Введение ………………………………..……………………………...…3
ГЛАВА I. Россия во второй половине XIX века…………………….…..5
Глава II. К.Е. Маковский и образ женщины XIX века……….…….…..15
2.1. Биография и портреты в творчестве художника…………..….....…15
2.2. Образ горожанки XIX века………………..…………………………18
2.3. Модные тенденции ……………………………………………..……20
Глава III.Портрет в творчестве Маковского ……………………….....…23
3.1. Детский портрет………………..……………………………………..23
3.2 Женский салонный портрет ……………………………….....………25
Заключение……………………………………………………..…….....…29
Список использованной литературы и источников…..........................…31
Приложение..….……………………..…………………..…………….…..33
Читать дальше
В данной работе была произведена попытка анализа портретных работ Маковского как отражение истории второй половины XIX века. К.Е. Маковский в русской живописи этого века является тем художником, на которого можно указать как на тип компромиссного мастера, как на истинного и неоспоримого наследника брюлловского академизма. Он удовлетворял модным потребностям, за что его часто критиковали.
Мастер салонного портрета, этот художник был популярен в высших слоях общества. Работая в начале своего творчества в бытовом жанре, воспитанный на традициях академической живописи, впоследствии Маковский присоединяется к Артели художников и передвижникам, и постепенно находит свой стиль. Отличительными чертами его художественного языка является экспрессивность, царство колорита, отход сюжета на второй план. Наиболее ярко Маковский проявил свой стиль в написании портретов, в основном женских и детских.
Он написал множество портретов известных исторических фигур. Благодаря этим изображениям сегодня мы можем воссоздать образы этих личностей через призму его художественного языка. Его портреты красивы, выразительны, насыщены цветом. Театральность и красота идут рука об руку. Идеализация внешности также является характерной чертой его творчества, при этом нельзя сказать, что он льстит модели. Благодаря картинам Маковского зритель может представить любимые образы его героев, моду и культуру того времени.
Портреты Маковского второй половины XIX века являются окном в историю и образы жителей той эпохи. Маковский смог передать женский характер, который отражал нравы второй половины века. Усиление независимости женщин, русский стиль, вошедший в моду — все это, вместе с мастерством художника и эффектной цветопередачей создает незабываемые образы этой эпохи.
В его картинах осталась целая эпоха, бурная и энергичная, время, когда формировалось новое русское искусство и создавались запоминающиеся, эпохальные полотна.
В данной работе была прослежена биография и становление художника, изучен женский образ в контексте культуры, изучены тенденции женской моды того времени. Кроме этого, приведены яркие примеры портретного творчества Маковского, как детские, так и женские портреты второй половины XIX века.
Данная работа была проделана в связи с тем, что данная тема, возможно, недостаточно освещена.
Поставленные задачи: рассмотреть основные события в истории России XIX века; изучить историю жизни художника; определить основные составляющие его художественной манеры, в частности, портрета; выявить характерные черты женского образа в контексте культуры и социума во второй половине века; создать связь между историческими фактами и визуальным изображением жителей эпохи; изучить портреты исторических фигур в контексте истории их жизней — были достигнуты.
Читать дальше
1. Бахрушин Ю. Воспоминания. М.: Художественная литература, 1994. — 702 с.
2. Белова А.В. «Четыре возраста женщины»: повседневная жизнь русской провинциальной дворянки XVIII — середины XIX века. — СПб.: Аллея, 2009. — 497 с.
3. Белова А., Мицюк Н., Пушкарева Н. Сметая запреты. Очерки русской сексуальной культуры XI–XX веков. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — 504 с.
4. Бенуа А. История русской живописи в XIX веке. М.: Республика, 1995. — 448 с.
5. Блейз А. История в костюмах - от фараона до денди. М.: ОЛМА-Пресс , 2002. — 176 с.
6. Моисеева Е. Н. Повседневная жизнь русско-французской писательницы и путешественницы княгини Лидии Пашковой на Ближнем Востоке в 70-80-е гг. XIX в. // История повседневности, 2019. №1. с. 131 - 141.
7. Репин И.Е. Далекое близкое. Воспоминания. — М.: «Захаров», 2002. — С. 163. — 508 с..
8. Цомакион А. И. Иван Крамской. Его жизнь и художественная деятельность. — СПб.: Флорентия Павленкова, 1891. — 104 с.
9. Аристократический портрет в Росиии XVIII - начала XX века. Государственный исторический музей [Электронный ресурс] Режим доступа: https://shm.ru/shows/13038/ (Дата обращения 15.06.2021)
10. Маковский Константин Егорович. Виртуальный Русский музей. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author/makovskiy_ke/index.php (Дата обращения 17.06.2021)
11. Маковский Константин Егорович. Энциклопедия русской живописи. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://artcyclopedia.ru/makovskij_konstantin_egorovich.htm (Дата обращения 18.06.2021)
Читать дальше