ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПРАВО КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА......................................5
1.1.Понятие, метод и принципы преподавания права......................................5
1.2.Анализ ФГОС СПО по направлениям и формируемым компетенциям......9
1.3.Сравнительный анализ ОПОП (ППССЗ) СПО на примере города Екатеринбурга.......................................................................................................12
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА В СПО....................14
2.1. Формы и методы работы студентов СПО при изучении правовых курсов.....................................................................................................................14
2.2. Организация самостоятельной работы студентов СПО при изучении правовых дисциплин.........................................................................................23
2.3. Организация практических занятий студентов СПО при изучении правовых дисциплин........................................................................................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..................................................34
Читать дальше
Ведущая цель правового образования заключается в создании условий для обучения и совершенствования знаний, умений, навыков каждого студента с опорой на принципы уровневой дифференциации, в том числе учет их индивидуальных особенностей и способностей. Дисциплины, формирующие правовые компетенции преподаются во всех СПО в ходе изучения таких дисциплин как «Обществознание», Обществознание вкл. экономику и право» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». В этой связи можно сделать вывод, что граждане России после изучения указанного курса должны иметь базовые знания правовой системе России, о содержании Конституции РФ, важнейших законах, обеспечивающих их права и законные интересы той или иной сфере деятельности, а так же быть достаточно осведомлены об ответственности за то или иное правонарушение. На современном этапе основополагающей целью изучения права выступает необходимость воспитания у обучающихся глубокого осознания потребности соблюдения прав человека, формирования у них чувства собственного достоинства и уважение к другим людям.
Основной целью правового образования в СПО является формирование правовых компетенций, которые реализуются, по нашему мнению, в недостаточном объёме. В большинстве программ подготовки специалистов среднего звена отсутствует «Право» как отдельная дисциплина и изучается лишь внутри отдельных предметов, в качестве модуля. Рассмотрев возможные формы и методы преподавания права в СПО можно сделать вывод, что они являются симбиозом форм и методов преподавания права в школе и высших учебных заведениях, так как, необходимо совместить содержание общего образования с формой обучения принятой в СПО. Не стоит забывать, что такие дисциплины как «Обществознание», «Правовое обеспечения введения в профессию» – это лишь обзорный курс. Он направлен на формирование у учащихся системных представлений о праве и соответствующих базовых знаний.
Студенты профессиональных образовательных организаций, независимо от профиля и направления подготовки, имеют право на необходимый им уровень правовых знаний, необходимый им в будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни. Иначе говоря, правовое обучение этой категории является необходимым. К сожалению педагогического сообщества, вопросы перехода к профильному правовому образованию во время прохождения базовых дисциплин средних профессиональных организаций пока еще разработаны не в полной мере как в дидактическом направление в целом, так и в конкретнометодическом вопросах в частности. Разработка фонда оценочных средств к разделу (модулю) «Право» в предмете «Обществознание вкл.экономику и право» служит хорошим практическим помощником при изучении данной дисциплины, так как сформированные критерии оценивания помогают преподавателю избежать спорных вопросов в оценивание, сразу формируются представления студентов о том, что именно им необходимо изучить, предоставляется возможность самостоятельно организовать процесс своего обучение.
Переход среднего профессионального образования к формированию правовых компетенций несёт в себе серьёзный стратегические разработки в сфере усовершенствования модели российского образования. В связи с этим, делая попытку спрогнозировать развитие образования в ближайшие годы можно выразить предположение, что многие вопросы по данной тематике будут решать только опытным путём, а затем проходить апробацию на высшем уровне системы образования Российской Федерации.
Читать дальше
1. Андреева Е.Е., Морозов Г.Б. Об эффективных формах правового просвещения граждан российской федерации//Педагогическое образование в России.–2016.– №5.–С.75-81
2. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.:Просвещение, 2015.– С.178
3. Бережная И.Ф. Проектная деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки / Бережная И.Ф. // Среднее профессиональное образование, 2013. – №9. – С. 24-26.
4. Боголюбов. Л.Н. Учебник Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый уровень. – М: Просвещение,2014.-208 с.
5. Бозиев Р. С. Отечественная педагогика и образование: между прошлым и будущим // Педагогика. - 2016. - № 1. - С. 128
6. Гаврилова И.Г. Роль правового воспитания в формировании законопослушной личности//Вестник Адыгейского государственного университета,2016.– №3.–С. 106-108
7. Головченко В.В. Эффективность правового воспитания, понятие, критерии, методика измерения//Научные думы.- 2016. – 45 с.
8. Грибанова Г.И, Мартьянов Д.С, Никитина Т.И. Обществознание. Право. Рабочие программы 10-11 классы. //Методическое пособие. Рекомендации по составлению рабочих программ. ФГОС Издательство: ДРОФА. 2013.- С. 123
9. Гунин Е.М., Сураев Д.В., Трегубова Л.А. Особенности преподавания юридических дисциплин при подготовке специалистов в сфере торговли на современном этапе журнал «Профессиональное образование в России и за рубежом»,2016.– С.180-190
10. Дьяков О.Ю. Особенности преподавания гуманитарных дисциплин в контексте компетентностного подхода в образовании: идеологическая составляющая// всероссийский журнал научных публикаций, 2018.– С.44-46
11. Ибрагимова Е. М., Свердлова Л. М., Кузнецова Ю. Н. Особенности преподавания права в средних общеобразовательных организациях // КПЖ. –2014. –№1 (102).– URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennostiprepodavaniya-prava-v-srednih-obscheobrazovatelnyh-organizatsiyah (дата обращения: 21.05.2021).
12. Ильин И. А. О сущности правосознания. - М.-Берлин: Директ-Медия, 2016.- 334 с.
13. Ионцева С.В. Особенности преподавания правовых дисциплин студентам непрофильных направлений высших учебных заведений, журнал «Ценности и смыслы»,2017.– С. 60-66
14. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике: Междисциплинарный. - М. : Март, 2005. - с. 448
15. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2018. –166 с.
16. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения //М.: педагогика. – 2018. – Т. 185. – 259с.
Читать дальше