Заходи на сайт курсовые работы заказать , поможем успеть к дедлайну.
В связи с чем, педагогу необходимо обучить детей основам социального взаимоотношения, общим представлениям о явлениях, объектах, вещах и их свойствах. Поэтому на выходе из ДОО дети должны иметь качественные базовые знания об элементарных представлениях по определению тех или иных критериев вещей и явлений, в частности арифметических показателей, как число, форма и величина. [21] Таким образом, формирование у дошкольников представлений о величине является важнейшей частью подготовки детей к школе. Эта работа начинается со второй младшей группы и продолжается в течении всего дошкольного обучения. Прочные представления о величине являются базой для дальнейшего математического и общего образования ребенка. В настоящее время математическое образование рассматривается как действенное средство интеллектуального развития детей, расширяющее возможности успешной адаптации подрастающей личности к современному обществу. Роль дошкольного математического образования с точки зрения его воздействия на социализацию и самореализацию ребенка трудно переоценить. В свете вышесказанного актуальность работы проявляется в необходимости формирования арифметических представлений у детей старшего дошкольного возраста предшкольной учебной деятельностью, т.к. этого требуют ФГОС ДО, а также данная работа будет способствовать и значительно упрощать процесс обучения в школе. Поэтому работа воспитателя дошкольного образовательного учреждения по развитию представлений о величине детей старшего дошкольного возраста очень важна. Для этого педагог должен знать, не только как обучать дошкольников, но и то, чему он их обучает, т.е. ему должна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые он формирует у детей. Дети старшего дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: время, величина и др., которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, а также способствуют формированию понятий. В ходе предматематической подготовки закладываются основы учебной деятельности, такие как дисциплина, умение слушать и слышать задания, выполнять их соответствующим способом, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность сверстников. Также предматематическая подготовка позволяет привести знания детей о предметах в некую систему на основе использования приема систематизации. Систематизация помогает сделать более легким процесс узнавания и запоминания, так как не нужно каждый раз запоминать новый предмет, ситуацию или действие, можно включить их в какую-либо группу (сгруппировать) на основании выделенных общих признаков. Это облегчает работу памяти, делает активным процесс мышления. Группировка предметов по общим основаниям помогает сформировать у детей упорядоченные представления об окружающем мире. Одним из фундаментов математического развития дошкольников является умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов. Выделение величины как свойства предметов, обозначение этого свойства словом оказывает влияние на развитие мыслительных процессов (сравнение, анализ, синтез, обобщение) и на их основе позволяет понять каждый предмет в отдельности, а также понять отношения между предметами. В результате этого понимания и формируются знания об окружающем мире. Для выделения величины необходимы практические действия: накладывание, прикладывания, приставления, опосредованное сравнение с помощью условной мерки (измерение). Все это математические операции. Величина становится объектом математических действий и выступает как математическое понятие. В процессе этих действий выявляются свойства и отношения величин. А выделение этих свойств и отношений является предпосылкой освоения понятия числа. Сравнивание размера предмета с помощью условной мерки - измерение - способствует совершенствованию счетной деятельности, а также готовит детей к знакомству с общепринятыми единицами измерения, которые будут изучаться в дальнейшем в школе. Измерительная деятельность служит предварительным этапом подготовки детей к пониманию арифметических действий сложения, вычитания, умножения, деления. В процессе измерения условной меркой дети учатся видеть зависимость между мерой, ее величиной и результатом - количеством измерений. Все это является основой математического понятия «функция». Понимание функции способствует развитию аналитико-синтетической деятельности ума [30]. Понятие «величина» в математике рассматривается как основное. Оно возникает в глубокой древности, и на протяжении истории развития общества подвергалось ряду обобщений и конкретизаций. Величина - понятие относительное (в зависимости от предмета, с которым сравниваем), она подчеркивает протяженность отдельных частей предмета и определяет его место среди однородных предметов. Она является свойством предмета, которое воспринимается разными анализаторами: зрительным, тактильным, двигательным. Как относительную характеристику определить величину (размер предмета) возможно только на основе сравнения. Нельзя просто сказать, что предмет маленький или большой, его можно сравнить с другими предметами. Таким образом, особенностями величины будут: сравнимость, изменчивость, относительность. На необходимость формирования у детей представлений о величине предметов указывали основатели теории и методики формирования элементарных математических представлений Тихеева Н.И., Леушииа А.М. Вопросу изучения формирования понятия «величина» посвящены и работы Глаголевой Л.В., Березиной Р.Л., Непомнящей Р.Л., Проскуры Е.В и других. [18,7] Для изучения проблемы по формированию у детей представлений о величине и овладении способами последовательности предметов по размеру мы будем опираться на разработки перечисленных авторов. Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение эффективности использования измерительной деятельности в процессе формирования представлений о величине и измерении величины у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс формирования представлений о величине и измерении величины у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: измерительная деятельность как средство формирования представлений о величине и измерении величины. Задачи: - обосновать актуальность проблемы исследования; - изучить формирование представлений о величине и развитие измерительной деятельности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема - рассмотреть особенности развития представлений о величине у дошкольников - выявить задачи и содержание работы по обучению старших дошкольников измерительной деятельности - изучить средства и методы обучения старшего дошкольника измерению величины - разработать систему занятий по обучению детей измерительной деятельности. - провести диагностику измерительных умений старших дошкольников - описание системы работы по обучению детей измерению величин Методы исследования: анализ литературы; теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение), эмпирические (наблюдение, диагностика, анализ результатов) и методы статистической обработки данных. База исследования: МА ДОУ «Детский сад № 100» ул. Королева 27. г. Донецк Ростовская область. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы и приложения.