Налоговая система Российской Федерации постоянно обновляется. Использование современных технологий и решений, таких как блокчейн, который используется для выдачи льготных кредитов малым и средним предприятиям, пострадавшим от пандемии коронавируса, информационная система, которая позволяет налоговикам выявлять нарушения по налогу на добавленную стоимость, онлайн-кассы, которые отслеживают денежные поступления налогоплательщиков и предотвращают сокрытие доходов, позволяют налоговикам осуществлять налоговый контроль все более эффективно.
Исходя из результатов анализа, можно сказать, что собираемость почти всех налогов растет год от года. Это связано с эффективностью контрольной работы сотрудников налоговой службы и совершенствованием форм и методов самой контрольной работы и налогового администрирования.
Налоговый контроль играет важную роль не только в системе национального финансового контроля, но и в независимом аудите, т.е. является важной частью общей системы финансового контроля и одним из важнейших ее направлений. Эффективный налоговый контроль является необходимым условием функционирования любой налоговой системы. Приоритет налогового контроля обусловлен, прежде всего, важностью налогов и сборов как источников доходов для национального и местных бюджетов.
Важнейшими элементами налогового контроля являются его формы и методы. Формы, методы и виды налогового контроля тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Это наиболее важные особенности контрольной деятельности, осуществляемой налоговыми органами, рассмотрение которых необходимо для понимания сущности налогового контроля.
При осуществлении своей контрольной деятельности налоговые органы участвуют в налоговых отношениях на индивидуальной основе в рамках своей компетенции. Они не имеют права превышать свои полномочия и использовать свое положение и доступ к конфиденциальной информации налогоплательщиков и других лиц в целях, не связанных с возложенными на них (и их должностных лиц) задачами.
Органы государственного налогового контроля осуществляют свою контрольную деятельность в несколько этапов. Кроме того, каждое отдельное надзорное мероприятие можно разделить на несколько этапов и фаз.
Согласно анализу, основными источниками доходов бюджета являются налог на добавленную стоимость, корпоративный подоходный налог и налог на доходы физических лиц. По результатам оценки динамики собираемости налога на прибыль организаций, которая к концу рассматриваемого периода снизилась на 1,8% и составила 79,7%, было предложено разработать и внедрить единую систему налогового контроля, которая позволит повысить собираемость данного налога как минимум до 95-100%.
Единой системы налогового контроля или ЕСКК, а также расчет экономической эффективности и результативности данного проекта.
Исходя из того, что при полном запуске ЭСНК к 2022 году ожидается увеличение сбора налога на прибыль на 90% в 2022 году и не менее чем на 95% в 2023 году и далее, а также принимая во внимание, что за этот период бюджет соберет примерно на 21,5 млрд. рублей больше от функционирования ЭСНК, можно оценить целесообразность реализации проекта. Затраты по проекту в этот период составят около 12-13 миллиардов рублей, а к началу 2024 года ожидается, что профицит по проекту составит около 9 миллиардов рублей.
В целом, создание и внедрение единой системы налогового контроля является достаточно современной, инновационной и эффективной системой, которая может повысить собираемость налогов, сократить количество выездных и камеральных проверок, упростить взаимодействие между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также создать гибкий инструмент налогового администрирования и контроля.
Необходимо постоянно искать новые пути повышения качества и глубины налоговых проверок, их эффективности, повышения производительности труда налоговых служащих, повышения уровня информативности налоговых органов, что позволит увеличить поступления в бюджет в виде дополнительных налоговых сборов и санкций, предотвратить использование юридическими лицами различных оптимизационных схем и снизить затраты на сбор налогов.
В то же время ряд проблем организации и методологии надзора налоговых органов, регламентации прав и обязанностей должностных лиц налоговых органов, практического применения опыта зарубежных налоговых служб в России, совершенствования контрольной работы налоговых органов в компьютерной среде и многие другие являются малоизученными и требуют дальнейшего исследования в современных условиях. Поэтому при формировании и реализации налоговой политики основной задачей налоговых органов при проведении контрольных мероприятий остается соблюдение баланса интересов государства и налогоплательщиков.
Построение взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками посредством налоговых проверок - это инициатива, которая может качественно повысить эффективность работы налоговой администрации и способствовать созданию благоприятной налоговой среды в целом. Однако международный опыт показывает, что организация и управление такими программами - сложный процесс, требующий усилий всех заинтересованных сторон: налоговых органов, налогоплательщиков и профессионального сообщества. В то же время принципы и подходы к налоговому контролю, изложенные в системе налогового контроля, служат ориентиром для развития практики налогового администрирования в будущем.
Повышение качества и эффективности налогового контроля не означает его усложнения. Налоговый контроль не должен негативно влиять на предпринимательскую деятельность добросовестных налогоплательщиков. В любом случае, права налогоплательщиков должны соблюдаться в полном объеме. Пути совершенствования налогового контроля в нашей республике на современном этапе заключаются не только в непосредственном повышении эффективности форм и методов контрольных мероприятий, но и в совершенствовании налоговой системы в целом.