящих делятся на:
- количественные изменения: они наблюдаются в основном в сфере чувственного познания (зрительные ощущения и восприятия значительно уменьшаются или полностью утрачиваются; уменьшается количество представлений и т. д.);
- качественные изменения: они проявляются в той или иной степени во всех сферах психической деятельности (не работает система взаимодействия анализаторов, есть особенности в формировании образов, идей и концепций, нарушается соотношение творческого и концептуального мышления, наблюдаются изменения в эмоционально-волевая сфера, становится приблизительной конкретной деятельностью и т. д.).
Это означает, что негативное влияние зрительной патологии неоднозначно для разных частей психики.
Психические процессы напрямую зависят от зрительного дефекта: прежде всего и в большей степени от ощущения и восприятия. Память, речь и мышление зависят от патологии зрения косвенно (через нарушения ощущений и восприятия) и могут оказывать компенсирующее влияние на недоразвитие сенсорного познания. Зависимость психических состояний от нарушений зрения также косвенная и чаще всего временная (например, эмоциональное состояние, возникающее при осознании своего дефекта).
Такие устойчивые черты личности, как темперамент, характер, способности и ориентация, меньше всего страдают от дефекта зрения, поскольку носят преимущественно социальный характер. Но полное или частичное нарушение зрения негативно сказывается на физическом развитии ребенка.
В первую очередь нарушение зрения сказывается на активности ребенка, что связано с трудностями пространственной ориентации и связанным с этим ограничением свободы передвижения. Сидячий образ жизни, характерный в первую очередь для слепых, вызывает вялость мышц, деформацию скелета, гипофункцию внутренних органов и т. д. У многих слепых и слабовидящих детей наблюдается соматическая слабость (соматовегетативные нарушения, функциональная недостаточность сердечно-сосудистой системы и др.); нарушения осанки и походки, изменения моторики. Несмотря на то, что такие тяжелые нарушения зрения, как слепота и слабое зрение оказывают существенное негативное влияние на формирование психики ребенка, его физическое и социальное развитие, это влияние можно в определенной степени компенсировать корректирующими действиями и созданием благоприятных условий. для развития как в семье, так и в учебном заведении. Однако для того, чтобы корректирующий эффект был эффективным, а воспитание и обучение в семье и в образовательных учреждениях было благоприятным, учителям, психологам и родителям необходимо знать особенности развития при тяжелых нарушениях зрения, закономерности психического становления в условиях слепоты и плохого зрения.
Читать дальше
Алексеев О.Л. Теоретические основы учебной тифлотехники. – Екатеринбург : НИИ дефектологии РАО, 1992. – 284 с.
2. Бабина Е.С., Трубникова Н.М. Анализ результатов исследования моторных и зрительно-вербальных функций в процессе изучения лексики у дошкольников с патологией зрения // Специальное образование. – 2019. – № 3. – С. 13–21.
3. Багдуева К.Г. Некоторые аспекты подготовки к школе детей с нарушениями зрения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2018. – № 1. – С. 10–16.
4. Безруких М.М., Морозова Л.В. Тестовый буклет и демонстрационные карточки к «Методике оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5–7,5 лет». – М. : Новая школа, 2019. – 40 с.
5. Берулава Г.А. Психологические особенности интегративного мышления // Современные проблемы психологии мышления : Сборник научных трудов. – Бийск : НИЦ БиГПИ, 2018. – С. 13–19.
6. Валиева Ф.Г. Формирование навыков культуры поведения у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения // Специальное образование. – 2019. – № 4. – С. 32–37.
7. Волкова Л.С. Результаты экспериментального изучения нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения // Дефектология. – 2018. – № 3. – С. 14–21.
8. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности // Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. – М., 2016. – С. 21–32.
9. Головина Т.П. О некоторых особенностях узнавания объектов слабовидящими школьниками // Специальная школа. – 2018. – Вып. 4. – С. 6–10.
10. Григорьева Л.П., Сташевский C.B. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения : Учебно-метод. пособие. – М. : 2019. – 56 с.
11. Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием // Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения / Под ред. М.Р. Гусевой, В.Г. Дмитриева, Л.И. Плаксиной. – М. : Просвещение, 2018. – С. 19–32.
12.Денискина В.З. К вопросу о классификации детей с нарушением зрения и вторичных отклонениях в их развитии // Сб. II Всероссийских педагогических чтений по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии. – М., 2017. – 17 с.
13.Дружинина Л.А. Исследования в тифлопедагогике как основа индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения // Вестник ЧГПУ. – 2018. – № 4. – С. 58–69.
14. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога–дефектолога / Под ред. Т.О. Епифанцева; 2–е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2017. – 486 с.
15. Жихарев А.М. Воспитательная работа в школе–интернате для слепых детей : Кн. для воспитателя (Из опыта работы). – М. : Просвещение, 2017. – 119 с.
16. Земцова М.И. Особенности зрительного восприятия при глубоком нарушении зрения у детей // Специальная школа. – 2017. – № 1. – С. 24–31.
17. Зорина С.С. Формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями зрения // Специальное образование. – 2018. – № 4. – С. 20–26.
18. Зубкова В.П. Изучение представлений об экспрессивном компоненте эмоций у детей с нарушением зрения // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – № 98.
19. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. – СПб. : Питер, 2018. – 384 с.
20.Кабаков В.Л., Балясникова И.В., Буторина Л.Ю. Причина инвалидности по зрению у детей на севере // Экология человека. – 2015. – № 3. – С. 38–39.
21.Казакова Е.В., Морозова Л.В. Особенности формирования зрительного восприятия у детей–северян 7–8 лет и факторы риска раннего дизонтогенеза // Экспериментальная психология. – 2019. – № 4. – C. 91–100.
22.Косова Е.А. Классификация детей с нарушением зрения по признаку "использование информационно–коммуникационных технологий в обучении" // Информационные технологии в образовании. – 2018. – № 8. – С. 132–137.
23.Кошелева И.Н. Направления и приемы логопедической работы по формированию лексики старших дошкольников с нарушением зрения // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2019. – № 116. – С. 156–162 .
24.Криницкая О.И. Специфические особенности становления речи детей дошкольного возраста в условиях зрительной депривации // Вестник ЧГПУ. – 2019. – № 2. – С. 138–147.
25. Лапп Е.А. Зрительная гимнастика на занятиях учителялогопеда // Логопед в детском саду. – Москва. – № 8 (33). – 2018. – С. 17–30.
Читать дальше