ВВЕДЕНИЕ 3
ВЫВОДЫ 5
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПАМЯТИ КАК ОСНОВНОГО ПОЗНОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Современные представления о механизмах памяти 7
1.2. Особенности памяти в разные периоды детского возраста 12
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ НА ПРИМЕРЕ МОУ "ВОЙНОВО-ГОРСКАЯ ООШ" №23 19
2.1. Описание методики исследования и результатов по определению объема кратковременной памяти в группе исследования 19
2.2. Описание методики проведения и полученных результатов по определению зрительной памяти 23
Выводы по второй главе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Протокол исследования. Методика "10 слов" 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Протокол исследования. Методика "6 фигур" 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Протокол исследования. Методика "Пересказ рассказа" 39
Читать дальше
Изучение и измерение когнитивных процессов психики человека является важной частью современной психологии и педагогики. В рамках данной курсовой работы рассматриваются вопросы по изучению памяти современных детей подросткового возраста.
Л.С. Выготский говорит, что "память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении; с этой точки зрения память в моменты закрепления реакции и ее воспроизведения представляет собой деятельность в точном смысле этого слова" [3].
Изучив мнения исследователей по поводу развития памяти у детей в разные периоды детского возраста было отмечено, что в подростковом периоде происходят очень важные процессы, связанные с количественной и качественной перестройкой памяти. В работах Грачевой И. А. (2020г.) показано, что в этот период происходит активное развитие словесно-логической памяти (школьники средних и старших классов не просто механически заучивают учебный материал, а в процессе запоминания применяются логические операции). Так же параллельно происходит снижение и замедление развитие механической памяти и одновременный скачок опосредованной памяти [5].
В этот период у школьников появляется большое количество новых учебных предметов, каждый из которых преподается отдельным педагогом со своими требованиями. Поэтому каждому школьнику приходится гораздо больше учить, понимать и запоминать. На этом этапе возникают указанные проблемы и противоречия: с одной стороны идет возрастное улучшение словесно-логической и опосредованной памяти, но в тоже время происходит явное снижение механической. В результате чего учителя и родители современных школьников часто жалуются на плохую память детей и сами школьники замечают данную проблему. Подобные рода проблемы начинают сказываться на школьной успеваемости.
Воронин И. А. с со авт. исследуя проблемы вопросов развития памяти в подростковом возрасте, показали, что часто встречается опосредованное запоминание, которое может характеризоваться понятием "через слово", т. е. подростки часто выхватывают суть материала, не сосредотачиваясь на деталях [2, 5].
Не последнюю роль в механизмах процессов памяти играют бурные эмоциональные переживания подростков, их сознание полностью сконцентрировано на данных эмоциях. В работах Грачевой И.А. показано, что школьники средних и старших классов не могут управлять своей памятью полностью сконцентрировавшись на своих эмоциях и переживаниях. Обычно подобного рода состояния называют "рассеянностью". При этом подростки с легкостью могут запомнить, сохранить в памяти и воспроизвести ту информацию, которая им интересна и важна для них. Так же встречаются случаи, когда школьники отказываются запоминать информацию которая вызывает у них какие-либо трудности, требует приложения дополнительных усилий [2, 5].
Нами проведено исследование 32 школьников (18 мальчиков, 14 девочек) 7 класса Муниципального общеобразовательного учреждения Войново-Горская основной общеобразовательной школы № 23. Средний возраст ‒ 13,24 лет.
На первом этапе проводилась диагностика по определению объема кратковременной памяти в исследуемой группе. Была выбрана методика "10 слов", который широко применяется в психолого-педагогическом обследовании и направлен на определение особенностей механической памяти школьников, а так же тренированности механической памяти. С помощью данной методики судили об устойчивости и концентрации внимания школьников в исследуемой группе.
Второй этап дизайна исследования включал определение зрительной памяти у детей исследуемой группы. На этом этапе применялась методика "6 фигур" удобная для применения с небольшим числом детей.
Третий этап психолого-педагогической диагностики школьников подросткового возраста проводили с целью исследования смысловой памяти через определение понимания смысла и содержания рассказа по Методике "Пересказ рассказа".
Как показало наше исследование объем кратковременной памяти у 88% школьников достаточен, они показывали увеличение количества правильно названных слов на второй попытке. Средний показатель составил 4 повторений по группе.
Изучение кривой запоминания по группе показало незначительное ослабление внимания 9% детей, которые связаны с недавно перенесенным заболеванием и усердными тренировками в спортивной школе, у остальных детей все показатели были в пределах нормы.
Большинство детей 88% смогли воспроизвести все фигуры с первого раза в тестировании "6 фигур". При этом отмечено, что воспроизведение заданного порядка зрительных стимулов только у 25% было правильно с первого раза.
Уровень запоминания смысловой памяти в исследуемой группе оказался низким (65% детей получили 3 и 2 балла). Только 3% детей (1 ребенок) смогли запомнить и воспроизвести дословно полностью текст без наводящих вопросов экспериментатора. Большинству (85%) из опрошенных школьников потребовалось два повторения текста.
В двух ответах у детей из исследуемой группы были выявлены параграфии, что составило 6% от общего количества ответов, а также встретился один ответ с контаминацией, что составило 3%. Реверсий и конфабуляций в ответах исследовательской группы выявлено не было.
Проведенное исследование памяти у детей в подросткового возраста в ходе курсовой работы показало особенности мнемических способностей учеников средних классов, которые помогут учителям лучше ориентироваться в познавательных способностях их учеников, в потенциальных возможностях развития их личности, психологически и педагогически грамотно развивать мнемические способности учащихся подросткового возраста, что является необходимым условием индивидуализации учебно-воспитательного процесса и обеспечивает успешность дальнейшего школьного обучения.
Результаты проведенные в ходе выполнения курсовой работы показывают практическую значимость работы в психолого-педагогической диагностике детей подросткового возраста. Они показывают, что не все подростки способны запомнить одинаковое количество материала. Память у каждого школьника среднего класса развита по-разному и каждый воспринимает и кодирует информацию согласно возможностям своей памяти. Вопросы поднимающиеся в курсовой работе показывают актуальность дальнейшего исследования по данной тематике с набором большего количества участников исследования.
Читать дальше
1. Батуев А. С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем / А. С. Батуев - Санкт-Петербург : Лань, 2016. - 416 с.
2. Воронин И. А., Захаров И. М., Исматуллина В. И. Взаимосвязь между характеристиками индивидуального распределения времени ответа, интеллектом и рабочей памятью у подростков // Теоретическая и экспериментальная психология, 2017 г. - 4. - С. 57–69. : Т. 10.
3. Выготский Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский - Москва : Смысл; Эксмо, 2016. - 186 с.
4. Гнездилов Г. В. Возрастная психология и психология развития / Г. В. Гнездилов, Е. А. Кокорева, А. Б. Курдюмов - Москва : СГУ, 2018. - 204 с.
5. Грачева И. А. Особенности развития различных видов памяти у школьников в Республике Беларусь // Актуальные проблемы развития личности в современном обществе: Материалы Международной научно-практической конференции. Под редакцией Д.Я. Грибановой (Псков, 19–21 ноября 2020 г). - 1. - С. 105-109.
6. Дерябин Н. И. Стратегические приоритеты развития кибернетической медицины в информационном обществе XXI века // Россия: Тенденции и перспективы развития - Москва : Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2018 г. - 12 : Т. 1.
7. Ефремова Е.А. Богатырёва Ж.В. Где хранится память человека? // Современные наукоемкие технологии. - 2018 г. - Т. 7- В.- 2 – С. 183-184.
8. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 375 с.
9. Коломеец А. М. Цуман Н. А. Современные представления о памяти, способы ее развития и совершенствования // Современные представления о памяти, способы ее развития и совершенствования. - 2020 г. - Т. 2 С. 97 - 101.
10. Леонтьев А. Н. Логическая и механическая память / А. Н. Леонтьев - Москва : ЧеРо, 2020. - 626 с.
11. Лобаскова M.М. Комплекс методик для исследования познавательной сферы подростков c трудностями в обучении / M.М. Лобаскова, С.А. Коротаева - Ижевск : Издательский центр "Удмуртский университет", 2016. - 92 с.
12. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студентов высших учебных заведений / В. С. Мухина - М.: Издательский центр "Академия", 2019. - 618 с.
13. Петрова Д. А. Психологические особенности памяти подростка/ Д. А. Петрова, К. В. Соколова - Йошкар-Ола : Марийский государственный университет, 2020 г. - С. 288-289.
14. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович - М. : Академия, 2020. - 232 с.
15. Смирнов А. А. Произвольное и непроизвольное запоминание / А. А. Смирнов - Москва: ЧеРо, 2020. - С. 476-486.
16. Соколова К. В. Психологические особенности памяти подростка // Научный электронный журнал "Меридиан". - 2020 г. - №8, С. 1-5.
Читать дальше