Введение…………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы института референдума……………………...5
1.1. Понятие института референдума……………………………………5
1.2 История развития института референдума………………………...10
2. Современное законодательство о референдуме РФ………………..14
2.1. Конституционно-правовые основы закрепления референдума в Российской Федерации……………………………………………………….14
2.2. Порядок проведения референдума………………………………...18
2.3. Проблемы реализации законодательства о референдуме………..23
Заключение………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………...31
Читать дальше
Осуществление власти народом непосредственно, безусловно, в наибольшей степени отвечает самому определению «народовластие». Но, в то же время, широко такой способ осуществления властных полномочий не может применяться, во-первых, из-за недостаточной оперативности, и, во-вторых, поскольку решение многих вопросов государственной политики требует специальных знаний.
Референдум, безусловно, является образовательным инструментом, естественно вытекающим из демократии, который должен служить народу и давать возможность обратной связи с правящей элитой. Референдум по своей природе можно рассматривать как средство улучшения или сдерживания. Однако, как и на любой социологический опрос, на референдум можно оказывать сильное влияние.
Мы являемся свидетелями того, как референдумы стали больше, чем просто опросами, а также своего рода инструментом информационных операций. Референдумы Крыма и Каталонии очень отличаются друг от друга, но именно на их примере можно увидеть, как по-разному в последние годы проводились эти информационные операции. Тем не менее, для проведения референдума граждане должны быть более образованными в современных политических вопросах, потому что в противном случае он просто становится инструментом информационных операций, который используется в чужих интересах и не является достаточно эффективным.
Отсутствие должной формализованности и институционализации механизмов осуществления референдума на международном уровне вносит элемент субъективизма в признание его результатов на уровне мирового сообщества, а на национальном уровне подобная неопределенность затрудняет практическое применение данного института прямой демократии.
В наибольшей степени в настоящее время институт референдума находит свое воплощение на уровне местного самоуправления, однако развитие цифровизации может привести к большей применимости данного института на общегосударственном уровне.
Анализ практики организации общероссийских референдумов показывает, что инициация проведения подобного референдума часто сталкивается с труднопреодолимыми препятствиями, прежде всего, организационного и финансового характера. В настоящее время указанная проблема отчасти снимается в связи с появлением инновационных форм демократии, связанных с развитием цифровых технологий, позволяющих фиксировать мнение граждан по важнейшим вопросам общественно-политической жизни в удаленной форме.
Правовые ограничения инициирования, назначения и проведения референдумов в России являются одним из важнейших элементов института референдума. Однако при установлении рамок указанных ограничений законодатель должен особо тщательно подходить к выбору соответствующих правовых приемов, что обусловлено необходимостью обеспечения реальной возможности осуществления гражданами РФ права на участие в референдуме, в связи с чем любое такое ограничение должно отвечать принципам обоснованности, необходимости и соразмерности.
Установленные российским законодательством правовые ограничения института референдума излишне ужесточены, что несоразмерно сужает правовые рамки реализации конституционного права граждан России на участие в референдуме. Современному обществу свойственны повышенный уровень правового нигилизма. Политическая жизнь за все время существования современной России не позволяет говорить о широком использовании института референдума. Большое наличие законодательных норм являются невостребованными. Референдум как важнейшее средство прямой демократии не применяется для решения значимых государственных вопросов и для развития политической сознательности граждан России.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) / Российская газета, 25 декабря 1993 г. №237.
2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» / Российская газета, 30 июня 2004 г. N 137-д.
3. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / Российская газета, 15 июня 2002 г. N 106.
4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Российская газета, 8 октября 2003 г. N 202.
5. Абдулазизов М.А. О некоторых проблемах механизма реализации конституционного права граждан на участие в референдуме в Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2019. № 2. С. 65-67.
6. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс в 2 т. Т.1: учеб.пос./ С. А. Авакьян - 5-е изд., перераб. и доп. - М.:Норма, 2017. – 358 с.
7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. - 12-е изд., изм. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. - 768 с.
8. Данкова Ж.Ю., Шитова Е.П. Факторное влияние экономической компоненты на процесс инициации проведения муниципальных референдумов // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2018. № 1. С. 34-40.
9. Иванова З.А. Проблемы, возникающие при реализации конституционного права на проведение местного референдума на территории субъектов Российской Федерации // Академическая публицистика. 2018. № 1. С. 93-98.
10. Лафитский В.И. Референдумы и народные инициативы в современной социально-экономической жизни Швейцарии // Избирательное законодательство и практика. 2019. № 2. С. 33-36.
11. Лукашенко В.С. Эффективность форм непосредственной демократии на муниципальном уровне в современной России (на примере местного референдума) // Теория государства и права. 2019. № 3. С. 126-133.
12. Лукманов И.А., Аминов И.Р. Актуальные проблемы в проведении местных референдумов в современной России // Вестник современных исследований. 2019. № 1.4. С. 50-53.
13. Орешкина И.Б. Проблемы правотворчества в условиях представительной демократии // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 4. С. 57-63.
14. Савенков А.Н. Государство и право в период кризиса современной цивилизации. М.: Проспект, 2020. – 411 с.
15. Фомичева О.А. Референдум как стадия законотворческого процесса и форма признания народа «законодателем» // Арбитражный и гражданский процесс. 2020. № 4. С. 3-6.
16. Цурган Т.Д. Референдум как форма реализации права нации на самоопределение? // Конституционализм и государствоведение. 2018. № 1. С. 132-136.
Читать дальше