Введение……………………………………………………………………...3 Глава 1. Особенности концептуального анализа поэтического текста…..6 1.1. Общая характеристика поэтического текста………………………….6 1.2. Понятие о концепте……………………………………………………10 1.3. Методика анализа концепта на основе моделирования ассоциативно-смыслового поля…………………………………………………………………..9 Выводы……………………………………………………………………...13 Глава 2. Ассоциативно-смысловое поле концепта «дружба» в узусе…..14 2.1. Анализ концепта «дружба» на основе данных словарей……………14 2.2. Отражение концепта «дружба» в пословицах и поговорках……….16 Выводы……………………………………………………………………...20 Глава 3. Особенности концепта «дружба» в лирике Б. Ахмадулиной….21 3.1. Тематические особенности лирики Б. Ахмадулиной……………….21 3.2. Концепт «дружба» в поэзии Б. Ахмадулиной……………………….23 Выводы……………………………………………………………………...25 Заключение…………………………………………………………………26 Список литературы…………………………………………………………28 Приложение. Межтекстовое ассоциативно-смысловое поле концепта «дружба» в лирике Б. Ахмадулиной……………………………………………31

Ассоциативно-смысловое поле концепта «дружба» в лирике Б. Ахмадулиной

курсовая работа
Литература
25 страниц
78% уникальность
2021 год
85 просмотров
Тимофеева А.
Эксперт по предмету «Русский язык и культура речи»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………………...3 Глава 1. Особенности концептуального анализа поэтического текста…..6 1.1. Общая характеристика поэтического текста………………………….6 1.2. Понятие о концепте……………………………………………………10 1.3. Методика анализа концепта на основе моделирования ассоциативно-смыслового поля…………………………………………………………………..9 Выводы……………………………………………………………………...13 Глава 2. Ассоциативно-смысловое поле концепта «дружба» в узусе…..14 2.1. Анализ концепта «дружба» на основе данных словарей……………14 2.2. Отражение концепта «дружба» в пословицах и поговорках……….16 Выводы……………………………………………………………………...20 Глава 3. Особенности концепта «дружба» в лирике Б. Ахмадулиной….21 3.1. Тематические особенности лирики Б. Ахмадулиной……………….21 3.2. Концепт «дружба» в поэзии Б. Ахмадулиной……………………….23 Выводы……………………………………………………………………...25 Заключение…………………………………………………………………26 Список литературы…………………………………………………………28 Приложение. Межтекстовое ассоциативно-смысловое поле концепта «дружба» в лирике Б. Ахмадулиной……………………………………………31
Читать дальше
Поэзия всегда была чутким индикатором происходящих в обществе перемен и живо реагировала на них. Развитие образования и культуры общества, усвоение европейского культурного опыта, появление новых исторических реалий и политических идеологий, изменение общественного климата, неоднократно ставили творческую интеллигенцию перед необходимостью переосмыслить свою роль и роль поэзии в обществе в целом. Современный этап развития лингвистики свидетельствует о том, что лексический состав языка, представленный в тексте конкретного художественного произведения, подчинен целому ряду факторов, среди которых одним из важнейших остается принадлежность произведения определенному жанру или тот эстетический принцип, согласно которому автор моделирует, с одной стороны, изображаемый мир, а с другой, — средства его вербализации.


Специалисты сделают срочные курсовые работы в срок.


Кроме этого, каждое отдельное произведение отражает идиостиль автора, который неоднократно становился объектом исследования различных дисциплин. Данная курсовая работа посвящена анализу особенностей репрезентации концепта «дружба» в поэтическом творчестве Б. Ахмадулиной. Анализ проводился на основе моделирования ассоциативно-смыслового поля – методики изучения концепта, разработанной в русле коммуникативной стилистики текста. Ассоциативно-смысловое поле стихотворного текста рассматривалось в работах лингвистов (см., например, работы: Родионовой Н.А., Болотновой Н.С.). Вместе с тем изучение поэтического текста в аспекте ассоциативности требует дальнейшей его разработки. Официально творческая биография Беллы Ахмадулиной началась в 1955 году, с публикации в газете «Комсомольская правда» стихотворения «Родина». Первая книга – «Струна» – была напечатана семью годами позже. Список книг Ахмадулиной весьма многочислен, он насчитывает более сорока изданий. Есть поэты, создающие произведения, читать которые без артистизма, без проникновения в их сложные метафорические образы, действительно нельзя. Белла Ахатовна Ахмадулина – такой поэт. Наиболее оптимальным для освещения целостности творчества нам представляется обращение к феномену «дружбы» в ее лирических произведениях. Все вышеизложенное определило актуальность данной работы. Цель настоящей работы – исследование особенностей лексической репрезентации концепта «дружба» в лирике Б. Ахмадулиной. Для решения указанной цели поставлены ряд задач: - изучение истории вопроса; - рассмотрение ключевых понятий работы: поэтический текст, концепт, ассоциативно-смысловое поле, ассоциации; - изучение концепта «дружба» в узусе на основе словарей, пословиц и поговорок; - изучение особенностей репрезентации концепта «дружба» в лирике Б. Ахмадулиной. Объектом исследования является структура концепта «дружба» в лирике Б. Ахмадулиной. Предметом исследования являются дефиниции слова «дружба» в толковых словарях и фрагменты поэтических текстов Б. Ахмадулиной. Материал исследования. Исследуются стихотворения, в которых говорится о дружбе, есть слова с данной корневой морфемой, а именно: «Мои товарищи». «Свеча», «Я знаю, все будет, архивы, таблицы», «По улице моей который год звучат шаги - мои друзья уходят» и т.д. Методы исследования: в исследовании были использованы методы контекстуального анализа значения слова, этимологического анализа слова, когнитивного анализа структуры концепта, интроспекции. Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическая значимость данной работы определяется ее вкладом в современную когнитивную лингвистику и концептологию. Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и выводы могут быть использованы в практических пособиях по межкультурной коммуникации и словоупотреблению. История вопроса. Концепт дружба в русской картине мира рассматривался такими учеными, как А. Вежбицкая и А.Д. Шмелев . Анна Вежбицкая описывает модели дружбы в разных культурах, анализирует лексемы друг, подруга, приятель, товарищ, знакомый. А.Д. Шмелев также обращается к анализу данной лексики, добавляя глагол дружить. А.Д. Шмелев уточняет и дополняет выводы А. Вежбицкой, отмечая расхождения в представлениях носителей языка, связанных с данной лексикой. Оба исследователя говорят о важности дружбы для представителей русской лингвокультуры, отмечают важную составляющую представления о дружбе — готовность прийти на помощь другу. При написании работы использовались труды таких ученых как: Вежбицкая А., Болотнова, Н. С., Михайлова М.С., Шмелев А.Д. и др. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Лирическая героиня Беллы Ахмадулиной явлена, прежде всего, как поэт. Одна из основных функций поэта заключается в сохранении посредством слова эстетических и нравственных ценностей, накопленных в течение предшествующих эпох. Будучи связанной с культурно-поэтической традицией, лирическая героиня вступает в диалог с носителями культуры: своими предшественниками и современниками. Большинство исследователей говорит о неоакмеистической природе творчества Ахмадулиной, для творчества которой характерна ориентация стиха на постоянный (более или менее явный) цитатный диалог с классическим текстами; стремление обновлять традиции без разрыва с ними, чувство историзма, переживание истории в себе и себя в истории, осмысление памяти, воспоминания как глубоко нравственного начала, внимание к драматическим отношениям между культурой, русской историей и личной памятью автора. Изучение поэзии Беллы Ахмадулиной в аспекте самоопределения лирической героини подсказывается неоакмеистическим особенностями лирики, гармонично сочетающимися с концепцией индивидуализации через освоение опыта мировой художественной культуры. Дружба — это священный предмет, обладающий ценностью и ценой. Предполагается, что он настоящий, хотя может оказаться и фальшивым. Проанализировав синонимический ряд слова «друг», можно сказать, что в русской лексикографии в основном рассматриваются три лексемы: друг, товарищ и приятель. Друг - это человек связанный, с кем-либо общностью интересов, жизненных условий, испытывающий к нему духовную близость. Товарищ — говорят обычно о человеке, связанном с кем-либо общностью деятельности, условиями жизни, но меньшую духовную близость. Приятель — обычно о близком знакомом, с которым проводят свободное время, досуг. Особенными отличительными признаками семантического поля данного концепта в русском поэтическом сознании выступают открытость и гостеприимство русской души, хлебосольство — готовность разделить свою радость за столом и общей чашей. В русском поэтическом сознании дружба и любовь взаимодополняют друг друга, являясь неотъемлемыми частями единого целого, гармоничным слиянием. Дружба – это благо, это счастье, необходимое условие полноценной человеческой жизни, она предполагает доверие между друзьями, искренность отношений, правдивость, прочность, надежность и длительность отношений, самодостаточность друга, альтруистичность, защиту друга, равенство (отсутствие соперничества), отсутствие официальности, полезный духовный, эмоциональный или материальный обмен; а также друг – нравственное мерило человека, нравственный судья, с мнением друга считаются. Таким образом, цель настоящей работы выполнена, проведено исследование особенностей лексической репрезентации концепта «дружба» в лирике Б. Ахмадулиной. В соответствии с поставленной целью выполнены и задачи, изучена история вопроса концепта «дружба»; были рассмотрены ключевые понятия работы: поэтический текст, концепт, ассоциативно-смысловое поле, ассоциации; изучен концепт «дружба» в узусе на основе словарей, пословиц и поговорок; изучены особенностей репрезентации концепта «дружба» в лирике Б. Ахмадулиной.
Читать дальше
1. Аскольдов-Алексеев С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории к структуре текста: антология / под ред. В. П. Нерознака. Москва : Academia, 1997. С. 267-279. 2. Болотнова, Н. С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте / Н. С. Болотнова. – Томск, 1994. – 212с. 3. Болотнова, Н. С. Об изучении ассоциативно-смысловых полей слов в художественном тексте / Н. С. Болотнова // Русистика : Лингвистическая парадигма конца XX века : сб. в честь проф. Г. Ильенко. – Санкт-Петербург, 1998. С. 242–247. 4. Болотнова, Н. С. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль : коллективная монография / Н. С. Болотнова [и др.] ; под ред. Н. С. Болотновой. – Томск, 2001. – 331 с. 5. Болотнова, Н. С. Поэтическая картина мира и её изучение в коммуникативной стилистике текста / Н. С. Болотнова // Сибирский филологический журнал. – Новосибирск, 2003. – № 3-4. – С. 198-207. 6. Болотнова, Н. С. Поэтическая картина мира и её изучение в коммуникативной стилистике текста / Н. С. Болотнова // Сибирский филологический журнал. – 2003. – № 3–4. – С. 198–207. 7. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с. 8. Васильева, А. А. Лексический аспект ассоциативного развёртывания поэтических текстов О. Э. Мандельштама в сборнике «Камень» / А. А. Васильева // Вестник ТГПУ. Серия «Гуманитарные науки (филология)». – Вып. 6. – Томск, 1998. – С. 29-32. 9. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вежбицкая. – Москва : Языки славянской культуры, 2001. – 288 с. 10. Верещагин, Е.М., Костомаров В.Г. Дом бытия языка. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция логоэпистемы. Москва : Икар, 2000. - 312 с. 11. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия / В.И. Даль. – Москва : Эксмо; Форум, 2007. - 288 c. 12. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: В 2-х т. Москва : Русский язык, 2000. Т. I. - 1088 с. 13. Зинченко, В. Г. Межкультурная коммуникация: от системного подхода к синергетической парадигме / В. Г. Зинченко. – Москва : Флинта, 2004. – 240с. 14. Магомедова, Д. М. Филологический анализ лирического стихотворения: учеб. пособие для вузов / Д. М. Магомедова – Москва : Академия, 2004. – 188 с. 15. Михайлова, М. С. Амбивалентность творчества в лирическом цикле Беллы Ахмадулиной «возле елки» / М. С. Михайлова // Культура и текст. – 2011. – № 12. – С. 328-337. 16. Михайлова, М. С. «Стол» в поэзии Беллы Ахмадулиной : маркер творческого пространства и элемент вещного мира / М. С. Михайлова // Культура и текст. – 2018. – № 4 (35). – С. 112-125. 17. Михайлова, М. С. Ботфорты Беллы, «кирзачи» Шукшина и сапог в «ларце...»: «сапожный текст» в творчестве Ахмадулиной и мифе о ней / М. С. Михайлова // Культура и текст. – 2017. – № 2 (29). – С. 152-172. 18. Словарь ассоциативных норм русского языка ; под ред. А. А. Леонтьева. – Москва : МГУ, 1977. – 188 с. 19. Ляпин, С.Х. Концептология : к становлению подхода / С. Х. Ляпин. – Москва : Норма, 1997. – 115с. 20. Попова, З. Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, И. А. Стернин. – Воронеж : Истоки, 2004. – 191с. 21. Сокулер, Е. А. Семантика и онтология : к интерпретации некоторых моментов концепций Р. Карнапа и Л. Витгенштейна / Е. А. Сокулер. – Москва, 1999. – 297 с. 22. Телия, В. Н. Русская фразеология : семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты / В. Н. Телия. – Москва : Норма, 1996. – 215 с. 23. Карасик, В. И. Лингвокультурный концепт как единица исследования / В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики ; под ред. И. А. Стернина. – Воронеж : Воронежский гос. ун-т, 2001. – С. 75-81. 24. Карпенко, С. М. Ассоциативные связи слова в узусе и поэтическом тексте (на материале творчества Н. С. Гумилева) : автореф. дис. …канд. филол. наук / С. М. Карпенко. – Томск, 2000. – 26 с. 25. Ручина, Л.И., Горшкова Т.М. Словарь комбинированного типа как способ лексикографического описания концептосферы русской народной сказки // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 6. С. 130–135. 26. Русский язык начала XXI века: лексика, словообразование, грамматика, текст: Кол. мон. / Под ред. Л.В. Рацибурской. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2014. - 325 с. 27. Шмелев А.Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю. / А. Д. Шмелев. – Москва : Языки славянской культуры, 2002. – 224 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Выявление взаимосвязи между уровнем тревожности подростков и их самооценкой
Количество страниц:
40
Оригинальность:
64%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
курсовая работа
Исследование особенностей звукопроизношения дошкольников с можечковой дизартрией
Количество страниц:
38
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Логопедия
дипломная работа
Роль и значение игровой подготовки юных спортсменов в игровых видах спорта
Количество страниц:
30
Оригинальность:
53%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image