Выполним написание диссертации на заказ в Новосибирске в короткие сроки.
Так формирование здорового образа жизни и бережного отношения к своему здоровью обозначено в «Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2024 г.» [45]. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указано формирование у младших школьников установки на здоровый образ жизни (далее ЗОЖ), развитие у них самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, личностных смыслов деятельности [56]. Это обусловливает внимание педагогов к использованию таких средств и методов обучения и воспитания учеников, которые будут способствовать становлению у них не только теоретических и практических знаний о здоровье и здоровом образе жизни, но и ценностных установок, личностных смыслов, самоопределения в значимости ведения здорового образа жизни. Именно в процессе осуществления самоопределения формируется личность школьника, его устойчивые потребности и интересы, т.к. оно составляет особый вид действий, которые направлены на себя и свою жизнь. При этом происходит выбор и формирование человеком жизненной позиции, на основании которой в дальнейшем он принимает решения в конкретных жизненных ситуациях, в том числе и в отношении себя самого (саморефлексия) и своего здоровья [34]. Таким образом, сохранение здорового образа жизни младшего школьника в настоящее время является важной задачей не только для родителей, но и для педагогов. Необходимо учитывать также тот факт, что знания о ЗОЖ и соответствующем поведении учащиеся часто получают преимущественно от учителей в период обучения в школе. Однако современные подходы к формированию навыков его ведения в образовательной практике часто формальны, педагогами не осознается важность их формирования, а также их роль в жизни ребенка. В результате у младших школьников отсутствуют элементарные знания о значимости и личностном смысле соблюдения режима дня, питания, гигиены, у многих не сформирована ценность здорового образа жизни и т.д. Важную роль при этом имеет использование методов, которые позволяют основываться в первую очередь на интересах детей, предоставляют им возможность самостоятельно проявлять жизненную активность на основе собственных смыслов деятельности. Такие методы стали чаще использоваться в современном образовательном процессе. К ним относится образовательная ситуация. Ее сущность заключается в создании противоречий «между имеющимися знаниями обучающегося и новыми для него фактами, явлениями, для объяснения которых ему прежних знаний недостаточно» [24, с. 143]. При формировании здорового образа жизни также следует исходить из интересов детей, организовывая образовательную деятельность так, чтобы дать ребенку возможность проявить себя, самому сделать выбор способов жизнедеятельности. Значимым средством становления у младших школьников конкретной позиции относительно своего образа жизни является образовательная ситуация. При самоопределении в здоровом образе жизни образовательная ситуация имеет большое значение, как один из наиболее эффективных способов ориентации младшего школьника на получение ценностей, определяющих содержание жизненной установки в отношении здорового образа жизни. При применении образовательной ситуации, кроме того, учитываются возрастные особенности младшего школьника, состоящие в индивидуальном наборе знаний о здоровом образе жизни и потребности в них, а также наиболее эффективные в этом возрасте способы и методы образования. Однако отмечаем, что в процессе формирования самоопределения в ЗОЖ образовательные ситуации используются недостаточно, следовательно, не в полной мере учитывается индивидуальность школьника в данном процессе, ему не всегда предоставляется возможность самому сделать выбор действия в области здоровья, здорового образа жизни, спорта. Это обусловлено отсутствием разработанных педагогических механизмов формирования самоопределения в ЗОЖ на основе образовательной ситуации. Считаем, что поэтому у значительной части школьников отсутствует активная жизненная позиция и стержневые принципы жизнедеятельности, устойчивые навыки здорового образа жизни. Исходя из этого, выделяем следующие противоречия: 1) между потребностями государства, общества и личности в формировании здоровья человека и недостаточным вниманием к формированию у подрастающего поколения самоопределения в ЗОЖ; 2) между значимостью использования образовательной ситуации как средства формирования самоопределения младших школьников в здоровом образе жизни и отсутствием опыта у педагогов в ее применении в данном процессе. На основании этого сформулирована проблема исследования, заключающаяся в поиске ответа на вопрос: каковы педагогические условия использования образовательной ситуации в процессе формирования самоопределения в здоровом образе жизни у младшего школьника? Решение данной проблемы определило выбор темы исследования: «Образовательная ситуация как средство формирования самоопределения в здоровом образе жизни у младших школьников». Цель исследования: выявить, обосновать и проверить педагогические условия использования образовательной ситуации в качестве средства формирования самоопределения младших школьников в здоровом образе жизни. Объект исследования: формирование самоопределения в здоровом образе жизни у младших школьников. Предмет исследования: педагогические условия использования образовательной ситуации как средства формирования самоопределения в здоровом образе жизни у младших школьников. Гипотеза исследования: формирование самоопределения в здоровом образе жизни у младших школьников посредством образовательной ситуации будет успешным, если создать следующие педагогические условия: – при проектировании ситуаций учитывать возможности для изменения личностных мировоззренческих взглядов учеников на здоровый образ жизни, включения школьников в осмысление сложившейся ситуации, рефлексию; – предусмотреть этапы решения образовательной ситуации: выделение проблемы, мотивация – формирование – рефлексия – обратная связь; – при организации решения ситуаций учитывать личностные ориентации учащихся на здоровый образ жизни, инициировать их активную деятельностную позицию на основе выбора ценностных ориентиров в области здоровья человека и оценки способов жизнедеятельности; – использовать разные формы образовательной ситуации (путешествие, эксперимент), содержание которых будет отобрано с учетом возможностей для формирования компонентов самоопределения в здоровом образе жизни (когнитивный, ценностный, потребностно-мотивационный, поведенческо-деятельностный). Задачи исследования: 1. Охарактеризовать сущность самоопределения в здоровом образе жизни и выявить особенности его формирования у младших школьников. 2. Выявить и обосновать педагогические условия использования образовательной ситуации в процессе формирования самоопределения младших школьников в здоровом образе жизни. 3. Разработать диагностический инструментарий и изучить исходный уровень сформированности самоопределения младших школьников в здоровом образе жизни. 4. Организовать опытно-экспериментальную работу по формированию у младших школьников самоопределения в здоровом образе жизни посредством образовательной ситуации. 5. Проанализировать и оценить эффективность опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников самоопределения в здоровом образе жизни. Теоретическая основа исследования: – положения о формировании культуры здоровья личности в младшем школьном возрасте (Т.Н. Андреева, А.К. Басте и др.); – теории формирования самоопределения обучающегося (Е.А. Александрова и др.); – подходы использования образовательной ситуации в развитии и становлении личности школьника (Т.В. Склярова); – идеи применения системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов к организации процесса обучения (Л.И. Божович) Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретические (изучение, анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация полученных выводов, моделирование); эмпирические (педагогический эксперимент, анкетирование, беседа, наблюдение); математические (статистическая обработка данных эксперимента, качественный анализ полученных результатов). Этапы исследования: – теоретический этап (май 2020 г. – август 2020 г.) – изучение и анализ учебно-методической, психолого-педагогической литературы и нормативно-правовой документации по исследуемой проблеме, определение методологического аппарата, обобщение изученной литературы и формулирование теоретических положений выпускной квалификационной работы; – опытно-экспериментальный этап (сентябрь 2020 г. – декабрь 2020 г.) – отбор диагностического инструментария, проведение опытно-экспериментальной работы, которое включало констатирующий и формирующий этапы эксперимента, описание и обработка результатов, формулирование выводов по полученным материалам и конкретизация результатов, полученных в ходе исследования, проведение контрольного этапа опытно-экспериментальной работы; – заключительный этап (декабрь 2020 г. – январь 2021 г.) – обработка, анализ и оформление результатов выпускной квалификационной работы. Практическая значимость исследования состоит в возможности применения при работе с младшими школьниками диагностического инструментария, который можно использовать в образовательной организации для определения уровня сформированности самоопределения в здоровом образе жизни у младших школьников; использовании разработанных подходов к формированию самоопределения в ЗОЖ у младших школьников средством образовательной ситуации. Подходы нашли выражение в опытно-экспериментальной работе, основанной на модели формирования самоопределения в здоровом образе жизни у младших школьников посредством образовательной ситуации с учетом возрастных особенностей детей 6–11 лет. База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 63. В исследовании принимали участие учащиеся 1 класса в количестве 30 человек. Обобщение и представление результатов исследования было осуществлено в рамках публикации в сборнике по итогам участия в рамках ІІІ Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения» (2020 г.). Была опубликована статья «Образовательная ситуация как средство формирования самоопределения в здоровом образе жизни у младших школьников». Структура исследования обусловлена целью и задачами исследования, включает введение, две главы, выводы по первой и второй главам, заключение, список литературы и приложения.