Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирование универсальных учебных действий обучающихся на уровне среднего общего образования 6
1.1 Анализ понятия «Универсальные учебные действия» в научно-педагогической литературе 6
1.2 Методики обучения в основной школе, направленные на развитие универсальных учебных действий 9
общего образования; 9
Глава 2. Оптыно – экспериментальное исследование формирование универсальных учебных действий обучающихся на уровне среднего общего образования 12
2.1 Диагностика уровня развития универсальных учебных действий 12
2.2 Программа по развития УУД обучающихся на уровне среднего общего образования 16
Заключение 21
Список источников 23
Приложение 25
Читать дальше
Программа развития универсальных учебных действий (далее – программа развития УУД, УУД) сформирована в соответствии федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) и содержит значимую информацию о характеристиках, функциях и способах оценивания УУД на уровне среднего общего образования, а также описание особенностей, направлений и условий реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал требования к современной школе (Послание Федеральному собранию, 5 ноября 2008 г.). Система оценки новой школы должна быть существенно дополнена и уточнена с учётом «перехода от констатирующей оценки к формирующей, программирующей саморазвитие ученика, педагога, школы..
При выполнении работы была подобрана и проанализирована литература, раскрывающая сущность самообразовательной компетенции УУД.
Рассмотрев теоретические основы развития универсальных учебных действий в основной школе, мы пришли к следующим выводам: Развитие личности в процессе обучения обеспечивается, прежде всего, через формирование УУД, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Согласно ФГОС, в результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы должны быть сформированы познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные учебные действия, которые позволяют должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Организация учебного сотрудничества, постановка проблемного обучения, проектно-исследовательская деятельность, продуктивное чтение, проведение дискуссий и тренингов является существенными условиями формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Были рассмотрены виды и подходы к определению понятия «универсальные учебные действия». Изучена литература по проблеме исследования и создано электронное пособие по информатике. Диагностика «умения учится» на констатирующем этапе показала, что у учащихся недостаточно сформирована способность к самообразованию.
Таким образом, необходимость решения проблемы развитие УУД заставляет возвращаться к вопросам организации самостоятельной работы учащихся, ее совершенствованию «умений учится».
Что еще раз доказывает необходимость целенаправленного развития универсальных учебных действий.
Рассмотрев процесс развития УУД школьников можно сделать вывод о том, что достижение высокого уровня развития универсальных учебных действий учащихся невозможно без прочных знаний по теме и высокого уровня развития мыслительных операций. Поэтому необходимо планирование работы по достижению учащимися высокого уровня образованности.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель нашей работы достигнута
Читать дальше
1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
2. .Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12. 2010 № 1897.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 № 373.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014, 31.12.2015, 29.06.2017).
6. Бабчук, Е.Н. Навигатор для учителя на пути внедрения ФГОС нового поколения. Особенности организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на ступени основного образования. Методические рекомендации для учителя / Е.Н. Бабчук, Н.Ю. Каравайцева, О.Н. Крылова, Л.П. Писанка / под общ. ред. О.Н. Крыловой. – СПб.: ЛЕМА, 2012. – 51 с.
7. Воровщиков, С. Г. Универсальные учебные действия: внутришкольная система формирования и развития / С. Г. Воровщиков, Д. В. Татьянченко, Е. В. Орлова. – М.: Перспектива, 2014. – 240 с.
8. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1985. – 45 с. 74 75
9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурмистрова, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2010.
10. Кириллова, Г.Д. Процесс развивающего обучения как целостная система / Г.Д. Кириллова. – СПб.: Образование, 1996.
11. Кириллова Г.Д. Теория обучения. Курс лекций / Г.Д. Кириллова. – СПб.: ЛГОУ, 2001.
12. Кириллова, Г.Д. Развивающее обучение как основа формирования у школьников познавательных универсальных учебных действий / Г.Д. Кириллова, М.И. Морозова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. Серия: Педагогика. – 2015. – Т. 3. – № 4. – С. 31-37.
13. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный): для уч-ся, студ., аспир., учителей и преп. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: МарТ, 2005. – 176 с.
14. Морозова, М.И. Возможности развивающего обучения в решении проблемы последовательности и преемственности формирования познавательных универсальных учебных действий / М.И. Морозова, В.В. Штерн // XX Царскосельские чтения: Междунар. науч. конф. 20-21 апреля 2016 г. – СПб.: ЛГУ, 2016. – С. 103–107.
15. Морозова, М.И. Организация проектной деятельности школьников как технологическая и этическая проблема / М.И. Морозова // XXI Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. 25–26 апреля 2017 г. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. – С. 59–62.
16. Усова, А. В. Формирование у учащихся учебных умений / А.В. Усова, А.А. Боброва. – М.: Знание, 1987. – 80 с.
Читать дальше