Хотите узнать стоимость докторской диссертации в Тюмени ? Заходите на Work5.
Природа оставляет в сознании дошкольника знания, основанные на чувственном опыте. Ребенок. получая эмоциональные впечатления о растительном мире, накапливает знания о различных формах жизни, закладывая основы экологического воспитания. Способствует формированию характера и личности, в целом. Педагоги, воспитатели дошкольных учреждений чаще всего описывают предметно-пространственную развивающую среду с организационной и развивающей точек зрения. Среда для развития субъекта должна быть достаточно взаимосвязанной, чтобы ребенок, переходя от одного вида деятельности к другому, воспринимал их как взаимосвязанные моменты жизни, при этом будучи достаточно гибкими и управляемыми как для ребенка, так и со стороны воспитателя. Развивающая предметно-пространственная среда содержит социокультурные и природные профессиональные ресурсы, обеспечивающие развитие различных видов детской деятельности. Грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда позволяет дошкольникам познать неразрывную и наиболее общую связь живого организма с внешней средой; обеспечивают морфологическую и функциональную адаптацию к определенным элементам окружающей среды, развивает навыки наблюдения за растениями, их ростом, развитием и условиями. Поэтому организация и внедрение в образовательный процесс пространственно-предметной среды является одним из условий успешного решения задач экологического воспитания в целом, и улучшения знаний о растительном мире, в частности. В психолого-педагогической литературе вопросы экологического образования, знаний дошкольников о растительном мире рассмотрены с различных сторон. Так, в исследовании И.Н. Антипенко рассмотрены современные подходы экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Труды О.А. Воронкевич, С.А.Суркиной, О.А. Соломенниковой и др. посвящены современным технологиям экологического образования дошкольников, анализу эффективных подходов к ознакомлению с природой в детском саду. Согласно исследованиям, экологическая среда в детском саду – это прежде всего специфическое, отдельно взятое животное и растение, которые постоянно живут в объекте и находятся под присмотром взрослых и детей. Природа, растительный мир рассматриваются как источник духовного обогащения, при грамотном построении образовательной концепции таит в себе большой потенциал для всестороннего развития личности. Влияние развивающей предметно-пространственной среды на формирование знаний о растительном мире у детей старшего дошкольного возраста исследовано в работах Барышниковой Е. В., Г.Н.Кобель, А.М.Сумароковой и др. В исследованиях отмечается, что развивающей является, среда, которая способствует творческой познавательной деятельности, эколого-эстетическому воспитанию, экологически грамотному поведению ребенка. Отмечается, что создавая предметно-развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении необходимо создавать условия для формирования нравственных качеств ребенка, познавательно-речевого развития, эстетического воспитания, оздоровления ребенка. Исследователи рекомендуют создавать живые уголки, зеленые комнаты, кабинеты природы и др. Цель исследования – выявление влияния развивающей предметно-пространственной среды на формирование знаний о растительном мире у детей старшего дошкольного возраста. Выполнение данной цели предполагает решение следующих задач: – проанализировать подходы к особенностям формирования знаний о растительном мире у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе; – исследовать понятие развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, принципы и требования к ее организации; – описать возможности развивающей предметно-пространственной среды для формирования знаний о растительном мире у детей 5-6 лет; – описать констатирующий этап эмпирического эксперимента, его цель, задачи, характеристику методов исследования; – выявить результаты констатирующего этапа эксперимента; – описать цель, задачи, методику формирующего эксперимента эмпирического эксперимента; – выявить результаты контрольного этапа эксперимента. Предметом исследования выступают знания о растительном мире у детей старшего дошкольного возраста Объектом – процесс формирования знаний о растительном мире у детей старшего дошкольного возраста посредством влияния развивающей предметно-пространственной среды. Гипотеза исследования: развивающая предметно-пространственная среда является средством эффективного формирования знаний о растительном мире у детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования заключается в том, что обобщен большое количество научной литературы по выбранной проблеме, исследованы вопросы формирования знаний о растительном мире у старших дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды, разработана программа эмпирического эксперимента, предложена программа «Развитие познавательного интереса у детей к природе и растительному миру посредством использования предметно-пространственной среды родного края». Для достижения поставленной цели и решения поставленных задач использовалась совокупность следующих методов исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, психодиагностика с использованием соответствующих методик, статистическая обработка данных. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения, списка использованных источников, приложения.