Стремясь к значимому устойчивому развитию и инвестируя в сохранение и возмещение ущерба окружающей среде, нанесенного десятилетиями пренебрежения, необходимо лучше изучить и понять роль международного сотрудничества и почему человеческие ценности, и этика занимают центральное место в этой дискуссии.
Ключевым ингредиентом для создания пути устойчивого развития должно стать существенное укрепление существующих механизмов международного сотрудничества, которые оказались недостаточными для решения глобальных проблем, с которыми сталкиваются люди. Процесс глобализации разворачивается в отсутствие эквивалентных международных институтов, которые поддерживали бы его и использовали его потенциал во благо. Например, нет глобального экологического органа. Политика в отношении изменения климата осуществляется с помощью специальных подходов, включающих элементы международного сотрудничества, добровольного соблюдения и больших доз надежды. В отсутствие органа, обладающего юрисдикцией над глобальной окружающей средой с соответствующими правоприменительными полномочиями, международное сообщество де-факто отказалось от управления мировой окружающей средой на волю случая и действий благонамеренных государств. Даже Парижское соглашение 2015 года, объединяющее 175 стран, обещающих сократить выбросы, в случае его полной реализации не предотвратит потепление, превышающее 2 ° C, пороговое значение, признанное климатологами необходимым для предотвращения «потенциально разрушительных последствий».
Независимо от того, сосредотачивается ли внимание на изменении климата или других глобальных проблемах, факт остается фактом: основные планетарные проблемы игнорируются, потому что нет достаточно сильных механизмов и институтов, чтобы справиться с ними.
Эффективные, заслуживающие доверия механизмы международного сотрудничества, которые воспринимаются как законные и способные действовать от имени интересов человечества, а не интересов определенной группы стран, имеют важное значение, если мир хочет решить проблему нанесения ударов по правильный баланс между заботой об окружающей среде и политикой, которая должна лежать в основе такой заботы, с одной стороны, и необходимостью обеспечить, чтобы мировая экономика развивалась таким образом, чтобы открывались возможности для всех, особенно для бедных и обездоленных, с другой.
Остается открытым вопрос, способна ли существующая система суверенных национальных государств достичь такого уровня сотрудничества, или такая система потребует более фундаментальной реструктуризации, предусматривающей более высокий уровень национальной подотчетности для обеспечения результатов, которые будут лучше служить нынешнему и будущим поколениям.
Наконец, ни одна стратегия, направленная на формирование пути устойчивого развития, не будет полной без фундаментального переосмысления человеческих ценностей, которые во многом определяли процесс развития в прошлом веке. Значительный объем академических исследований, проведенных в последние годы, посвящен вопросу о взаимосвязи между ростом дохода и человеческим счастьем. Сам вопрос мог показаться немного странным пару десятилетий назад, когда экономисты из академических кругов и политики в правительстве и международных финансовых организациях более или менее принимали как символ веры, что более высокие темпы роста и доходов всегда были бы желательны и повысят благосостояние людей.
Однако некоторые идеи способствовали постепенному изменению точки зрения. Во-первых, осознание того, что, какими бы полезными ни были несколько десятилетий устойчивого послевоенного экономического роста в повышении уровня жизни, мировая экономика начинает сталкиваться с экологическими ограничениями, которые можно реально измерить.
Первое, по сути, является количественным понятием, которое отражает расширение масштабов экономической системы, а второе относится к качественным изменениям в этой системе и в ее отношениях с окружающей средой и другими аспектами жизни в сообществе. При правильном понимании экономика должна меньше заботиться о том, как добавить к физическому измерению экономической системы, и больше о долгосрочном благосостоянии сообщества, чьим интересам эта «система» в итоге призвана служить. При разработке режимов охраны окружающей среды и ресурсов, которые уравновешивают потребности развития и экологические требования Дальнего Востока России, российское правительство и региональные администрации должны принять «устойчивое развитие» в качестве основной цели региона. В этой связи особенно поучительна недавняя дискуссия между министрами окружающей среды стран-участниц АТЭС.
В марте 1994 года министры окружающей среды стран-участниц АТЭС опубликовали «Заявление о видении окружающей среды АТЭС». Заявление включало «Рамки принципов интеграции экономики и окружающей среды в АТЭС». Хотя обсуждение принципов в этой структуре выходит за рамки данной работы, можно завершить ее, предложив некоторые идеи, соответствующие этим принципам, которые могут быть учтены при разработке режимов охраны окружающей среды и ресурсов на Дальнем Востоке России.
1. Любое иностранное участие в промышленных проектах или проектах по освоению ресурсов должно быть обусловлено подготовкой оценки воздействия на окружающую среду и плана борьбы с загрязнением. Если у российских участников международных совместных предприятий нет финансовых ресурсов или технических возможностей для выполнения таких требований, от иностранных участников следует потребовать внести свои собственные ресурсы. Такие взносы следует учитывать при определении налоговых ставок, условий репатриации капитала и прибыли и других условий, влияющих на рассматриваемые совместные предприятия.
2. Иностранные стороны, планирующие участвовать в промышленных проектах или проектах по освоению ресурсов, должны быть обязаны подтверждать свою экологическую надежность путем документального подтверждения удовлетворительных экологических показателей в своих странах. Если экологические стандарты, которые они поддерживают дома, более строгие, чем те, которые требуются для российских предприятий местным законодательством, то следует поощрять иностранные предприятия применять более строгие стандарты. Если стоимость содержания выше местных стандартов чрезмерно высока, российские, региональные и местные власти должны предоставить дополнительные стимулы, такие как более низкие налоги, более низкая арендная плата, более высокие ставки репатриации капитала и прибыли и т. д.
3. Частные российские и иностранные кредитные организации, которые предоставляют займы, кредиты и другую поддержку экологически безопасным проектам развития, должны получить благоприятные гарантии и другую защиту от своих соответствующих правительств.
4. Любое иностранное предприятие, которое планирует экспортировать или импортировать природные ресурсы с Дальнего Востока России, в сыром или полуфабрикатном виде, должно получить от региональных и местных властей сертификат экологической пригодности для своей деятельности по освоению ресурсов в регионе, как и его местные деловые партнеры.
До тех пор, пока Россия не станет членом АТЭС, международное сотрудничество должно осуществляться на неправительственном уровне, чтобы способствовать в итоге принятию Россией правил и принципов, совместимых с теми, которые будут определять и направлять будущие усилия по устойчивому развитию в странах АТЭС. В конце концов, согласованность с АТЭС может стать требованием для членства России в форуме.