Введение. 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания психологов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 6 1.1. Феномен эмоционального выгорания. 6 1.2. Причины и условия, вызывающие формирование эмоционального выгорания (внутренние условия и внешние причины). 14 1.3. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности психолога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 16 Глава 2. Постановка проблемы исследования и дизайн исследования. 22 2.1. Постановка проблемы, методологическая основа исследовательской части работы. 22 2.2. Разработка дизайна исследования. 23 2.3. Результаты исследования. 26 Выводы 42 Заключение. 45 Список литературы. 48

Особенности работы психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

курсовая работа
Психология
55 страниц
80% уникальность
2021 год
35 просмотров
Близнякова Я.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение. 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания психологов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 6 1.1. Феномен эмоционального выгорания. 6 1.2. Причины и условия, вызывающие формирование эмоционального выгорания (внутренние условия и внешние причины). 14 1.3. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности психолога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 16 Глава 2. Постановка проблемы исследования и дизайн исследования. 22 2.1. Постановка проблемы, методологическая основа исследовательской части работы. 22 2.2. Разработка дизайна исследования. 23 2.3. Результаты исследования. 26 Выводы 42 Заключение. 45 Список литературы. 48
Читать дальше
Актуальность. Проблема организации психолого–педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. В первую очередь, это обусловлено тем, что число новорожденных с проблемами здоровья за последнее время значительно увеличилось [3]. Согласно данным ЮНЕСКО, за 2015 год два миллиона российских детей имеют особенности в физическом и психологическом развитии. В психо–коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) необходимо осуществлять индивидуальный подход [45]. Особую значимость получает рассмотрение изменений эмоционального состояния психолога возникающих в результате перегрузок и стрессов ввиду интенсивной работы с большим количеством детей с ОВЗ, страдающих от самых различных личностных, физических и социальных проблем, что согласно представлениям современной психологии составляет сущность феномена «эмоционального выгорания» (Maslach, 1982 Pelman, Hartman, 1982) и является одной из разновидностей эмоционального стресса. Большую значимость и актуальность приобретает изучение взаимосвязи личностных характеристик психологов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их эмоционального выгорания с тем, чтобы выделить основные компоненты влияния выгорания на личность психолога.


Не нужно писать реферат самому. Гораздо проще купить реферат по философии. Мы сделаем реферат по всем требованиям вашего учебного заведения!


. Теоретико–методологической основой исследования являются работы по изучению феномена эмоционального выгорания как в трудах отечественных ученых, так и зарубежных (В.В. Бойко, 1996; В.Е. Орел, 1999; Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, 2009; Т.В. Муращенко, 2010; М. Burisch, 1984; С. Maslach, S.E. Jackson, 1982, 1986; A. Koustelios, 2001; M.–N. Vercambre et al., 2009). Также, работы о понятии, структуре синдрома эмоционального выгорания Бабановой С.А., Ермаковой Е.В., Кмить К.В., Митьчевой Т.И., Подсадного С.А., Пономаренко И.Л., Солощенко Е.А., Чутко Л.С. и др. Особенности эмоционального выгорания в педагогической деятельности изложены Андреевой Е.А., Борисовой А.А., Дубиницкой К.А., Икорским А.Л., Капитанец Е.Г., Куимовой М.В., Мизоновой О.В., Решетовой Т.В., Петренко Е.А., Усмановой М.Н. и др. Методическое обеспечение: 1. Тест «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (автор – В.В. Бойко); 2. Тест «Личностная шкала проявлений тревоги» (авторы – Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчина) 3. Тест «Личностный опросник для измерения эмоционального отношения к общению» (автор – Б. Д. Карвасарский) 4. «Тест агрессивности» (автор – Л.Г. Почебут) Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в определении взаимосвязи наличия эмоционального выгорания с чертами личности психолога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Практическая значимость исследования данной работы заключается в том, что выявленная взаимосвязь наличия эмоционального выгорания с чертами личности психолога, работающего с детьми с ОВЗ может быть основой для составления рекомендаций относительно регуляции уровня эмоционального выгорания с целью предоставления качественной профессиональной поддержки. Таким образом, цель исследования – изучить особенности эмоциональной сферы психологов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Объектом исследования является эмоциональная сфера личности. Предмет исследования: эмоциональная сфера психологов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Гипотеза исследования: существует взаимосвязь эмоционального выгорания с чертами личности психолога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья. База исследования: ГБОУ г. Москвы «Школы № 1321 «Ковчег» (111024, Российская Федерация, город Москва, внутригородская территория муниципальный округ Лефортово, Авиамоторная улица, дом 30А, корпус 1). Задачи: 1. Охарактеризовать феномен эмоционального выгорания. 2. Проанализировать причины возникновения явления профессионального выгорания у психологов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 3. Установить особенности эмоциональной сферы психологов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 4. Определить особенности эмоционально–личностной сферы психологов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, способствующие формированию эмоционального выгорания среди первых. Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, выводы, заключение, список использованной литературы.

Читать дальше
В процессе написания курсовой работы, нами были выполнены поставленные задачи и достигнута цель исследования. При детальном анализе литературы относительно темы нашего исследования, мы определили, что феномен эмоционального выгорания является многокомпонентным и включает в себя различные причины возникновения, разную симптоматику, а также протекает отдельными стадиями. Таким образом, явление эмоционального выгорания можно описать как нарастающее эмоциональное истощение, в следствии влияния на психику человека различных профессиональных факторов. Чаще всего, данный синдром проявляется у специалистов социальных профессий, которые требуют регулярного и постоянного общения с людьми, оказания непосредственной помощи различным категориям людей. Данный феномен характеризуется неопределённостью его структуры, а также структуры его симптомокомплекса. Данный синдром неизменно включает себя следующие компоненты: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Причин возникновения явления профессионального выгорания у психологов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья много. К ним можно отнести такие основные: необходимость постоянного повышения теоретической подготовленности психолога в следствии низкого уровня изученности проблемы развития и коррекции современных детей с ограниченными возможностями здоровья; высокий уровень интенсивности познавательной, мыслительной, аналитической деятельности; сильная перегруженность негативными эмоциями, обусловленными тяжестью заболеваний детей, переживаниями родителей; низкая динамика развития, либо зачастую ее отсутствие в состоянии или психологическом статусе ребенка; неопределенность прогноза развития и трудности оценки результативности профессиональной деятельности. Кроме того, к причинам возникновения данного явления можно отнести большое количество документации, которую оформляет психолог в процессе профессиональной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Высокий уровень нагрузки и низкий уровень скорости результативности приводят к нарушениям в эмоциональной сфере психолога. В процессе написания курсового исследования нами были установлены следующие особенности эмоциональной сферы психологов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья: высокий уровень эмоциональной реактивности, что означает высокий уровень эмоционального отклика на внешние раздражители, а в частности сложности в профессиональной сфере Данные специалисты отличаются высоким уровнем эмоциональности. К особенностям эмоционально–личностной сферы психологов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, способствующих формированию эмоционального выгорания среди первых относятся стремление оказать максимально возможную психологическую помощь и поддержку, высокий уровень тревожности, высокий уровень невротизации, эмоциональное истощение, усталость. Цель исследования была достигнута. Нами были подробно изучены особенности эмоциональной сферы психологов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В процессе исследования подтвердилась теоретическая гипотеза о том, что психологическим механизмом возникновения явления эмоционального выгорания психолога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются особенности его эмоциональной сферы. По результатам эмпирического исследования, описанного во второй главе данной исследовательской работы, гипотеза исследовательской работы подтвердилась путём проведения эксперимента. Исходя из полученных данных, нами установлено, что действительно существующет взаимосвязь наличия эмоционального выгорания с чертами личности психолога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данная взаимосвязь заключается в следующем: уровень психологического благополучия у психологов ниже, уровень тревожности и агрессивности выше, чем у психологов, работающих с нормотипичными детьми. У психологов, работающих с детьми ограниченными возможностями здоровья значительно выше желание отстраниться от людей, а также нарушения в развитии эмпатических способностей. Психологи, работающие с детьми с ограниченными возможностями, имеют более высокий уровень стресса. Однако, их стрессоустойчивость также находится на порядок выше, нежели у психологов, работающих с детьми, у которых отсутствуют особенности развития.
Читать дальше
1. Аввакумова Е. И. Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. – 2017. – №25. – С. 274-277 2. Агавелян, P.O. Социально–перцептивные процессы личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности: дисс. … докт. психол. наук. – Н., 2000. 405 с. 3. Акатов, Л. И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. – М.: Просвещение, 2004. – 276 с. 4. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. – М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. – 123 с. 5. Анохин П.К. Эмоции. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. – М.: Наука, 1978. – 399 с. 6. Андреева Т.В. Психология современной семьи: монография. – Спб.: Речь, 2005. – 436 с. 7. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. – 1994. – Т.15. – № 1. – С. 3-16. 8. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.: МГУ, 1984. – 104 с. 9. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания // Вестник МГУ. – 1995. – Серия 14. – № 1. – С. 54–55 10. Барабанщикова В.В. Профессиональные деформации в профессиях инновационной сферы: дисс ... докт. психол. наук. – М., 2016. – 21 с. 11. Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. – Вып.2. – К.: Литера–принт, 2009. – 237 с. 12. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с. 13. Беребин, М.А. Факторы риска психической дезадаптации и ее распространенность у педагогов общеобразовательных школ: дисс ... канд. психол. наук. – СПб., 1996. – 202 с. 14. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения: методическое пособие. СПб.: Академиздат, 1998. – 286 с. 15. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер, 1999. – 382 с. 16. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М.: Наука, 1996. – 472 с. 17. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально–психологический климат коллектива и личность. – М.: Мысль, 1983. – 208 с. 18. Большой психологический словарь / [сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко]. – СПб.: Прайм–Еврознак, 2003. – 560 с. 19. Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – Изд. 3–е, испр. и доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 336 с. 20. Бузовкина Н.Ю. Синдром эмоционального выгорания у психологов, оказывающих экстренную и продолжительную психологическую помощь // Вестник Башкирского университета. – 2008. – Т.13. – №4. – С. 1100–1102 21. Величковская С.Б. Проблема развития профессионального «выгорания». Синдром «выгорания» у преподавателей иностранного языка // Психологические и педагогические проблемы развития образования. Вестник МГЛУ. – 2004. – № 484. – М.: Изд–во МГЛУ – С. 1035-1047. 22. Вишняков А.И., Карымова О.С. К вопросу о ценности семьи (на примере студентов) // Журнал фундаментальные исследования. – 2014. – № 3-4. – С. 2-4. 23. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Стратегии и модели преодолевающего поведения. Практикум по психологии менеджмента. – СПб.: Речь, 2003. – 448 с. 24. Водопьянова Н.Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления // Психология здоровья. Сб. научных трудов. – 2003. – СПб. – С. 13. 25. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с. 26. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья. Сб. научных трудов. – 2000. – СПб. – С. 443–463 с. 27. Водопьянова Н.Е., Ковальчук Н.С. Исследования профессиональных деформаций представителей профессий, относящихся к типу «человек–человек»: дипломное исследование. – СПб., 1998. – 154 с. 28. Водопьянова Н.Е., Серебрякова А.Б., Старченкова Е.С. Синдром психического выгорания в управленческой деятельности // Вестник СПбГУ. – 1997. – Серия 6. – Вып. 2. – № 13. – С. 120–132. 29. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. «Психическое выгорание» и качество жизни // Психологические проблемы самореализации личности. Сборник научных трудов. – 2002. – СПб. – С. 424. 30. Винивидова Е. П. Структура семейных ценностей молодых супругов // Журнал интеграция образования. – 2008. – № 2. – С. 1-5. 31. Гнедова С.Б. Особенности синдрома «эмоционального выгорания» у специалистов коррекционно–развивающего обучения // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике). – Курск: Изд–во КГУ, 2011. – С. 35–38. 32. Грановская P.M. Элементы практической психологии. – СПб.: ЛГУ, 2003. – 651 с. 33. Гринберг Д. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2002. – 238 с. 34. Девятых С.Ю. Семейные ценности и родительские ориентации юношей и девушек: анализ гендерных различий. – М.: РИВШ, 2007. – 164 с. 35. Дементьева И.Ф. Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье // Вестник РУДН. – 2004. – № 6-7. – С. 150-160. 36. Дерманова И.Б. Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор, адаптация Т.А.Немчина) / Диагностика эмоционально–нравственного развития. – СПб.: Речь, 2002. – 248 с. 37. Дружинин, В. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с. 38. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политздат, 1986. – 224 с. 39. Зыкова Н.Ю. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деформации педагогов–психологов, работающих с детьми с особенностями в развитии // Вестник ВИРО. – 2019. – №3. – С.138-144. 40. Изард К.Е. Эмоции человека. М.: Московский университет, 1980 – 44 с. 41. Исследовательский центр «Инноченти» Поощрение прав детей с ограниченными возможностями // Дайджест «Инночети» № 13. – М.: ЮНИСЕФ, 2008. – 80 с. 42. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. – С.: СИОКПП, 2001. – 119 с. 43. Карташова Т. Е. Мотивация вступления в брак современной молодежи // Ученые записки Санкт–Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2008. – № 1. – С.132-136. 44. Лапин Н.И., Беляева Л.А., Наумова Н.Ф., Здравомыслов А.Г. Динамика ценностей населения реформируемой России. – М.: Едиториал УРСС, 1996. – 224 с. 45. Макарова Г. А. Синдром эмоционального выгорания. – М.: Просвещение, 2009. – 432 с. 46. Медико–правовой портал. Классификация основных видов нарушений функций организма при установлении инвалидности. [Электронный ресурс] : Научно–методический электронный журнал «Концепт». – Режим доступа: http://103–law.org.ua/ (дата обращения: 10.07.2021). 47. Митина, Л.М. Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М.: Флинта, 2001. – 144 с. 48. Орел, В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование // Психологический журнал. – М.: Наука, 2001. – Т.20. – № 1. – С. 16-21. 49. Пайнс. Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 528 с. 50. Петрова Е.Э. Специфика организации инклюзивного образования в общеобразовательной школе. Методическое пособие для директоров ОУ, педагогов, психологов, коррекционных педагогов. – Н.: НИПКиПРО, 2009. – 128 с. 51. Полякова О. Б. Профессиональные деформации личности. Понятие, структура, диагностика, особенности. – М.: НОУ ВПО Московский психолого–социальный университет, 2013. – 425 с. 52. Почебут Л. Г. Кросс–культурная и этническая психология. – СПб.: Питер, 2012. – 336 c. 53. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – С.: БАХРАХ, 1998. – 672 с. 54. Самоукина, Н.В. Синдром профессионального выгорания. Управление персоналом, российский опыт. – М.: МГУ, 2000. – 236 с. 55. Сатир. В. Психотерапия семьи. – СПБ: Институт общегуманитарных исследований, 2018. – 254 с. 56. Султанова А. В. Социально–психологические особенности супружеской совместимости и благополучия в брачных отношениях: дисс. … канд. псих. наук. – Спб., 2008. – 279 с. 57. Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sfri.ru/ (дата обращения 9.07.2021) 58. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273–ФЗ от 1 сентября 2013 года с изменениями 2017 года: [фед. закон: принят Гос. Думой 29 декабря 2012 г. 59. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – М.: Школа–Пресс, 1994. – № 6. – С. 57 – 63. 60. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. 4–е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 672 с. 61. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. – М: Аспект-пресс., 1999. С. 501. 62. Christina Maslach, Wilmar B. Schaufeli, Michael P. Leiter. Job Burnout (англ.) // Annual Review of Psychology. – 2001.– P. 397–422 63. Herbert J. Freudenberger[en]. Staff burn–out (англ.) // Journal of Social Issues[en]. – 1974. – P. 159–165  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Развивающая предметно-пространственная среда как средство формирования знаний о растительном мире у детей старшего дошкольного возраста
Количество страниц:
45
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Дошкольная педагогика
курсовая работа
Культура диалога в политическом конфликте
Количество страниц:
26
Оригинальность:
55%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
курсовая работа
Психологические аспекты влияния творческой деятельности на формирование личности
Количество страниц:
45
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image