Подводя итоги исследования приходим к следующим выодам:
1. Фонд заработной платы работников включает прямую или тарифную заработную плату и все надбавки к ней. Прямая заработная плата состоит из суммы ставок сдельных рабочих, выплачиваемых сдельным рабочим, и заработной платы временных рабочих, рассчитанной по тарифным ставкам. Наиболее эффективной формой регулирования заработной платы для работников является многоуровневая договорная система. Он позволяет полностью отразить интересы как работодателя, так и работников при определении условий оплаты Фонд оплаты труда представляет собой сумму денежных средств, необходимых для вознаграждения за труд, компенсационные и стимулирующие выплаты, которые расходуются в течение определенного периода времени. Формирование ФОТ зависит от многих факторов, которые можно классифицировать, традиционно разделив их на внутренние и внешние.
2. Планирование ФОТ осуществляется путем составления смет или бюджетов по различным структурным подразделениям предприятия и элементам ФОТ с необходимым уровнем детализации. При такой организации появляется возможность управлять расходами на заработную плату путем своевременного факторного анализа планируемых и фактических данных об оплате труда. Выявляются причины и виновные ее перерасхода, а также возможные резервы снижения данных затрат. ФОТ представляет собой соответствующий план по оплате труда персонала, в котором находят отражение следующие его составные части: а) ФОТ персонала по видам оплаты труда, по группам, категориям и структурным подразделениям и в целом по предприятию с указанием и описанием источников финансирования; б) выплаты, имеющие стимулирующий и социальный характер и осуществляемые за счет чистой прибыли предприятия; в) начисления различных видов страхования.
3. При планировании ФОТ пользуются следующими наиболее известными методами его формирования: укрупненный метод планирования фонда оплаты; нормативный метод планирования; метод экстраполяции; метод поэлементного планирования. На наш взгляд, наиболее перспективным выглядит использование метода поэлементного планирования, основанного на расчете ФОТ для каждого конкретного заказа, с учетом распределения этих заказов по центрам ответственности, что позволит в реальном режиме контролировать затраты на оплату труда и регулировать численность персонала в соответствие с объемами загрузки производства. Такой подход позволит сформировать наиболее оптимальный ФОТ и исключить нерациональные его потери
4. Заработная плата сотрудников бюджетных учреждений согласно новой системе оплаты труда, строится на основании: должностного оклада; компенсационных выплат; стимулирующих выплат. Что же касается процесса установления окладов и ставок заработной платы по профессиональным квалифицированным группам, то здесь стоит отметить, что первой составляющей, из которой состоит заработная плата педагогических сотрудников, является фиксированный должностной оклад.
5. Учет труда и его оплаты является одним из главных разделов в бухгалтерском учете организации. Это обусловлено тем, что надлежащий контроль по учету заработной платы, правильное начисление и выплата сотрудникам заработка, расчет удержаний и т.д., являются для работника стимулятором воспроизводства рабочей силы, способствует повышению эффективности труда, а для работодателя – это способ выявления различных рисков в этой области, поиск ошибок, а также их предотвращение, ведь это одна из основных статей расходов. Документооборот по начислению и выплате заработной платы персоналу бюджетного учреждения осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов, с использованием унифицированных первичных документов и учетных регистров, формируемых в различных автоматизированных программах в учреждениях. Но даже в этом случае, ни один бухгалтеров не застрахован от ошибок в учете. Допущенные ошибки в учете заработной платы могут иметь негативные последствия и для работника, и для работодателя, и для организации в целом. Были рассмотрены наиболее часто встречающиеся ошибки по заработной плате. Для предотвращения негативных последствий следует совершенствовать и вести надлежащий внутренний контроль в организации.
6. Из рассмотренного международного опыта следует, что любая система внутреннего контроля (СВК) должна предполагать наличие взаимосвязанных процедур – планирования, организации и проведения контрольного мероприятия, подведения итогов, доведение полученных результатов контрольного мероприятия до руководства контролирующего органа и подконтрольного объекта, последующий контроль за устранением выявленных нарушений (недостатков), наличие подразделений, деятельность которых должна обеспечивать выполнение этих контрольных функций в рамках контрольных процедур, и постоянный мониторинг результативности использования ресурсов экономического субъекта. Экономический субъект обязан обеспечить постоянство деятельности, независимость и беспристрастность служб внутреннего контроля, профессиональную компетентность их руководителей и служащих, создать условия для беспрепятственного и эффективного осуществления службами внутреннего контроля своих функций.
7. Оплата труда работников в бюджетном учреждении занимает одно из центральных мест. В связи с этим именно на этом участке должна быть организована эффективная система внутреннего контроля. Деятельность Управления социальной политики № 27 как бюджетного учреждения образования, четко регламентирована по всем вопросам его финансовой и хозяйственной деятельности в первую очередь Трудовым Кодексом, а также локальными нормативными актами учреждения. Система внутреннего контроля обеспечивается в рамках полномочий руководителя организации, главного бухгалтера.
В связи с этим была разработана методика внедрения системы внутреннего контроля по оплате труда в данной организации. Внутренний контроль в организации должен вводиться поэтапно. Внедрение настоящей методики проводится в 6 этапов, в результате которой в организации должна функционировать эффективная система внутреннего контроля по оплате труда, обеспечивающая надежность финансовой информации, а также снижающая риски проведения ошибочных процедур. Внедрение системы внутреннего контроля позволит обеспечить достоверность информации, оптимально использовать ресурсы. В дальнейшем данная методика может применяться и в других аналогичных бюджетных учреждениях.