Кузнечное дело было одним из первых ремесел, появившихся в Древней Руси. Серп нужен для уборки урожая, плуг - для посева, рукодельницам - иглы для шитья и вышивания, а лошадям - подковы.
Процесс получения одного железа был долгим и очень трудоемким. Сначала руду добывали на болотах, которые занимали большую часть осени и зимы, затем сушили и обжигали, и уже на плавильном заводе она превращалась в железо.
Но это было только полдела. Основная задача легла на плечи кузнецов. Кусок металла должен был превратиться в изящный острый серп или крепкий меч, а изготовление каждого изделия требовало особых навыков и мастерства.
Что касается оружия, то оно стало «визитной карточкой» древних мастеров. Раскопки захоронений X века (у Черной гробницы под Черниговом) показали нам, современным людям, что во многом военные победы русских основывались на искусстве кузнецов, которые производили уникальные изделия.
Для ковочных работ использовали металлическую лопату, молоток, наковальню, плоскогубцы. Обычно в кузнице работали два человека: мастер-кузнец и его помощник - подмастерье. Один держал щипцами раскаленное железо, другой бил наковальней долото. Когда-то давно всех, кто имел дело с металлом, называли - «кузнец по меди», «кузнец по серебру» и т. д.
В то время производились неприхотливые кованые изделия, необходимые для домашнего обихода. К ним относятся: ножи, косы, серпы, обручи для катушек, ручки для ведер, гвоздики. Позже появились более сложные вещи: цепи, тюрьмы, кольца для доспехов, топоры.
Значительно развилось производство боевого оружия и доспехов. Специальные оружейники ковали боевые мечи, щиты, сабли, кольчуги, колчаны со стрелами. Такие вещи требовали от мастера особого мастерства и умелой техники ковки. Например, для изготовления кольчуги и шлема мастеру требовалось выполнить несколько этапов: ковку металлической проволоки, сборку-сварку, соединение и клепку колец.
К 12 веку в кузнечном деле стали использовать цветные металлы, привезенные из Скандинавии и Венгрии. Большим спросом пользовались женские украшения и аксессуары, церковные принадлежности. Тогда и появился метод «полого литья». Это позволило сэкономить металл и воспроизвести сложные украшения из недорогого сплава свинца и олова.
Расцвет художественной ковки пришелся на 17-18 вв. Дворянство и шляхта стали богато украшать свои дворцы и храмы элементами ковки. На окнах появились ажурные, защитные решетки. Дома и парки окружали красивые кованые заборы и ворота. Кованые изделия подчеркнули индивидуальность и изысканный вкус хозяев, а также разнообразили интерьер.
По мнению историков и археологов, методы обработки железа были освоены в современной России древними славянами. Первым из этих методов, несомненно, была ковка. В те времена технология ковки была очень примитивной. Изначально железо пытались обрабатывать в холодном состоянии, выбивая из него примеси битерами.
Однако вскоре они поняли, что придать утюгу желаемую форму гораздо проще, предварительно нагревая его в духовке. Первые печи, в которых было железное отопление для изготовления кованых элементов, были обычным домашним очагом. Позже появились так называемые «волчьи ямы». Это были углубления в земле диаметром около метра. Стены таких своеобразных гор были хорошо смазаны глиной и обладали хорошей термостойкостью, что позволяло легко нагреть металл до нужной температуры. В большинстве населенных пунктов во избежание пожаров «волчьи ямы» располагались на окраинах.