Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения стресса в деятельности учителя 5
1.1. Стресс и основные причины, способствующие возникновению стрессовых ситуаций в педагогической деятельности 5
1.2.Профессиональный стресс и преодоление его в деятельности учителя 9
Глава 2.Изучение феномена профессионального стресса в педагогической деятельности 15
2.1. Особенности совладания со стрессом 15
2.2. Особенности преодоления стрессовых ситуаций учителями начальной школы с разным уровнем личностной тревожности 21
Заключение 32
Список литературы 34
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
Стресс - это совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Переживание стресса требует от человека больших энергозатрат. Поэтому длительное воздействие стрессовых факторов вызывает слабость, апатию, ощущение нехватки сил. Также со стрессом связывают развитие большинство известных науке заболеваний.
Работа современного учителя отличается множеством стрессогенных ситуаций. Они связаны с действием ряда факторов:
-повышение моральной и юридической ответственности за каждое слово, поступок, совершенные в присутствии детей;
-необходимость противодействовать нарушениям дисциплины подростками группы риска;
-поиск новых стимулов для мотивации учебной деятельности учащихся;
-высокая степень конкуренции по объему и качеству информации с Интернетом, телевидением и пр.;
-необходимость интеграции традиционных и инновационных информационных технологий на уроке и др.
Стресс, как свидетельствуют исследования, постоянно присутствует в профессиональной деятельности учителя. Стрессы, возникающие в педагогической сфере, могут быть разным по силе, природе, характеру.
Как показывает опыт, стрессы в работе учи- теля вызывают следующие факторы: необходимость удерживать внимание учащихся во время урока; видеть, чем занят каждый ученик; связно, обоснованно и доступно излагать учебный материал; контролировать продолжительность каждого этапа урока; в достаточной мере соблюдать технологию реализации каждого этапа учебного процесса и др.
Практика убеждает в том, что уровень стрессогенности учебной работы учителя может меняться в связи с субъективными факторами: уровнем знаний учащихся конкретного класса по данному предмету; степенью их подготовленности к уроку; уровнем общей культуры учащихся; характером взаимоотношений в детском коллективе; мерой авторитетности учителя; отношением учащихся к конкретному учителю, учебе в целом и др.
Последствия стресса для организма учителя, состояния его физического и психического здоровья также могут быть различными. Для личностного развития будущего педагога необходимо обучение его соблюдению правила «золотой середины»: умеренный стресс является фактором, формирующим мотивацию к достижению поставленных задач и стимулом к мобилизации внутренних ресурсов. Чрезмерный, длительный стресс, наоборот, крайне вреден и разрушителен, так как он истощает адаптационные резервы организма.
Подвергается чрезмерной нагрузке психическая сфера личности педагога, в частности, его эмоциональная, когнитивная, поведенческая сферы. Их перегрузка приводит к сбою в функционировании различных систем организма: нервной, кровеносной, иммунной и др.
Учитель, как правило – обычный человек и он не способен повлиять на протекание внутренних процессов в работе органов и систем, однако уменьшить разрушительную силу дистрессов возможно с помощью специальной подготовки, формирования соответствующих умений саморегуляции, развития необходимых черт характера.
Читать дальше
1.Абаков В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб.: Речь, 2018. - 166 с.
2.Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР-СЭ, 20016. —528 с.
3.Васильева С.В. Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности и пути их преодоления. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://elibrary.ru/ (дата обращения 11.06.2021).
4.Васильченко М. В. Превенция кризисных состояний у субъектов образовательных учреждений: монография / М. В. Васильченко. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2019. – 260 с.
5.Визитова С. Ю. Психологические особенности стрессоустойчивости педагога и пути ее повышения: Автореф. дисс. … канд. психол. наук / В. Н. Визитова. - М., 2016. - 21 с.
6.Гельман В.Н. Совладающее поведение у оптимистов и пессимистов, пациентов с хроническим соматическим заболеванием. Квалификационная работа. - Кострома: КГУ, 2018. - 103 с.
7.Грегор О. Как противостоять стрессу / О. Грегор . – СПб. : Лейла, 2019. – 116 с.
8.Желдоченко Л. Д., Рогов Е. И. Влияние объекта педагогической деятельности на изменение профессионально-личностных характеристик учителя: деструктивный аспект // Российский психологический журнал. - 2019. - №2. - С.102-115.
9.Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психоология. Социокинетика. – 2019. – №5. – С. 184-188.
10.Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.monographies.ru (дата обращения 11.06.2021).
11.Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. – М.: Радикс, 2019. - 237 с.
12.Попова И.П. Влияние социально-психологического самочувствия учителя на конфликтное взаимодействие субъектов образовательного процесса: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук / И. П. Попова. - М., 2018. - 24 с.
13.Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы / Е. И. Рассказова, Т. О. Гордеева / Психологические исследования. - 2020. - № 3. - С. 17-28.
14.Самоукина Н.В. К проблеме манипуляции в педагогической деятельности (терминологический анализ, практические процедуры защиты) / Н. В. Самоукина // Школа здоровья. - 2016. - № 1. - С. 57-66.
15.Селье Г. Стресс без дистресса. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://search.rsl.ru/(дата обращения 11.06.2021).
16.Семиздралова О.А. Пути преодоления стресса в условиях педагогической деятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://elibrary.ru/ (дата обращения 11.06.2021).
17.Терещенко Г.Ф. Устойчивость к стрессу как показатель профессионального здоровья педагога // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2019. - № 5. – С.77-79.
Читать дальше