?>
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ИГРЕ 6 1.1 Зрительно-моторная координация и её развитие у детей старшего дошкольного возрастас нарушением зрени……………………………………….6 1.2 Игра в развитии зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 18 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 28 2.1 Исследование уровня зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 28 2.2 Разработка и частичная апробация игр для детей с нарушением зрения, направленных на развитие зрительно-моторной координации 37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49 ПРИЛОЖЕНИЯ 52

Развитие зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в игре

курсовая работа
Педагогика
50 страниц
88% уникальность
2021 год
27 просмотров
Беляева Е.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ИГРЕ 6 1.1 Зрительно-моторная координация и её развитие у детей старшего дошкольного возрастас нарушением зрени……………………………………….6 1.2 Игра в развитии зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 18 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 28 2.1 Исследование уровня зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 28 2.2 Разработка и частичная апробация игр для детей с нарушением зрения, направленных на развитие зрительно-моторной координации 37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49 ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Читать дальше
Актуальность. Модернизация российского образования, гуманистические взгляды педагогов и психологов на сущность специального образования, выдвигают на первый план проблему изучения и оптимизации развития потенциальных возможностей каждого ребенка. В свете этого возрастает роль и значение компенсации нарушений в развитии детей, обусловленных зрительным дефектом. Очень важным периодом для дальнейшего развития ребенка, является старший дошкольный возраст. Именно в этом возрасте у него формируются определенные знания, умения и навыки, необходимые для успешного обучения в школе. Подготовка ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня развития зрительно-моторной координации, которая важна для формирования графо-моторных навыков. Зрительная координация является важнейшей функцией, на которую опирается процесс развития опознавательных и изобразительных навыков. Развитие зрительно-моторной координации – обязательная способность, которая должна быть развита у ребенка к этому времени. Если у первоклассника наблюдается слабое развитие зрительно-моторной координации, это будет для него серьезной проблемой в школе.


Всё время занимает подготовка магистерской диссертации в Красноярске ? Work5 поможет освободить время.


В шесть-семь лет, когда дети поступают в школу, многие остаются с предельно низким уровнем зрительно-моторной координации, из-за этого у них плохо развиты графо-моторные навыки и мелкая моторика. Вопросами формирования и развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста занимались такие ученые как М.М. Безруких, И.С. Макарьев, Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, А.В. Семенович, Л.А. Ясюкова. Л.А. Венгер утверждает, что готовность ребенка к школе определяется степенью развития зрительно-моторной координации, то есть насколько рука умеет слышать глаз. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог держать ручку или карандаш, чтобы не уставал при письме. Помимо этого, он должен уметь внимательно рассмотреть предмет или картинку, выделить детали. Так же, необходимо обратить внимание не только на отдельные движения руки или глаза, но и на их координацию между собой [5]. Исследования зрительно-моторной координации, которыми занимались такие ученые, как Т.А. Круглова, О.И. Крушельницкая, Л.И. Моргайлик, Л.И.Плаксина, А.Н. Третьякова, В.А. Феоктистова, указывают на важность изучения и развития данного процесса у детей с нарушением зрения, так как двигательная деятельность, обусловленная скоординированной работой мелких мышц руки (пальцев, кисти и глаза), помогает ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через предметно-практическую деятельность. Изучением проблемы зрительно-моторной координации детей с нарушениями зрения занимались М. И. Земцова, А. Г. Литвак, Л.А. Новикова Л.И. Солнцева, и другие. Неполная сформированность зрительно-моторной координации влияет на уровень развития ребенка, вследствие чего затрудняется процесс обучения. Несформированность зрительно-моторной координации проявляется не только при чтении и письме, но и при овладении навыками самообслуживания, а также трудовыми и учебными умениями. Невозможность проследить глазом за действиями своих рук, скоординировать движения руки и глаза приводит к недостаточной организации произвольного акта на занятиях физкультурой. Объект исследования: зрительно-моторная координация и её развитие у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: развитие зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в игре. Цель исследования: изучить развитие зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в игре. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что зрительно–моторная координация детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения имеет специфические особенности, заключающиеся в нарушении прослеживающей функции глаз, трудностях координированных движений глаза и руки под контролем зрения, снижении зрительного контроля, замедленности в освоении новых движений. Задачи исследования: 1.Раскрыть научные подходы к изучению зрительно-моторной координации и её развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. 2.Рассмотреть возможности игры в развитии зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 3.Провести экспериментальное исследование зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. 4. Разработать и частично апробировать игры для детей с нарушением зрения, направленных на развитие зрительно-моторной координации. Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; теоретический анализ и синтез; конкретизация; сравнение; количественный и качественный анализ данных. Экспериментальная выборка: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 38. Количество респондентов – 10 детей. Возраст испытуемых 5-6 лет. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Читать дальше
Таким образом, естественный онтогенез зрительно-моторной координации, складывается из двух равномерных фаз. Понятие «зрительно-моторная координация» определяется как такая двигательная координация, для осуществления которой необходимо участие зрительной информации, и рассматривается как соотношение между прослеживающей функцией глаза и движением руки, то есть зрительный контроль за координированным движением руки. Зрительно-моторная координация совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К зрительно-моторной координации относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека». Их развитие является необходимым условием освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Кроме того, «на кончиках детских пальчиков находится мышление и речь ребенка». Различные нарушения зрения накладывают свой специфический отпечаток на развитие детей, так как они осложняют формирование реальных представлений об окружающем мире и овладение детьми предметно-практической деятельностью. У детей с нарушением зрения отмечается низкий уровень развития осязательной чувствительности, плохо развита моторика пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации и полностью полагаются на визуальную ориентировку. Из–за того, что дети данной категории проявляют малую двигательную активность, мышцы рук оказываются в гипотонусе или гипертонусе. Это негативно сказывается на развитии тактильной чувствительности и мелкой моторике, а значит и на формировании предметно–практической деятельности. Развитие у детей с нарушениями зрения движений рук и глазных движений при выполнении различной предметно-практической деятельности имеет свои специфические особенности. Вследствие нарушений зрительного анализатора у детей возникают сложности формирования двигательных умений, это проявляется в снижении точности, скорости и скоординированности мелких движений пальцев и рук. Нарушения прослеживающих функций глаза и локализации взора, в результате снижения остроты зрения, приводит к неспособности ясного видения того, как они выполняют предметные действия, насколько они качественны. Любая предметно-практическая деятельность: рисование, лепка, вырезание ножницами, конструирование, трудно дается детям с нарушениями зрения, вызывая негативное отношение к данным видам действий. В результате чего наблюдается сниженный контроль над качеством работы при выполнении предметных действий, что сдерживает ход формирования и развития зрительно-моторных взаимосвязей: анализа, синтеза, взаимодействия глаза и руки. Все это определяет замедленность в развитии двигательного анализатора у детей с нарушениями зрения. Трудности при усвоении предметных действий приводят к тому, что многие дети, имеющих нарушения зрения, в спонтанном поведении остаются на уровне предметно-практической деятельности даже при достижении старшего дошкольного возраста. Отклонения в двигательной сфере приводят к нарушениям координации движений, их плавности и точности, а также отрицательным образом влияют на сформированность зрительно-моторной координации. Для осуществления зрительного контроля над движениями руки, дети со зрительной патологией при выполнении графических и графомоторных упражнений часто неправильно располагают руки, корпус и голову, неверно кладут тетрадь. Игра является не только ведущей деятельностью в период дошкольного детства, но и самоценной деятельностью, которая дарит ребенку ощущения свободы, подвластности вещей, действий, отношений. Игровая деятельность позволяет дошкольнику достичь полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому сообществу, в котором царит свободное общение равных. Игровую деятельность часто рассматривают в качестве самостоятельной деятельности дошкольников, которая происходит отдельно от взрослого. Однако иногда возникают ситуации, когда дети не в состоянии самостоятельно придумать себе привлекательную и интересную игру с четко осознанными правилами, и уж тем более – превратить данные правила в предмет своей игры. В ходе работы были выявлены особенности развития зрительномоторной координации у детей с нарушениями зрения. Было установлено, что так как зрительно – моторная координация формируется параллельно и на основе зрительного восприятия, у детей с нарушениями зрения двигательная сфера развивается иначе, чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности, так как нарушенное зрение не гарантирует ребенку нужный контроль над движениями. При этом у детей с нарушениями зрения наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательных функций глаза: неустойчивость фиксации взгляда, неритмичность движения глаз, нистагмовидные движения, нарушения прослеживающих функций, изменение амплитуды движения глазных яблок, некие ограничения в повороте глаз у деток с разной двигательной патологией затрудняет восприятие предметов и изображений. Анализ результатов диагностики показал, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения присутствуют нарушения статической координации, динамической координации и соразмерности движений, понижена скорость и сила движений, наличие синкинезий, недостаточно развиты произвольное внимание, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторная координация в системе «глаз – рука» и мелкая моторика рук. Таким образом, стала очевидным необходимость коррекционно-педагогического воздействия, посредством игр.
Читать дальше
1. Астапов, В. М. Дети с нарушениями развития [Текст] / В. М. Астапов. – Москва: Международная педагогическая академия, 2015. – 264 с. 2. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность [Текст] / Н.А. Бернштейн – Москва: Просвещение, 2010. – 182 с. 3. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва: Эксмо, 2010. – 108 с. 4. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – Москва: Просвещение, 2013. – 150 с. 5. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада [Текст] / Л. А. Венгер – М.: Просвещение, 2013. – 139 с. 6. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема [Текст] / О.С. Газман. – М.: 2014. – 140 с. 7. Жоков, В. П. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией [Текст] / В. П. Жоков. – Москва : Наука, 2009. – 152 8. Забрамная, С. Д. Методические рекомендации к пособию. «Практический материал для проведения психолого–педагогического обследования детей» [Текст] / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. – Москва: Владос, 2013 – 132 с. 9. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / М. М. Кольцова. – Москва: Педагогика, 2011. – 130 с. 10. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова – Москва: Академия, 2015. – 467 с. 11. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте [Текст] / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. 49 / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2005. – 144с. 12. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга [Текст] / А. Р. Лурия. – Москва: Просвещение, 2012. – 504 с. 13. Любина, Г. Рука развивает мозг [Текст] / Г. Любина // Ребенок в детском саду. – 2013 – №5 – С. 3–64. 14. Новоселова, С.Л. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений [Текст] / С.Л. Новоселова, Н.А. Реуцкая. – М. : Центр инноваций в педагогике, 2017. – 64 с. 15. Новоселова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст] / С.Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 2017. – 276 с. 16. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Г.М.Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – Москва: Академия, 2015. – 129 с. 17. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5–7–лет [Текст] / Е. Плутаева, П. Лосев // Дошкольное воспитание. – 2010 – №5 – С. 3–45. 18. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова // Дошкольное воспитание. – 2010. – №1 – С. 6–63. 19. Плаксина, Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: учеб. пособие [Текст] / Л. И. Плаксина. – Москва: РАОИКП, 2019. – 154 с. 20. Плаксина, Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования [Текст] / Л. И. Плаксина. – Москва: ВЛАДОС, 2011. – 118 с. 21. Плаксина, Л. И. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения [Текст] / Л. И. Плаксина. – Москва: ВЛАДОС, 2018. – 162 с. 22. Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения [Текст] / Л. И. Плаксина. – Москва: ВЛАДОС, 2018. – 325 с. 23. Рубинштейн, С. Я. Основы общей психологии [Текст] / С. Я. Рубинштейн. – Санкт–Петербург: Питер, 2011. – 320 с. 24. Сеченов И. М. Физиология нервной системы [Текст] / И. М. Сеченов – Москва: Просвещение, 2012. – 238 с. 25. Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / И. Светлова – Москва, «Олма–Пресс», 2014. – 140 с. 26. Свиредюк, Т. П. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими детьми дошкольного возраста [Текст] / Т. П. Свиредюк. – Киев : СТАНДАРТ, 2011. – 563 с. 27. Свиредюк, Л. И. Подготовка слабовидящих детей к школе [Текст] / Л. И. Свиредюк. – Киев : СТАНДАРТ, 2014. – 274 с. 28. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми [Текст] / В. И. Селиверстов. – Москва: Проспект, 2014 – 344 с. 29. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л. И. Солнцева. – Москва: «Полиграф сервис», 2000. – 126 с. 30. Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику [Текст] / Т. А. Ткаченко М.: «Эксмо», 2015. – 130 с. 31. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова. М., 2011. – 140 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ЛОКАЛЬНОЙ СЕТИ «ХОУМ КРЕДИТ ЭНД ФИНАНС БАНК»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Информатика
курсовая работа
Анализ факторов роста производительности труда работников предприятия ПАО «Ростелеком»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
53%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Бухгалтерский учет
курсовая работа
Методы математического моделирования
Количество страниц:
25
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Математические методы и моделирование
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image