В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью предприятия: понятие и сущность дебиторской задолженности, классификация и принципы управления ею, этапы анализа дебиторской задолженности и коэффициенты оценки качества, а также методы управления дебиторской задолженностью.
Одним из важных показателей на предприятии выступает величина дебиторской задолженности, так как она оказывает влияние на ликвидность и финансовую устойчивость предприятия.
Наличие дебиторской задолженностив компании влечет за собой возникновение временного разрыва в финансово-товарных отношениях, а также, в случае замедления или невозврата денежных средств дебиторами, может привести к снижению деловой активности.
В современных условиях перед компаниями остро стоит вопрос грамотного и эффективного управления деятельностью и использования его финансовых ресурсов. Дебиторская задолженность компании выступает частью оборотного капитала (активов) организации.
Увеличение дебиторской задолженности компании означает исключение средств из оборота, что, в свою очередь, требует дополнительного финансирования.
Проблема управления дебиторской задолженности в компании является одной из важных, так как цель любого предприятия, в первую очередь – это качественное и надежное поддержание высокой прибыльности и стабильности. В связи с этим, важное значение приобретает эффективное управление дебиторской задолженностью компании.
Во второй главе выпускной квалификационной рабты проанализирована дебиторская задолженность ПАО «Ростелеком». Дана оценка структуры и динамики дебиторской задолженности компании, а также оценка показателей оборачиваемости, соотношение дебиторской задолженности и кредиторской задолженности исследуемого предприятия.
ПАО «Ростелеком» является объектом исследования данной работы и крупнейшим российским интегрированных провайдером цифровых услуг и решений на территории всей страны.
На основании проведенного анализа дебиторской задолженности исследуемой компании было выявлено, что в целом дебиторская задолженность ПАО «Ростелеком» состоит из долгов покупателей и заказчиков, прочих дебиторов и авансов выданных. За 2019 год по сравнению с 2018 годом и в 2020 году по сравнению с 2019 годом размер дебиторской задолженности покупателей и заказчиков снизился, по авансам выданным возросла сооответственно, задолженность прочих дебиторов имеет скачкообразную динамику:в 2019 снизилась, а в 2020 году возросла.
По сравнению с 2018 годом за 2019 год общая сумма дебиторской задолженности в имуществе организации снизилась на 6 026 млн.руб., а также сократилась по сравнению с 2019 годом за 2020 год на 556 млн.руб.
Наибольшую долю в общей сумме дебиторской задолженности компании занимает дебиторская задолженность покупателей и заказчиков ПАО «Ростелеком», так в 2019 году по отношению к 2018 году, как и в 2020 году по отношению к 2019 году, она сократилась, доля авансов выданных в 2019 году к 2018 году возросла, как и в 2020 году к 2019 году, доля задолженности прочих дебиторов в 2019 году к 2018 году возросла, как и в 2020 году к 2019 году.
В 2018 году оборачиваемость дебиторской задолженности ПАО «Ростелеком» составила 5,31 оборотов, в 2019 году – 6,19 оборотов, в 2020 году. – 6,82 оборотов. В 2020 году по отношению к 2019 году оборачиваемость дебиторской задолженности ПАО «Ростелеком» возросла, что положительно оценивается для деятельности организации и свидетельствует об её эффективности.
Также определяется ускорение обращения дебиторской задолженности ПАО «Ростелеком» в 2020 году по сравнению с 2019 году, а также в 2019 году к 2018 году, что определяет некоторое улучшение платежной дисциплины покупателей организации и свидетельствуют об эффективности её использования.
В 2020 году по сравнению с 2019 годом категория «просроченная дебиторская задолженность» возросла на 263 млн. руб., что было вызвано ростом величины дебиторской задолженности покупателей и заказчиков. Это негативно характеризует действующую в ПАО «Ростелеком» финансовую политику в области управления дебиторской задолженностью.
Кроме того, было определено, в 2020 году по сравнению с 2019 годом категория «просроченная дебиторская задолженность» возросла на 263 млн. руб., что было вызвано ростом величины дебиторской задолженности покупателей и заказчиков. Это негативно характеризует действующую в ПАО «Ростелеком» политику управления дебиторской задолженностью.
Таким образом, в ходе проведенного исследования было выявлено, что в управлении дебиторской задолженностью ПАО «Ростелеком» имеются проблемы: замечен рост периода оборачиваемости дебиторской задолженности; наблюдается наличие и рост просроченной дебиторской задолженности; в компании отмечается весомое превышение уровня кредиторской задолженности над уровне дебиторской.
Для решения выявленных проблем были разработаны рекомендации по управлению дебиторской задолженностью ПАО «Ростелеком».
Одним из способов управления дебиторской задолжденностью на предприятии и её сокращение в качетсве меры воздействия было предложено внедрение программного комплекса «БИТ. Управление задолженностью» на 24 подразделения предприятия. В ходе работы рассчитали экономический эффект от реализации данного проекта. Расчет стоимости внедрения ПО составит 522 млн. руб., годовые затраты на обслуживание составят 302,40 млн. руб. годовые затраты на обслуживание программы составят 824,40 млн. руб.
Внедрение данного проекта приведет на исследуемом предприятии к приросту выручки на 348 258 млн. руб. Затраты при этом составят 824,40 млн. руб. Экономический эффект внедрения проекта составляет 2 658,18 млн. руб., а эффективность – 322,44%. При этом затраты на внедрение проекта окупятся чуть больше, чем через 3 месяца (0,31 года).
Дополнительно было в качестве мер по совеошенствованию системы управления дебиторской задолженностью на предприятии было предложено разработать стандарты анализа и и систему оценки клиентов (абонентов), сформировать систему и определить процедуры погашения дебиторской задолженности по выданным коммерческим кредитам, автоматизировать систему управления дебиторской задолженностью, а также пересмотреть методы и формы рефинансирования дебиторской задолженности.
Реализация предложенных мероприятий по совеошенствованию системы управления дебиторской задолженностью на предприятии позволит повысить эффективность управления дебиторской задолженностью, грамотность управленческого персонала и финансовое положение исследуемой компании ПАО «Ростелеком».