Введение 3
1. Характеристика современного цифрового бизнеса 5
1.1. Понятие цифрового бизнеса 5
1.2. Цифровой бизнес и его структура 8
1.3. Факторы формирования современного мирового цифрового бизнеса, его структура и динамика 10
2. Цифровой бизнес в России и угроза мошенничества на нем 14
2.1. Факторы криминализации цифрового бизнеса в России 14
2.2. История мошенничества в цифровом бизнесе России 21
2.3. Защита от мошенников в цифровом бизнесе России 23
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение 1 33
Приложение 2 34
Читать дальше
Исследование выявило следующие направления, в которых государство могло бы оказать поддержку российским компаниям в освоении современных цифровых технологий:
1. Поощрение конкуренции, создание условий для равной конкуренции. Цифровая экономика развивается одновременно по столь широкому спектру направлений, что ее невозможно построить за счет усилий ограниченного круга компаний, наделенных государством особыми полномочиями и ресурсами. Поэтому центральную роль в этой экономике будет играть частный бизнес с сильным предпринимательским началом.
2. Формирование общих технологических платформ. Зачастую серьезным барьером для широкого распространения цифровых технологий является необходимость синхронного перехода к работе с ними сразу целой группы компаний, образующих кооперационные цепочки. Для снижения такого барьера государство может выступать либо как организатор широких консорциумов или технологических платформ, объединяющих различные заинтересованные организации (пример – работы в области «интернета вещей»), либо как регулятор, директивно устанавливающий требования по использованию определенных технологических решений. Хотя принуждение к применению цифровых технологий в ряде случаев вызывает недовольство бизнеса из-за необходимости делать непредвиденные расходы, в средне- и долгосрочной перспективе оно дает позитивный эффект из-за синхронизации процессов внедрения типовых технологических решений в целых сегментах экономики.
3. Изменения в правовом регулировании. Проведенный анализ показывает наличие существенных пробелов в российском законодательстве. Требуется его доработка с учетом новых видов отношений, их юридического состава (новых объектов и субъектов информационных правоотношений, специфических прав, обязанностей и ответственности). Требуется масштабная работа с понятийным аппаратом информационного права и устранение препятствий правового характера, имеющих место в настоящее время в информационном законодательстве и практике его применения. В частности, требуют развития отдельные правовые институты в сфере цифровой экономики. Необходимо формирование единой цифровой среды доверия посредством развития доверенных сервисов: идентификация и аутентификация взаимодействующих субъектов, защита от несанкционированного доступа к документам, верификация полномочий у подписантов документов и др. Требуется установление особого промежуточного режима для категорий данных, не относящихся к категории информации ограниченного доступа, но потенциально являющимися таковыми. Остро встает вопрос развития рынка услуг, связанных с менеджментом персональных данных и т.д.
4. Квалифицированный заказчик. Государство в России формирует достаточно серьезный спрос на самые разные продукты и услуги, а также само предоставляет большое число услуг. Значительная часть этих продуктов и услуг может предоставляться с использованием цифровых технологий. Формируя заказ на увеличение цифровизации собственной деятельности, государство тем самым не только стимулирует развитие компаний в сфере ИКТ, но и задает стандарты работы с цифровыми технологиями, формирует культуру работы с ними у широкого круга субъектов экономики. В качестве позитивных примеров здесь можно привести программу «Электронная Россия», переход налоговых органов на прием электронной отчетности, применение пластиковых карт для социальных выплат и т.п.
Читать дальше
1. Абрашкин, М.С. Влияние цифровой экономики на развитие промышленности РФ / М. С. Абрашкин, А. А. Вершинин // Вопросы региональной экономики. – 2018. - № 1. – С. 3-9.
2. Аброскин, А. С. Международный опыт измерений цифровой экономики / А. С. Аброскин // Вестник университета. - 2018. - N 12. - С. 59-6.
3. Амелин, А. А. Криптовалюты и система блокчейн как средство инвестирования при выборе долгосрочной финансовой стратегии / А. А. Амелин // Российский экономический интернет-журнал. – 2018. - № 2. - http://www.e-rej.ru/Articles/2018/Amelin.pdf
4. Архипова, М. Ю. Разработка композитного индикатора для измерения величины и динамики цифрового неравенства в России / М. Ю. Архипова, В. П. Сиротин, Н. А. Сухарева // Вопросы статистики. – 2018. – Т. 25, № 4. – С. 75-87.
5. Багаутдинова, Н. Г. Новые конкурентные преимущества в условиях цифровизации / Н. Г. Багаутдинова, Р. А. Никулин // Инновации. - 2018. - № 8. - С. 80-83.
6. Баева, Л. В. Развитие системы электронной культуры и дифференциация современного социогуманитарного знания / Л. В. Баева // Философские науки. - 2018. - № 6. - С. 83–99.
7. Барабаш, К. С. Влияние цифровой экономики на изменение рынка труда / К. С. Барабаш // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2018. - № 6 (97). – С. 52-54.
8. Баранов, Д. Н. Социально-экономические последствия распространения цифровых технологий на рынке труда / Д. Н. Баранов // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2018. – № 3 (26). – С. 91- 97.
9. Баранов, Д. Н. Сущность и содержание категории «цифровая экономика» Д. Н. Баранов // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Сер. 1, Экономика и управление. – 2018. – № 2 (25). – С. 15- 23.
10. Белоусова, Т. И. Проблематика электронного декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования в условиях роста международных пассажиропотоков / Т. И. Белоусова, Е. И. Антонова, А. В. Богачев // Вопросы экономики и права. – 2018. - № 7 (121). – С. 86-90.
11. Бердышев, А. В. Будущее рынка криптовалют / А. В. Бердышев // Вестник университета. –2018. – №12. – С. 119-123.
Читать дальше