Уверенность в себе можно охарактеризовать как оценивание человеком себя самого, своих умений, навыков, способностей, то есть всего того, что помогает в достижении поставленных целей и удовлетворении потребностей.
В результате проведенного исследования было выявлено, что в отношении к себе и мужчины, и женщины склонны ориентироваться как на уровень своих достижений, так и на веру в свои силы и способности, доверие к себе. Вопрос самоопределения, самоактуализации, потребности в самоуважении остро стоит вне зависимости от возраста и гендерной принадлежности.
До 25 молодые люди остаются потерянными неспособными расставить приоритеты в жизни, им необходимо на пути к самоактуализации поставить конкретные задачи и спроектировать пошагово пути их воплощения. Как выявило исследование в этом возрасте обостряется ощущение социальной изоляции, особенно у женщин, в этом случае психологи рекомендуют не сравнивать себя с другими, так как соцсети, транслируют только успешную сторону жизни, суперспособность жить успешно и нужно уметь противостоять навязанным стереотипам общества. Здесь поможет переоценка ценностей и начало новых стартов и начинаний.
30-летние согласно результатам исследования неизбежно находятся в поиске идеала, модели для подражания, а мужчины стараются отрицать все общепринятые нормы, которым не могут соответствовать.
Возрастные границы кризиса среднего возраста весьма размыты, потому что зависят от перечня факторов – например, финансового положения, карьерных достижений, состояния личной жизни, наличия увлечений, и других социокультурных факторов.
Женщины 30 лет склонны к убеждению в том, что счастливая жизнь – обязательно материально и социально успешная; необходимость активного освоения в первой половине жизни социальных ролей (жены, матери). У женщин с возрастом наблюдается снижение стратегии самоподавления (самоотрицания) на 20% и на те же 20% повышается стратегия конструктивного самоутверждения. У мужчин же с увеличением возраста увеличивается стратегия доминирования как стратегия компенсации гиперпотребности в самоутверждении на 10%.
В 40 лет женщины оглядываются назад и всеми силами пытаются наверстать упущенное. Для большинства людей этого возраста слишком многое остается непережитым — часто даже возможности, которые они не смогли бы реализовать при всем желании, — и, таким образом, они переступают через порог старости с неудовлетворенными притязаниями. По словам К.Юнга, «целенаправленная жизнь в целом лучше, богаче, здоровее, чем бесцельная, и что лучше идти вперед вместе со временем, чем назад против времени».
С 50 лет диагностика показала снижение уверенности в себе у женщин, что обусловлено возрастными изменениями внешности и ощущения привлекательности. Мужчины также теряют уверенность в себе чаще из-за проявления эйджизма – дискриминации по возрастному признаку.
Происходящие на уровне физиологии перемены у женщин начинается менопауза, которая связана как с сильной гормональной, так и с психологической перестройкой напрямую влияет на эмоциональное состояние, нестабильность, которую выявили в ходе диагностических мероприятий. Мужчины также переживают андропаузу, когда происходит снижение тестостерона в крови, что отражается на уверенности мужчины в себе.
Повышенная тревожность обоих полов, которая вывлена, может привести к депрессивным расстройствам. Чаще таким расстройствам подвержены именно мужчины в 30 - 40 лет. В этот период им важна помощь специалистов, которые поспособствуют реализации внутренних ресурсов: раскрыть новые возможности, чтобы заново радоваться жизни и воспринимать ее позитивно, бескорыстно принимать себя и окружающий мир.
Цель исследования изучение и сравнительный анализ возрастных особенностей уверенности мужчин и женщин была достигнута, через решение следующих задач работы:
– изучена социально-психологическая литература по проблеме исследования;
– подобран диагностический инструментарий, необходимый для исследования возрастных особенностей уверенности мужчин и женщин;
– проведено эмпирическое исследование возрастных особенностей уверенности мужчин и женщин;
– обработаны результаты и проведен сравнительный анализ полученных данных.
Одна из их психологических характеристик для развития младших подростков как личности - развитие адекватной самооценки на этом этапе взросления.
Современный этап развития российского общества носит кризисный характер, характеризуется резкой нестабильностью, деструктивными изменениями во всех сферах жизни и наличием противоречий.
Резкие изменения в обществе, произошедшие за последнее десятилетие, привели к изменению социальной ситуации. Это способствует росту эмоционального напряжения и увеличению риска социальной и психологической дезадаптации населения, в том числе детей.
Самоуважение - один из важнейших факторов, определяющих личность человека. Это создает у человека потребность соответствовать не только уровню своих собратьев, но и уровню его собственных личных оценок. Правильно сформированное чувство собственного достоинства выступает не только как самопознание, не как сумма индивидуальных характеристик, но как определенное отношение к себе, которое предполагает осознание личности как некоего устойчивого объекта.
Важность формирования у детей самооценки обусловлена тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль социально значимой деятельности личности, что предполагает его высокий уровень осведомленности и аккуратности как в отношении самосознания других людей и самого себя. Можно выделить основные направления в определении понимания самооценки и обобщить осознанные представления о природе самооценки во внешней и внутренней психологии. Изучение самооценки возможно в структуре личности, в структуре самосознания, в структуре деятельности. Самоуважение - это аффективная оценка самооценки человека, которая может иметь различную интенсивность, поскольку характеристики «самооценки» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Самоуважение - самый сложный компонент самооценки, особенно у младших подростков старшего возраста. Оценочные влияния учителей, родителей и сверстников являются основными факторами, влияющими на формирование самооценки. Ребенок начинает предугадывать результат и оценку взрослого с учетом последовательности его действий. Они осознают специфику своего поведения и используют их в рамках общепризнанных норм и правил как меры для оценки себя и других. Детям этого возраста свойственна высокая самооценка, но есть и низкая самооценка, причинами которой могут быть: объективные недостатки внешности; Сбой в деятельности, в общении; опасность отчуждения (родительская неприязнь). Проблемными областями для повышения самооценки подростков являются чувство собственного достоинства, принятие себя и личный интерес. Есть поведенческие черты, такие как враждебность, подозрительность, негодование, изоляция, уступчивость, то есть социально нежелательные черты.
У подростков с разумной самооценкой следующие черты: ответственность, сострадание, доброжелательность, активность, отзывчивость и незаинтересованность, то есть социально признанные качества. 57% проявили адекватную самооценку. 37% подростков имели недостаточную завышенную самооценку, а 6% - недостаточную недооценку. Таким образом, мы можем сделать вывод, что существует проблема развития самооценки в подростковом возрасте и что ее необходимо оптимизировать в образовательном учреждении с использованием традиционных и инновационных средств. Обязательным условием реализации программы является сложность, целостность, регулярность и регулярность мероприятий, входящих в ее состав.
Гипотеза исследования: предположение о том, что в возрастных особенностях уверенности у мужчин и женщин существуют различия нашла свое подтверждение.